Пастырское окормление эмигрантов на опыте Украинской Православной Церкви

05.10.2010, 13:02

Общеизвестным фактом является то, что за последние 20 лет из Украины в поисках лучшей судьбы выехало около 7 миллионов украинцев. Начиная с конца XIX века, когда украинцы из западных регионов впервые массово поехали в Америку и Канаду, это уже пятая волна украинской эмиграции. МИД Украины говорит о 20 миллионах украинцев и людей украинского происхождения, проживающих во всех странах мира.

С 15 по 17 сентября 2010 года в Центре науки и культуры богословского отделения Опольского университета в поселке Камень Силезский (Польша) работала Международная конференция «Миграция в Центральной и Восточной Европе — проблемы примирения и сосуществования культур». В работе конференции приняли участие представители рада украинских церквей. «Религия в Украине» предлагает вниманию читателей текст доклада, представленного на конференции секретарем Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви протоиереем Николаем Данилевичем.

Украинская православная диаспора в мире

 Общеизвестным фактом является то, что за последние 20 лет из Украины в поисках лучшей судьбы выехало около 7 миллионов украинцев. Начиная с конца XIX века, когда украинцы из западных регионов впервые массово поехали в Америку и Канаду, это уже пятая волна украинской эмиграции. МИД Украины говорит о 20 миллионах украинцев и людей украинского происхождения, проживающих во всех странах мира.

В частности, что касается Европы, то большая часть украинцев сосредоточена в южной части Старого Света, а именно – в Италии, Испании, Португалии, Греции.  

 Украинские мигранты в странах Европы и Америки

Одной из европейских стран, где проживает наибольшее количество украинских эмигрантов последней волны, является Италия. По приблизительным подсчетам, в Италии проживает и работает от 700.000 до 1.000.000 наших соотечественников. Точные данные неизвестны, так как значительная их часть проживает нелегально.

В основной своей массе украинские «заробитчане» в Италии – это люди из сельской местности из западных областей Украины. Основным типом работы, которую они выполняют, является уход за престарелыми и больными итальянцами. Италия, также как и Греция, является лидером среди европейских стран по количеству населения преклонных лет. Подавляющее большинство «заробичтан» составляют наши женщины, что объясняется как спецификой работы, так и добросовестным отношением к ней украинских женщин. Проживая в чужой стране, эти люди сталкиваются с множеством проблем. Это и отсутствие легального статуса, часто работы, а соответственно и жилья, поскольку украинские женщины проживают вместе с итальянскими бабушками и дедушками, за которыми присматривают. Однако самыми большими проблемами являются проблемы психологические и духовные.

Первой проблемой является одиночество. Женщина оставляет в Украине мужа, детей, близких. На первых порах вслед за эйфорией пребывания заграницей приходит тоска по родным, перспективы увидеть которых очень долгосрочные, потому что нужно отработать потраченные на выезд за рубеж деньги и еще что-то заработать. А это на практике занимает как минимум 2-3 года, а то и больше. За это время дома вырастают дети, которые воспитываются дедушкой или бабушкой, и бывают случаи, когда ребенок, увидев свою родную маму, не узнает ее. Что в этот момент переживает материнское сердце, остается только догадываться. «Наши женщины выходят из самолета во Львове, - рассказывает очевидец, - а семи-восьмилетний ребенок спрашивает у бабушки: «А где моя мама?». Они долго не виделись. Мать поехала за границу, когда ребенку было лишь 10 месяцев». В результате долговременного пребывания жены или мужа заграницей распадаются семьи, женщины находят себе мужей в Италии, мужчины далеко не всегда способны так долго хранить верность своим женам в Украине. По этому поводу наши работники шутят над самими собой: «Через год ехать домой еще не с чем, через два - уже не к кому, а через три - уже незачем». За время отсутствия они становятся чужими в Украине, но зачастую так и не становятся своими в Италии. 

Вторым фактором, который порождает психологические проблемы, являются низкие и грязные работы, которые приходится выполнять на чужбине нашим соотечественникам. В Украине будущий мигрант был в обществе уважаемым человеком, а в Италии ему приходится быть прислугой. Мне приходилось встречать в Италии учителей, экономистов, бухгалтеров, инженеров, и даже врача-хирурга, который работал в апельсиновых садах в Калабрии. Но что там говорить об интеллигенции, когда эти ощущения переживают все, независимо от социального статуса, который они имели в Украине. «Я хотя и простая женщина из села, - рассказывает одна «заробитчанка», - работала в колхозе, но у меня есть семья, муж, дети, зять, в доме я хозяйка, в семье - мама, а здесь - прислуга», - с горечью в голосе жаловалась мне женщина из Ровенской области. «Но выхода нет, мы приехали зарабатывать деньги», - с грустью заканчивает она.

Третьим фактором, который порождает психологические проблемы, является характер наиболее распространенной работы - уход за старыми, нередко психически больными, итальянцами. Часто женщина вынуждена круглосуточно, не выходя на улицу, изо дня в день сидеть в четырех стенах, присматривая за тяжелобольным синьором или синьорой. С ума можно сойти, что, к большому сожалению нередко и происходит. В психбольницах Черновицкой области (и не только там) находится немало женщин с психическими отклонениями, каковые они «заработали» в Италии. После сказанного уже не хотелось бы рассказывать о торговле людьми, о том, чем вынуждают заниматься наших девушек за рубежом, о сексуальном рабстве, мафии и т. п.

В связи с огромными масштабами украинского православного присутствия только в одной Италии, а также в связи с проблемами, с которыми сталкиваются наши соотечественники на чужбине, Украинская Православная Церковь не может оставаться в стороне. На мой взгляд, только Церковь в состоянии адекватно оказывать духовную и психологическую поддержку своим чадам и соотечественникам, которые оказались на чужбине. Конечно, за рубежом существуют наши посольства, консульства, но они предоставляют лишь правовую, редко социальную помощь. Духовную же, психологическую помощь, а нередко и социальную, может оказать лишь Церковь. Выслушать, утешить, посоветовать, поисповедовать человека, дать ему надежду - в состоянии лишь священник. И если человек в таких условиях находит храм Божий, где священник говорит на родном языке, выслушает, утешит - это является большой поддержкой для него. «Церковь для нас - это все», - делилась со мной женщина из Харькова, которая работает в Милане. «Нам хозяева дают один выходной в неделю, - продолжает она, - а кое-кому у кого из нас есть лишь 2-3 свободных часа в день, куда нам идти? В город? Что я там найду? К знакомым? Их немного. И какой толк с того? А вот в церковь, да! Мы находим здесь все - Бога, Родину, хороших людей, которых так хочется видеть здесь, - на чужбине». «Вообще, украинская диаспора - это катастрофа для Украины», - резюмирует она, возможно немножко и преувеличивая из-за наплыва эмоций, но во всяком случае ее слова не далеки от истины. Многие люди, которые не ходили в храм Божий в Украине, приходят к Богу именно там - за рубежом, когда попадают в чужую среду.

В США и Канаде, куда украинцы также отправляются в поисках лучшей судьбы, ситуация не такая драматичная, как в Европе. Ведь в эти страны наши люди едут, по большей части, легально. Однако, вышеупомянутые психологические и духовные проблемы, включая ностальгию по Родине, также присутствуют. Пастырским попечением наших соотечественников в этих странах занимаются УПЦ в США и УПЦ в Канаде, которые входят в юрисдикцию Константинопольського Патриархата, а также Автокефальная Православная Церковь в Америке, в клире которой много священников-украинцев. Мигранты посещают также храмы Русской Зарубежной Церкви.

 Канонические условия служения УПЦ в деле пастырского попечения иммигрантами

Находясь в канонической зависимости от Московского Патриархата и не имея возможности напрямую открывать свои приходы за рубежом, Украинская Православная Церковь все назначения священников заграницу согласовывает с Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата. Такой порядок несколько затрудняет нашу деятельность по пастырскому окормлению православных украинцев, проживающих за рубежом, однако это не является глобальным препятствием для деятельности в этом направлении.

 Направления деятельности УПЦ по пастырскому окормлению мигрантов

1. Открытие православных приходов за рубежом

 Очевидно, что базой для пастырского окормления мигрантов является наличие приходов или миссий в местах компактного проживания православных украинцев. Поэтому Отдел внешних церковных связей УПЦ налаживает и поддерживает связи с украинскими общинами в разных странах мира. Не имея канонической возможности открывать свои приходы за рубежом, мы, уважая принцип канонической территории, подбираем и посылаем украинских священников в те епархии, а иногда и Поместные Православные Церкви, в зону пастырской и канонической ответственности которых входит та или иная часть света, где живут украинцы. Во многих зарубежных епархиях РПЦ служат священники с Украины. В частности, на территории Италии в рамках Богородской епархии РПЦ священники-украинцы служат в Риме, Милане, Катании, Сардинии, Пескаре, Анконе, Удине, Варезе. Священники, которые осуществляют свое служение в этих городах, параллельно окормляют общины и в других близлежащих городах. Что касается Поместных Православных Церквей, то священники с Украины служат в Константинопольском и Александрийском Патриархатах, в Элладской, Чехо-Словацкой и Американской Церквях. Наша задача заключается в том, чтобы оказывать реальную пастырскую помощь нашим людям за рубежом. Мы не можем изменить сложившуюся систему межправославных отношений, а посему должны делать то, что возможно делать в настоящих условиях для конечного блага наших соотечественников.

2. Подбор духовенства на заграничные приходы

Вторым важным аспектом в деле пастырской заботы о мигрантах является наличие преданного Церкви, Богу и людям, образованного, эрудированного, дипломатичного священника, который был бы в состоянии вести эффективную пастырскую деятельность в непростых условиях зарубежной жизни. Именно поэтому мы как подыскиваем, так и ведем работу по подготовке таких священников, которые уже на местах служат, исповедуют, помогают нашим людям духовно и психологически, а именно помогают найти работу, выучить язык, организуют культурные мероприятия на приходе и т.п. Мы, как центральный церковный административный орган, делаем все, чтобы содействовать и облегчать роботу священникам на местах. В частности, ежегодно Священный Синод РПЦ официально посылает по 2-3 священника украинца за рубеж. Кроме того, мы практикуем краткосрочные поездки священников, особенно студентов последних курсов духовных семинарий и академий, за рубеж на наши приходы для помощи местным священникам, а также с целью подготовить молодого священнослужителя для будущего служения. Лишь по результатам таких кратковременных поездок принимается решение о целесообразности назначения такого священника на постоянное служение за рубеж.

Ежегодно на такие большие праздники как Пасха, Рождество, Троица, мы посылаем священников для совершения богослужений в те страны и города, где нет постоянного священника. В частности, за последние 3 года наши священники регулярно посещают Италию, Испанию, Португалию, Ливию, а также были совершены аналогичные поездки в Китай, Финляндию, Англию, Францию, Австралию, Нью-Йорк, Гонконг.

3. Архипастырские посещения мигрантов

Нашу диаспору часто посещает Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир. В частности, в декабре 2008 и 2009 года Блаженнейший Митрополит Владимир посещал Милан и другие итальянские города.

При содействии ОВЦС УПЦ с 28 по 31 мая 2010 года архиепископ Тернопольский и Кременецкий Сергий совершил пастырскую поездку к украинской православной диаспоре Милана (Италия), Барселоны и Мадрида (Испания) — тех городов, где проживает и трудится большая часть выходцев с Тернопольськой епархии. Часто посещают нашу диаспору и другие архиереи нашей Церкви, в частности архиепископ Полтавский и Миргородский Филипп, который в июне прошлого года посетил Лиссабон.

Такие поездки очень полезны как для людей, так и для нашего духовенства, которое своими глазами видит масштабы проблемы нашей диаспоры и, соответственно, пытается что-то делать для решения этих проблем.

4. Духовные и культурные мероприятия для эмигрантов   

 Для духовной поддержки наших соотечественников Украинская Православная Церковь проводит разные мероприятия, преимущественно, духовного характера, а именно – принесение святынь. В частности, осенью прошлого года в Италию (Милан и Рим) была принесена для поклонения Почаевская икона Божией Матери. На официальный сайт Украинской Православной Церкви (www.orthodox.org.ua) поступило множество  положительных отзывов от тех, кто сподобился поклониться иконе.

Что касается американского континента, Украинская Православная Церковь со своей стороны помогает Православным Церквям этой части света украиноязычным духовенством, а также организовывает принесение святынь. Например, в октябре 2009 года в Канаду была принесена Почаевская икона Божией Матери, которой поклонилось около 40 000 православных Канады разных национальностей. В текущем году в ту же страну, по просьбе Оттавско-Канадской епархии Православной Церкви в Америке, Блаженнейший Митрополит Владимир благословил принесение мощей святого князя Владимира. Такие мероприятия не только приносят духовную пользу, но и содействуют более плодотворному сотрудничеству между православными всех юрисдикций, которые осуществляют свое служение в этой стране.

5. Межконфессиональное сотрудничество в деле помощи мигрантам

14 октября 2009 года в Верховной Раде Украины состоялись парламентские слушания, посвященные положению украинцев за рубежом и ситуации с украинскими трудовыми мигрантами. В слушаниях приняли участие представители УПЦ, УГКЦ и других Церквей. Во время слушаний было обнародовано общее Обращение представителей христианских Церквей Украины к Верховной Раде Украины относительно ситуации, которая сложилась с украинскими трудовыми мигрантами. Основные христианские конфессии Украины предложили Украинскому государству в первую очередь признать "факт существования несколько миллионной группы трудовых мигрантов" и законодательно закрепить его, а также поддержать разработанный ими "Проект закона о правовом статусе украинских трудовых мигрантов". По их мнению, "такой шаг был бы добрым знаком для всех заинтересованных сторон и демонстрировал бы настоящий интерес к судьбе миллионов украинцев". Обращение поддержали все члены Совещания представителей христианских Церквей Украины.

Кроме сотрудничества на уровне законодательных инициатив, УПЦ и УГКЦ, как конфессии наиболее активно занимающиеся пастырским окормлением мигрантов, имеют контакты на уровне рядовых священников заграницей. В частности, несмотря на отсутствие евхаристического общения, наши священники не запрещают своим православным прихожанам посещать организуемый ежегодно греко-католическим духовенством День Матери. Со своей стороны, греко-католическое духовенство и верующие приходили поклониться чудотворному образу Почаевской Божией Матери во время его пребывания в Италии (епископ Дионисий Ляхович) и в Канаде (епископ Кен Новакивский). Из личного опыта могу сказать, что мне в Италии приходилось присутствовать на Рождественских представлениях («вертепах»), организованных украинцами греко-католиками. Уверен, что, несмотря на существующее разделение по вероучительному признаку, мы должны общаться друг с другом как братья по крови. К этому я всегда призываю своих прихожан.

6. Социальная деятельность УПЦ для поддержки мигрантов

ОВЦС УПЦ время от времени посылает на зарубежные приходы церковную литературу. Священники на местах организуют паломничества к православным святыням Западной Европы, помогают людям в поиске работы, организуют курсы языка при приходе, нередко находят квартиры для вновь приехавших и еще не имеющих работы людей. Некоторые из наших клириков, как, например, священники нашего прихода в Милане, оказывают помощь украинским (и не только) детям, больным лейкемией. Для этого они привозят детей с Украины в Италию, где больше медицинских возможностей вылечить это заболевание, поддерживают их, исповедуют, причащают, готовят к предстоящим операциям. Мы со своей стороны помогаем им оформлять визы. Иногда наши приходы посещают творческие коллективы из Украины и России. Особенно часто это бывает на приходе св. Амвросия Медиоланского в Милане.

7. Контакты с МИД Украины

В своей зарубежной деятельности мы сотрудничаем с МИД Украины, который оказывает нам содействие в наших зарубежным инициативах. В частности, при содействии украинского внешнеполитического ведомства были проведены презентации Пересопницкого Евангелия в Америке, Канаде, Иерусалиме и других городах мира. Во время визитов Блаженнейшего Митрополита Владимира за рубеж, а также других представителей УПЦ, их часто встречают наши дипломаты.

Со своей стороны мы также помогаем нашим гражданам, которые заграницей попадают в сложные ситуации. Так, например, несколько месяцев назад нам в сотрудничестве с Посольством Украины в Японии удалось помочь выехать из этой страны гражданке Украины, находившейся там в трудном положении.

***

Подводя итог своему выступлению, хотел бы подчеркнуть, что Церковь обладает огромным потенциалом в деле опеки над мигрантами. Однако, эти усилия были бы более результативны, если бы Церковь имела более действенную помощь в своих начинаниях со стороны общественных и государственных структур.

о. Миколай ДАНИЛЕВИЧ

"Релігія в Україні", 5 жовтня 2010 (рос.)