Польша отделяет церковь от государства. Правительство страны больше не будет содержать священников
ПОЛЬСКИЕ власти приняли решение реформировать систему государственного финансирования Католической церкви Польши (КЦП). Существовавший до сих пор Церковный фонд планируется упразднить, а вместо него ввести адресный налог — плательщик может обратиться в налоговое ведомство с заявлением о том, чтобы 0,3% от суммы его подоходного налога были направлены на нужды той церкви, к которой он принадлежит или симпатизирует.
ПОЛЬСКИЕ власти приняли решение реформировать систему государственного финансирования Католической церкви Польши (КЦП). Существовавший до сих пор Церковный фонд планируется упразднить, а вместо него ввести адресный налог — плательщик может обратиться в налоговое ведомство с заявлением о том, чтобы 0,3% от суммы его подоходного налога были направлены на нужды той церкви, к которой он принадлежит или симпатизирует.
Еще несколько лет назад такое решение казалось попросту невозможным. Но, похоже, по мере того как романтика «Солидарности» и фигура-символ Папы Войтылы погружаются глубже в историю, авторитет католической церкви в Польше дает трещину.
Церковный фонд был организован коммунистическим режимом для финансовой поддержки лояльных к власти клириков, а его посткоммунистическая деятельность рассматривалась как «компенсация» церкви за перенесенные притеснения. Через этот фонд осуществляется социальная поддержка священнослужителей, финансирование работ по реставрации и поддержке принадлежащих церкви памятников истории и культуры и т.д.
Госфинансирование церкви в постсоветское время объяснялось и тем, что к КЦП, согласно опросам, принадлежат свыше 90% поляков. Однако ситуация в Польше в этом смысле напоминает украинские реалии: у нас тоже «христианами» признают себя около 80% граждан, но на поверку эти потрясающие цифры не имеют никакого отношения к церкви. Наш самый оптимистический показатель — между одной пятой и четвертью населения (такую статистику показывает посещение пасхальных богослужений), в Польше — около 45%.
Однако и этого числа прихожан достаточно, чтобы с легкостью компенсировать те $30 миллионов, которые ежегодно отчисляло в Церковный фонд государство.
|
Но в жизни не все так гладко, как в статистическом отчете. Для поляков, как и для нас, принадлежность к определенной вере — часть национальной самоидентификации. Исповедание как таковое отходит на задний план, что может серьезно сказаться на доходах церкви. И именно поэтому идея о реформе финансирования взволновала польский клир.
Более того, соцопросы фиксируют падение авторитета КЦП в обществе. Возможно, это прямое следствие того, о чем так много в последнее время говорят и в Украине, и в России — сращивания церкви и определенных политических сил. У нас это сращивание выглядит вполне традиционным «византийским» шагом — церковь всегда поддерживает государство и взаимно поддерживается им. Однако политические силы имеют обыкновение приходить и уходить, их рейтинг колеблется, подобно маятнику, и за собой они увлекают церковь.
Казалось бы, Католической церкви это почти не свойственно — у них совсем другая традиция. Но только не в случае с Польшей. Достаточно вспомнить, что здесь Католическая церковь была в авангарде борьбы с левым режимом. Она так и осталась прочно на «правом» берегу, откровенно демонстрируя свое неприятие любых левых инициатив. В общем, социалистам, которые ныне у власти, не за что ей симпатизировать. Зато у них были все основания заговорить о клерикализме и привлечь сторонников этой идеи.
Тем более что на фоне кризиса возможность сэкономить и перераспределить бюджет (в частности, на увеличение пенсий) сулит немалые политические дивиденды. Католическая церковь — организация не бедная, особенно после возврата имущества в порядке реституции. Конечно, ее руководство по-прежнему уверено, что этого мало, чтобы полностью компенсировать понесенный ущерб. Но его аппетиты в последнее время начинают вызывать раздражение у населения — раздражение, знакомое и нам.
Авторы проекта и его сторонники уверены в том, что новый тип финансирования расставит многое по своим местам. В частности, церкви будут получать гособеспечение, пропорциональное их реальному весу в обществе. Если Католическая церковь действительно обладает таким влиянием на умы, как говорит, — она не пострадает. Однако теперь ей придется вести конкурентную борьбу с другими конфессиями и деноминациями, причем не только за души, но и за вполне материальный кусок хлеба. Мрачное настроение представителей КЦП понять можно: с ее монополией покончено.
Но и в самой системе финансирования внутри церкви все совсем не так просто. Нам ли этого не знать? Ведь регулярно появляются скандальные публикации об автопарках владык, «прайсах» в церквах, отказах в требах и даже в таинствах «до момента уплаты», из последнего — комедия с часами патриарха Московского, «которых не было», и квартирная драма с применением нанотехнологической пыли. В этом блеске отнюдь не сусального золота теряется правда о финансовом состоянии церкви, да и о церкви как организации вообще.
Идея социального обеспечения священников с помощью фондов, подконтрольных государству, а не церковному (особенно епархиальному) руководству, на самом деле достойна внимания — во всяком случае у нас. Потому что богатство одних в церкви удивительным образом уживается с нищетой других. Церковь, находящаяся на полном самообеспечении — как это заведено, например, у нас, — поражается массой финансовых проблем, из которых имущественное расслоение — лишь наиболее яркая, но никак не единственная. Приходской священник, живущий за счет пожертвований паствы, зависит от возможности и готовности прихожан эти пожертвования делать. А если учесть, что они идут не только на поддержание его штанов, но и на множество иных выплат, то совсем не удивительно, что множество священников вводит жесткую систему «оплаты треб», а также старается найти источники финансирования «на стороне». Сделать это удается не всем. Нищета среди священников, отсутствие их социальной защиты — одна из очень острых проблем нашей церкви. О которой в миру мало что известно. В финансовом вопросе она еще менее прозрачна, чем во всех прочих. Он оказывается одной из граней, которые разделяют церковь на «пастырей» и «овец».
Разгосударствление КЦП, скорее всего, погрузит ее в те же проблемы. В том числе финансовые, ведь схема распределения налоговых отчислений в законопроекте не вполне ясна. И оттого, сумеет ли КЦП «жить по средствам», будет зависеть успешность ее диалога с обществом, в том числе с той его частью, которая разделяет «левые» идеи.