100-летие костела Св. Вацлава на Житомирщине
До 1911 года существовали два отдельных села – Крошня Чешская и Крошня Русская. Поляки жили в Крошне еще в XVIII ст., а чехи – выходцы из Австро-Венгрии, поселились здесь в период 1868-1890 гг.
Преобладающее большинство их было католического вероисповедания. В 1907 г. они организовали римо-католический приход Св. Вацлава в Крошне (в настоящее время переулок Луговой, 4). Землю под строительство костела подарил местным верующим католик Андрей Аршеневский. В 1908 году был построен костел.
Каким же образом название прихода связано со Св. Вацлавом? Вацлав является святым Католической Церкви в Чехии, а также главным покровителем края и всего чешского народа. Имя Вацлав означает «велик славой». Сын короля Чехии Братислава Вацлав родился в 907 г. Вся жизнь Вацлава была посвящена служению Господу, восстановлению уничтоженных храмов. Он отличался тем, что много внимания уделял больным и бедным. Святого часто изображают на иконах посещающим ночью часовню, потому что много трудился днем, так что не было времени на молитву. За свою непреклонную веру принял мученическую смерть 28 сентября 929 года.
Мученика Вацлава признали святым, его именем назвали наилучшую площадь в Праге и установили памятник, где он изображен в виде рыцаря на коне. В честь Св. Вацлава в Чехии построено 180 храмов и часовен. Андрей Аршеневский построил часовню в Крошне в честь Св. Вацлава, чтобы люди приходили к этому храму за ходатайством святого и выпрашивали у Бога множество благодатей.
История прихода за столетие имела всплески и падения. В 1948 году по решению Житомирского исполкома была снята с регистрации, в том же году в помещении костела был создан клуб, который впоследствии закрыли и организовали библиотеку. Однако библиотека просуществовала недолго, потому что люди не хотели туда идти, помня, что это храм Божий. В 1957 году в католических зданиях обустроили крошенское потребительское общество, а в 1960 г. – житомирский пищекомбинат облпотребкооперации.
В 2001 году возрождается Крошенский приход Св. Вацлава Римо-католической Церкви Киево-житомирской диецезии. В 2002 году благодаря настойчивости нынешнего настоятеля прихода о. Людвига Камилевского состоялось торжественное возвращение здания костела верующим. Священник Камилевский длительное время работал на Львовщине и Волыни, имеет большой опыт в возобновлении католических храмов, потому именно ему епископ-ординарий Киево-Житомирской диецезии Ян Пурвинский поручил возобновление святыни.
С этого времени началось восстановление самого сооружения. За короткий период воспроизведены часовня и прилегающие к ней сооружения, накрыта крыша главного здания, отстроена башня и фасад костела. На обустроенной территории костела установлен памятный знак в виде креста по случаю 100-лиття прихода.
С этого же года в помещении костела отправляются Мессы. В настоящее время сам приход насчитывает несколько тысяч верующих, которые проживают в районе Крошня. Приходу принадлежат также окружающие села: Свитин, Олиивка, Солнечное. В настоящее время при костеле действует катехизическая школа, которую посещают свыше 100 детей, создан молодежный хор. В приходе начали свой труд римо-католические монахини объединения Сестер Наисвятейшей Семьи из Назарета. Харизмой этого католического ордена является опека над семьями, маленькими детьми.
В настоящее время прихожанами костела являются представители многих национальностей, которые проживают в Житомире и вышеупомянутых селах. «Часто можно услышать ошибочную мысль, что верующими Римо-католической Церкви являются преимущественно этнические поляки, – замечает Александр Пивоварский. – Среди верующих Римо-католической Церкви есть украинцы, россияне, представители других национальностей. Многие священники РКЦ являются этническими украинцами. Да и разве это так важно – какой ты национальности? Римо-католическая Церковь действует во многих государствах мира, и верующими там являются граждане той страны».
Чем же заметна деятельность прихода Св. Вацлава? Благодаря авторитету и настойчивости, умению работать с людьми о. Л.Камилевский сумел наладить сотрудничество с немецкими католиками, которые существенно помогают в возобновлении прихода (внутренние строительные работы продолжаются и сегодня). Благодаря ним приход получает гуманитарную помощь в виде одежды, медицинского оборудования для больниц.
Свыше 30 детей из неблагополучных и малообеспеченных семей прихода в этом году отдохнули в с. Александровка, что вблизи Новоград-волынского (база отдыха благотворительной миссии Каритас-спес Римо-католической Церкви).
В планах настоятеля взять под опеку с. Забриддя Черняховского района. Приход хочет помочь в возобновлении дома культуры села (бывший костел) и построить часовню. Общество поляков из г. Ополя (Польша), где живут многие выходцы из Украины, согласилось помогать в этом благородном деле.
По словам о. Л. Камилевского, его большим желанием является, чтобы крошенский приход Св. Вацлава стал тем местом, куда люди могут обратиться со всеми своими проблемами – многодетные семьи за помощью, потерявшие веру и все, кто угодил в сложную жизненную ситуацию, в поисках надежды, моральной поддержки. Мне кажется, что желание священника осуществилось – сегодня молодежь венчается, крестит младенцев в приходе Св. Вацлава, а не едет в кафедральный или семинарский костелы, которые находятся в центре города. В будни в приходе всегда людно – каждый приходит со своими проблемами.
7 октября 2007 года приход Св. Вацлава праздновал свое 100-летие. По этому случаю в Житомир прибыли почтенные гости – вице-консул Республики Польша в Луцке Кшиштоф Чухрита, представители польских национальных общества Винницы, Киева, Луцка, немецкой гуманитарной службы «Помощь востоку». Возглавил торжественную Мессу епископ Киево-Житомирской диецезии Станислав Широкорадюк.
По инициативе настоятеля прихода состоялось паломничество от кафедрального костела Св. Софии к приходу Св. Вацлава. Всех собравшихся взволновало выступление Франца Бжежицкого, единственного сегодня на Житомирщине узника Майданека, который поделился воспоминаниями об аналогичном паломничестве, состоявшемся 75 лет назад. Это было последнее паломничество, которое возглавил римо-католический священник Федукович, который вскоре погиб.