Ассирийская Церковь Востока в Украине: беглый обзор
Задолго до раскола христианства на Западное и Восточное в 1054 г. — произошел еще один глобальный раскол: отделение от христианской Церкви несториан, монофизитов, или же Восточных, дохалкидонских Церквей, покрывающих современный Ближний и Дальний Восток, а также северо-восточную Африку. Официально это разделение произошло в 451 г., когда Восточные Церкви в силу исторических и богословских причин не приняли решение IV Вселенского (Халкидонского) Собора. Дальнейшая их история проходила почти в полной изоляции от Византийского Православия. Спустя века дохалкидонские Церкви несли свет Христов, находясь на территории языческих или мусульманских государств и в настоящее время переживают нелегкую судьбу. Местная культура наложила свой отпечаток на жизнь этих Церквей, каждая из которых уникальна сама по себе — как в своей духовной жизни, так и в исторической роли.
Встречи священника АЦВ Исаака Тимрса с ассирийцами Украины.
Урок ассирийского языка. Донецк
Одна из таких Церквей — Ассирийская Церковь, или Церковь Востока, в течение первых 13 веков после Р. Х. и вправду распространила свою юрисдикцию на весь Восток от Персии. В VI в. 13 ассирийских отцов основали Шио-Мгвимский монастырь в Грузии. С VI в. она отправила свои миссии в Китай, христианизировав Поднебесную. Однако ненадолго: с пришествием династии Мин (XIV в.) христианство истреблялось. Первая христианская миссия на острове Ява также была произведена Ассирийской Церковью в XIII в. Несторианских священников находим и в татаро-монгольской Орде, пришедшей на Русь под предводительством хана Батыя. С этого времени следует вести отсчет пребыванию Ассирийской Церкви Востока на территории Украины. Современные состояние этой Церкви тяжелое: свидетельствуя о Христе в Ливане, Ираке, Иране и в Индии, она терпит бедствия со стороны мусульман и политических противников (курдов, езидов, туркоманов). В других странах отношение к ним умеренное. Современная Ассирийская Церковь — это не только ассирийцы, но и англичане, индусы, американцы, а также украинцы… хотя их и мало.
В 1898 г. в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге состоялось присоединение 400 ассирийцев во главе с католикосом Ионой к Русской Православной Церкви. С этого времени ассирийцы-несториане поселялись в Российской империи.
В Украине ассирийцы поселились во второй половине XIX века, на территории Юго-Восточной части Украины, а также в Одессе, Нежине, Киеве, Полтаве. В 1907 г. Киевской городской думой ассирийцу Исайе Бекасу был выделен участок земли площадью 19 гектаров в пользование на 24 года для выращивания винограда. На виноградниках Бекаса работали преимущественно ассирийцы. Когда срок аренды истек, хозяйство Бекаса было превращено в колхоз. Позднее на этом месте возник жилой массив Виноградарь. В 1920–30-х годах община Ассирийской Церкви Востока арендовала придел храма на территории киевского Софиевского монастыря (принадлежавшего тогда Украинской Автокефальной Православной Церкви). Здесь ассирийский священник служил литургию. В конце 30-х годов богослужения прекратились. Практически все ассирийское духовенство на территории СССР было уничтожено в ходе сталинских репрессий. В 1962 г. в Киев прибыл Предстоятель Ассирийской Церкви Востока Мар Динкха IV в рамках визита в Советский Союз. Для киевских ассирийцев им было совершено богослужение в приделе храма на территории Софиевского монастыря.
С обретением Украиной независимости в 1992 г. в Киеве под председательством кандидата технических наук, заведующего отделом Института прикладной оптики НАН Украины Алексея Меликовича Тамразова была создана первая община Ассирийской Церкви Востока. Со стороны епископа восточной части США Мар Апрема Хамиса, представителя католикоса Патриарха Мар Динкхи IV община получила разрешение и благословение на регистрацию в государственных органах Украины. Из-за препятствий со стороны чиновников официальная регистрация общин Ассирийской Церкви Востока на Украине началась только после Оранжевой революции 2004 г.
В 2005 г. были зарегистрированы общины в Киеве и в Запорожье. В 2007 г. при религиозной общине Ассирийской Церкви Востока в Дарницком районе Киева зарегистрирована общественная организация «Институт имени Феодора Мопсуэтского» с правом заниматься научно-исследовательской и культурно-просветительской деятельностью. Однако сегодня дарницкая община переживает кризис: количество членов общины — 12 человек, которые не имеют священника, церкви, но имеют регистрацию. Несмотря на это, дарницкая община Ассирийской Церкви Востока регулярно участвует в экуменических богослужениях в киевском храме Св. Екатерины Немецкой Евангелическо-Лютеранской Церкви наряду с представителями Римо-Католической, Греко-Католической, Православной, Англиканской, Евангелическо-Лютеранской и Реформатской Церквей.
Собрание с ассирийцами Запорожья
Запорожская община Ассирийской Церкви Востока под председательством Гиваргиса Барчамовича Бадаре содержит воскресную школу, где преподается современный ассирийский язык. Такие школы имеются в ассирийских общинах в Донецке (председатель Александр Вильгельмович Саркисов) и в Красноармейске Донецкой области. Обе общины зарегистрированы в 2008 г.
Существуют также незарегистрированные группы верующих Ассирийской Церкви Востока, которые проживают в Харькове, Львове, Днепропетровске, Бердичеве, Луганске, Чернигове, Житомире, Днепродзержинске, Нежине, Мариуполе, Макеевке, Горловке, Сумах, Виннице, Полтаве, Славянске, Краматорске, Кривом Роге, Новой Каховке, Одессе, Николаеве, Симферополе, в поселке Казацкое Херсонской области. В Макарьевском районе Киевской области Ассирийская Церковь имела свой храм.
Итак, Ассирийская Церковь Востока одна из традиционных конфессий в Украине, появилась на ее территории достаточно давно, однако в силу малого количества своих верующих почти не имеет окормления в прямом и переносном смысле слова.
Церковь имеет уникальную традицию: добавлять в евхаристический хлеб «Священную закваску Малха». По преданию Ассирийской Церкви, на Тайной вечери апостол Иоанн богослов взял кусочек хлеба, который впоследствии смешал с каплями крови, истекшими из ребра Спасителя во время крестной смерти. Этот хлеб добавлялся в новую евхаристическую закваску перед каждой литургией, которую совершали апостолы. Так от новоиспеченного евхаристического хлеба бралась часть для следующего, и так далее Тело и Кровь Христовы передавались в новый евхаристический хлеб, отражая не только древнюю традицию, но и основное верование (оно и стало причиной разделения в 451 г. Вселенской Церкви) в то, что человечество во Христе имеет преимущество над Божественностью.