Баптистская церковь на Украине: закрытый клуб или открытое общество

11.10.2010, 13:46
Итак, анализируя состояние баптистской церкви на Украине, хочется отметить, что не смотря на верность вероучительной базы в области доктрины возрождения, мы видим значительный перекос в ее применении в практике жизни, как церкви, так и отдельно взятого христианина.

Баптистская церковь на Украине представляет собой сообщество поместных общин, характерной чертой которых является не только крещение в сознательном возрасте, но и особый акцент на возрождение, как на поворотный пункт жизни и самое значительное ее событие. Фактически идея возрождения личности через Христа является корневой основой всей богословской и нравственной основы учения и практики. Это также выражается и в вероучении, где подчеркивается, что баптистская церковь состоит из возрожденных Духом Святым христиан, которые крещены на основании их веры в сознательном возрасте.

Положение закрытого клуба

Этот особый акцент на возрождение часто приводит к тому, что у верующих людей создается черно-белое восприятие жизни: церковь – это сообщество возрожденных, а значит святых людей, которые не делают сознательного греха в своей жизни и представляют белую сторону жизни, а все остальные, кто вне церкви, автоматически относятся к черной стороне. Это также подкрепляется и тем, что многие, кто пришли в церковь, разорвали свои прошлые отношения и связи, часто являющиеся греховными по своей сути, и у этих людей сложилось впечатление, что все, что они делали в прошлом, являлось греховным и порочным, а по-настоящему жизнь началась только после покаяния. В принципе, для многих так оно и было на их жизненном уровне, но такой подход к жизни привел к не совсем правильному пониманию жизни вообще. И это неправильное понимание выражается также в том, что церковь становится «закрытым клубом», обществом святых, евангельским гетто, отделенным от остального мира.

Первая крайность: Прошлое – «сор»

Как это выглядит на практике? Обратившись к Богу и выделяя опыт покаяния и возрождения, часто евангельский христианин перечеркивает весь свой прошлый жизненный опыт, приобретения, образование, навыки. Также он уже ни к чему «мирскому» не стремится. Образование, карьера, успех, все это его уже не интересует. Он проецирует себя на духовное, ведь теперь рубежной чертой является возрождение и все что было до этого, считается сором и даже подкрепляется словами Павла из Св.Писания, где он говорится, что все, чего он добился в жизни, он почитает за сор.

Конечно это сильнейший аргумент, который указывает на радикальный водораздел в жизни Павла, но никто особо не обращает внимание и на то, что не смотря на то, что все достижения Павла это «сор», тем не менее, он этими достижениями и возможностями активно пользовался, и уверен, что даже и приумножал их! Просто в сравнении с тем, что дал Христос, все материальные ценности являются сором, но нужно учесть и то, что и они, являются даром от Бога. Просто дары разные и в сравнении они кардинально отличаются друг от друга, но в принципе они также нужны.

Другими словами, не нужно перечеркивать все то, что было до момента возрождения. Каким бы ни был этот негативный опыт прошлого, но он принципиально является полезным, даже если и привел к какой-то потере или изъяну.

Вторая крайность: Настоящее – «негатив».

Как часто воспринимается настоящая жизненная действительность? Негативно. Все воспринимается в темных или в лучшем случае в серых тонах. Ведь поэтому и не удивительно, что пришедшая свобода для многих евангельских верующих воспринялась не как толчок к активному благовестию, а как призыв к эмиграции.
А это уже оборотная сторона так называемой возрожденности христиан из баптистских, а также и всех евангельско-протестантских церквей. С одной стороны вспоминается сразу же две народных пословицы: «хорошо жить не запретишь» и «рыба ищет где глубже, а человек где лучше». Но с другой стороны, как это согласовывается с тезисом, что церковь – это сообщество возрожденных людей?

Почему так? А все дело в том, что концептуально и применительно к жизни церковь неверно восприняла этот богословский тезис возрождения. Фактически возрождение стало статусом, а не состоянием жизни, положением, а не реальностью. Поэтому все теперь воспринимается негативно, везде фобии греховного, злого, бездуховного. Другими словами, чтобы жить нормальной духовной жизнью, нужно выйти из общества, отделиться «от мира», и жить своей замкнутой жизнью. Тогда почему мы обижаемся, когда время от времени, в обществе нас называют сектантами, а церковь – сектой? Что удивительного, как говорится: «что посеешь, то и пожнешь…». Церкви нравится состояние крайней отделенности менонитского образца, с которых мы сами и смеемся, но тем не менее также поступаем.

Меня всегда удивляло заявление одного молодого человека, который родом из христианской семьи о том, что радио слушать грешно, но тем не менее, он все свое свободное время просиживал за телевизором, компьютером, интернетом… Но зато мирское радио не слушал!

Истина о возрождении

Что же на самом деле является возрождением? И к каким реальным плодам жизни оно приводит? Возрождение это метафора, характеризующая начало новой жизни человека с Богом. Где Бог уже не Судья, а Отец. Где наказание от Бога имеет не карательный, а лечебно исправительный характер. Где сама жизнь измеряется не законом, а благодатью. Не фарисейской формальной строгостью, а глубиной и соответствием поступков, выраженной в настоящей жизни. Возрождение – это не наделение человеком новой природы, но это первичное действие Духа Святого в жизни, которое и продолжается постоянно через исполнение и водительство.

Церковь как открытое общество

У церкви всегда много фобий в отношении общества, в котором она живет. Общество, со своими негараздами, кажется церкви «троянским конем», которого она не хочет впустить в свои ряды. Этим и объясняются эти «трехметровые» морально-этические нормы, касающиеся внешней стороны жизни: Как одеваться и что одевать? Что носить, а что не носить? Что можно, а что нельзя?

Нужно отгородиться от общества, иначе оно поглотит и уничтожит церковь. И в итоге, церковь становится человеческим, слишком человеческим сообществом… Ее уже не Дух Святой уберегает, а законы и правила. А это приводит к тому, что церковь практически не выполняет Великого поручения! Все эти заявления о проповедовании всем, на самом деле сводятся к тому, что арендованный зал занимается верующими и практически проповедь, которая предназначена для неверующего, обращена к верующему человеку, который также устал от банальных призывов и объяснений, но пришел по привычке, потому что это нужно сделать…

Церковь же должна стать открытым сообществом, взаимодействуя с нынешним обществом так, подобно как душа человека взаимодействует с телом. Это значит, что церковь подобно соли в воде, должна раствориться в обществе и осолить его. А для этого церкви необходимо быть открытой, снять заборы правил и внешний предписаний, не отделяться от общества, а напротив интегрироваться в него.
На практике это выглядит следующим образом. Церкви нужно действовать в обществе в двух основных направлениях: как организованная община и через отдельных христиан. Как организованная община, церковь в обществе действует в основном в социально-культурно-просветительском направлении. Т.е., церковь исцеляет раны общества, подобно доброму самарянину, через различные действия: реабилитационные центры, больницы, центры помощи, обучение, финансирование, культуру, и т.д. О церкви знают не только по ее делам, но и по делам отдельных христиан, которые не только отличаются высоким нравственным уровнем, но и являются активными в добродетели и помощи окружающим. Но это только одна сторона, добрые дела и высокая нравственность, все же не могут заменить образования.

Важность высшего образования

Сегодняшний dress code в образовании является окончание ВУЗа, и об этой тенденции нужно знать современной баптистской церкви на Украине. К большому сожалению, но эта сторона является самой слабой на сегодняшний день. В церкви особо уделяют важность нравственного соответствия, акцентируют внимание и на личную добродетель, но совершенно упускают из виду необходимость высшего образования, которое на сегодняшний день является необходимым факторов в жизни общества. По образованию определяется уровень жизни, ценности и убеждения. С одной стороны хорошо иметь библейско-богословское образование, но в нашей стране этого еще не достаточно.
Анализируя ситуацию состояния дел в отношении высшего образования среди пасторского состава баптистской церкви, я увидел поразительную тенденцию нежелания учиться. Светское образование пугает своим секуляризмом, обмирщением, теориями противоречащими Библии и т.д. Исходя из этого в нем и не видят необходимости. К этому нужно еще и приплюсовать полную пассивность в отношении социальной активности в обществе, которая является бичом для баптистской церкви на Украине. Ее маргинализм, отрешенность, сектанское черно-белое мышление выводит ее на обочину социальной и культурной жизни общества. Тут возникает вопрос, а как вообще церковь будет активно участвовать в социальной жизни общества, если она закрыта для него. Пасторы не образованы, церковь в большинстве своем невежественна! Поиск духовности привел к определенной закрытости и крайности.
Одним из важных шагов выхода из этой проблемы, это осознание необходимости интеграции в жизнь общества и как следствие этого приобретение высшего образования для пасторов и активных служителей баптистской церкви. Я обратил внимание, учась в Национальном Университете Острожская Академия, что православных священников, которые идут туда учиться, совершенно не смущает их возраст, их сан, их мировоззрение. Они учатся, получают образование, даже если они несут служение в самом отдаленном сельском приходе. Такой тенденции не наблюдается в баптистской церкви. В моей группе факультета религиоведения из 40 студентов учится 15 пятидесятников и только два баптиста! И это не смотря на то, что баптистский союз является крупнейшим протестантским объединением на Украине.
Думаю, что в миссионерской парадигме влияния, нужно обязательным пунктом ввести необходимость приобретения гуманитарного высшего образования! Иначе миссия парализуется. Уже сейчас мы видим негативные тенденции, а в скором будущем ситуация только усугубится.

Религиозная матрица общества

Тут нужно также понимать, что мы живем в стране, где религиозной матрицей общества является православие. Это конечно лучше, чем ислам или буддизм, но все равно нам от этого не легче. Если мы желаем евангельского влияния на общество, необходимо преобразовать религиозную матрицу народа. Это нелегкое занятие, но оно возможно. Это понимали христианские миссионеры прошлого, когда кроме проповеди простому народу, они обращались и к правителям. Зная, что если обратится правитель, обратится и народ. Сегодня политическая система государства совершенно другая, также и общество считается себя христианским, поэтому прозелитизм приведет к негативу. И это необходимо понимать.

Что же нужно? Не изменять матрицу с православной, на баптистскую окраску, а преобразовать ее с номинально христианской в евангельскую! А это возможно, когда во всех сферах общества будут находиться люди с евангельскими ценностями и мировоззрением. Но чтобы быть врачем, адвокатом, государственным служащим с евангельскими ценностями, необходимо вначале получить высшее образование, или же во время учебы обратиться к Богу. Последнее становится все более и более невозможным. Остается только одно – мотивировать молодежь баптистских церквей получить высшее образование, чтобы нести евангельское влияние во все сферы мирского общества, ну и самим пасторам и служителям обретать высшее образование.

Выводы

Итак, анализируя состояние баптистской церкви на Украине, хочется отметить, что не смотря на верность вероучительной базы в области доктрины возрождения, мы видим значительный перекос в ее применении в практике жизни, как церкви, так и отдельно взятого христианина.

Пассивность и апатичность к социальным проблемам, принцип «моя хата с краю», удручающая необразованность и нежелание решать эту проблему, все это совершенно негативно влияет на облик баптистской общины, которая больше похожа на закрытый клуб святых, которые так и не научились побеждать грех в своей жизни, но отгородились от общества высокими заборами внешних правил и религиозных обязательств.

Что же нужно?

Во-первых, осознать порочность и бездуховность такого состояния. И начать идти по направлению к открытости. Дорожной картой в этом пути должен быть призыв Христа – быть добрым самарянином, исцеляющим раны общества.

Во-вторых, нужно искать точки соприкосновения и точки соответствия в обществе. Нужно ответить на следующие вопросы: какие самые вопиющие нужды нашего общества? И начать думать, как их решать. Под точкой соответствия нужно подразумевать необходимость в высшем образовании. Именно оно приближает нас к людям, не отталкивает нас от них.

И в третих, нужно постоянно стимулировать церковь в необходимости жить жизнью евангельского влияния. Не замыкаться в солонке, а растворяться в мире, подобно соли, осоляющей все вокруг!

Константин ТЕТЕРЯТНИКОВ

"Блог "Мысли вслух"", 22 сентября 2010