Created with Sketch.

Белая Мечеть в Величественной Ночи

25.10.2007, 14:09

Среди кварталов центральной части нынешней столицы Крыма вздымается вверх шпиль минарета. Это древняя Ак-мечеть, в настоящее время более известная как Кебир-Джами, то есть соборная.

 

Соборная мечеть Кебир-Джами (г. Симферополь, ул. Курчатова, 4) была построена в 1508 году, о чем свидетельствует надпись на арабском языке над входом. Однако новейшие исследования реставраторов позволяют допускать более раннюю дату – 1502 год. Мечети принадлежало также учебное заведение – медресе, здание которого по ул. Самокиша, 8 тоже сохранилось (в настоящее время здесь расположена крымскотатарская библиотека).

Изначально базиликового типа храм был прямоугольным, размером 9 на 12 м (хотя по одной из версий, первоначально храм был купольным, размером 7 на 7 м) со входом с севера, михрабом (нишей) в южной стене и минаретом, который стоял отдельно. Аскетически скромным и скупым был его внешний вид: никаких профилей, лиштв, других украшений, кроме хронограммы, которая сообщала, что мечеть построил на славу хана Султан-Менгли-Гирея Абдурахман-бек-Али в месяце мухарел в 914 (1508) году. Пытаясь разнообразить фасады, древний мастер применил 2 варианта оформления окон: в нижнем ярусе они прямоугольные, наверху – округлые. Живописность всей композиции придавали также трехскатная деревянная крыша с черепичной кровлей и невысокий минарет, выложенный из грубо тесаного камня-известняка, с простым шерфе (балконом) и коническим завершением, увенчанным полумесяцем.

Стены храма были выложены из ракушечника на глиняном растворе с последующей известковой побелкой. Регулярно возобновляемая белизна стен и определила название сначала храма – Ак-мечеть (Белая мечеть), а в дальнейшем и одноименного татарского поселения.

В первой половине XVIII в. мечеть горела, была возобновлена в 1772 году и расширена в северную сторону. В начале XX в. (в 1907 г.) храм был капитально отремонтирован и расширен, в результате чего изменилась и осложнилась его объемно-пространственная композиция: после пристройки боковых нефов минарет очутился внутри одного из них, на северном фасаде появился разлогий карниз, обогащенный мелкой пластикой, а на южном – фронтон, украшенный лучковыми кокошниками, несвойственными архитектуре ислама. После примитивных перестроек и расширений сооружение приобрело статус соборного храма (Кебир-Джами), почти квадратный план и странный экстерьер, в чем и заключалась его оригинальность.

Однако расширение и обновленный вид не сумели помочь Кебир-джами стать действительно ведущим соборным храмом в соревновании с новыми мечетями, возведенными в городе в XIX ст., более привлекательными или расположенными ближе к месту проживания прихожан. На конец XIX ст. их в городе насчитывалось по меньшей мере десять.

Скромному древнему Кебир-Джами судьба определила ответственную роль: он стал главным градообразующим элементом прежнего средневекового поселения Ак-мечеть. Именно к храму и прилегающим к нему большим площадям – культовой, базарной, водоразборной – сходились кратчайшие пути из жилых массивов, которые нарастали вокруг как кристаллы в насыщенном растворе, лепясь друг к другу и расползаясь по склону плато во все стороны.

Впоследствии, после присоединения Крыма к России на свободных местах возле Кебир-Джами появились православные храмы – сначала полковая церковь Константина и Елены, впоследствии Петропавловский собор, Святотроицкая греческая церковь и другие.

После второй мировой войны Кебир-Джами находилась в запустении и перестройках, длительное время в ней находилась переплетная мастерская. Новое возрождение древнего храма началось по возвращении из депортации на родину крымских татар – в 1989 году мечеть передана мусульманской общине.

После тщательного изучения достопримечательности специалистами Крымской комплексной архитектурно-реставрационной мастерской института «Укрпроектреставрация» и комплексного исследования ее состояния, решено было возвести на старых фундаментах новые каменные стены на крепком цементно-песчаном растворе с применением современных железобетонных конструкций. Оставлен лишь древний фрагмент стены с михрабом, вмонтированный в сооружение южного фасада уже нового храма. Проект его выполнили специалисты мастерской – архитекторы А. Абдурахманов, Ш. Халилов, инженер Л. Опанасенко. Строительство вели Крымское реставрационное управление и турецкие мастера. Заказчиком выступила Крымская инспекция памяток архитектуры.

Нынешний вид мечети решен в формах турецкой культовой архитектуры. Трехнефный молитвенный зал с притвором, хорами для женщин и расположенным в западном нефе минаретом увенчан полусферическим куполом на высоком восьмигранном барабане со стрельчатыми окнами на всех гранях. Авторы разнообразили фасады сочетаниям окон – прямоугольных в нижнем ярусе, стрельчатых и округлых вверху. В детализациях плана обновленного храма отображены строительные этапы реконструкций и расширений.

Мечеть Кебир-Джами может вместить одновременно не больше 200 верных, поэтому праздничные намазы, на которые приходят до 2 тыс. мусульман, приходится проводить на улице или в арендованных спортивных залах. В связи с этим, уже более пяти лет Духовное управление мусульман Крыма обращается к симферопольской власти с просьбой предоставить земельный участок для строительства новой соборной мечети, однако проблема эта до сих пор не решена.

***

8 октября этого года, однако, в мечети многолюдно не было. Днем сюда раз за разом заходили помолиться люди. Местный парнишка объяснил: в будни, когда большинство мусульманам заняты трудом в светских учреждениях, верным разрешено отбывать намаз (молитву) не в четко определенное время, а на протяжении определенного промежутка времени, когда это позволят обстоятельства. "Приходите вечером, после заката солнца – тогда будет интереснее", – пригласил он.

Так оно и было. К просторному шатру рядом с мечетью в полседьмого сошлись на общую трапезу несколько десятков людей – те, кто добросовестно постился на протяжении дня. Сидели отдельно: мужчины за одними столами, женщины за другими. Несколько мальчиков разносили еду: шурпу (мясную зупу), пирожки с мясом и луком, хлеб, а также по банану и пакетику сока.

Поужинав, верные перешли в храм. Мужчины собрались внизу, женщины расположились на втором этаже, похожем на хоры христианского храма. Некоторые из них были одеты в традиционный длинный наряд, который обвертывает всю фигуру вместе с головой, оставляя открытым лишь лицо. Согласно обычаю, женщина должна одеваться скромно и не "выделяться". В настоящее время, правда, владелицу такой одежды на улице уж слишком заметно.

В отличие от женщин, мужчины сидели на полу ровными рядами. На протяжении молитвы поклоны и проповеди муллы чередовались с достаточно монотонным, однако мелодичным пением. Очевидно, эта молитва Величественной Ночи была действительно небудничным явлением – ее старательно снимала местная татарская журналистка.

Использованы фрагменты книг Ю. Крикуна «Памятки крымскотатарской архитектуры» и С. Червоной «Искусство татар Крыма»).

Фотографии Тараса Гринчишина

Читайте также
Религиозное краеведение Божья гора — святыня в тени Почаева
11.01.2010, 15:27
Религиозное краеведение Жемчужина Слободской Украины
20.07.2009, 18:22
Религиозное краеведение Последний форпост христианства на Подолье
09.06.2009, 18:43
Религиозное краеведение Голоса монастырских стен
20.10.2008, 14:11