БЛАГОДАТЬ «РАСКОЛА». Как Сербский патриархат признал апостольское преемство «сербских раскольников», полученное ими от «украинских раскольников»
Оказывается, у «сербских раскольников» были очень хорошие, тёплые и братские отношения с «украинскими раскольниками», причём с теми их представителями, которые краеугольным камнем своего независимого (автокефального) церковного бытия ставили верность канонам и практике Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ) формации 1921 года, то есть полностью признавали, считали законным и благодатным «всенародное посвящение» (без участия архиереев) первого автокефального Митрополита Киевского и всея Украины Василя Липкивского (+ 1937)!
Автор - епископ Луцкий и Ровенский, предстоятель Украинской Автономной Истинно-Православной Церкви.
Совсем недавно, в конце мая 2018 года, во время пребывания с визитом в Москве Патриарх официальной Сербской Православной Церкви Иринéй (Гаврилович) заявил, что «сейчас Украинская Церковь оскверняется кощунством раскольников». По мнению Патриарха Иринея, «всякий, кто помогает украинским раскольникам, – это враг всех православных славянских народов и всего православного мира». Тот же Патриарх Ириней в мае 2017 года при встрече с митрополитом Запорожским и Мелитопольским УПЦ МП Лукой (Коваленко) доходчиво объяснил, что «украинские церковные сепаратисты не признаются ни одной Православной Церковью мира, – это раны на теле Церкви, которые образовались по диавольскому ухищрению в результате человеческих и политических амбиций, но никак не по воле Божией».
В связи с такими категорическими утверждениями предстоятеля Сербской патриархии возникает недоуменный вопрос: может быть, у Патриарха Иринея, родившегося почти 90 лет назад, в 1930 году, развилась амнезия (беспамятство)? Ведь всего каких-то 26-27 лет тому назад, в 1991-92 годах, когда теперешний Сербский Патриарх был уже не младенцем и не юношей, а зрелым церковным мужем, причём давно уже в сане архиерея (с 1975-го по 2010 год он возглавлял Нишскую епархию), в жизни Сербской Церкви произошло важное событие, напрямую связанное с «украинскими церковными сепаратистами». Что же это за событие? И какова его предыстория?
Дело в том, что в ноябре 1963 года в Сербской Церкви случился раскол: от официального Сербского патриархата, полностью контролируемого коммунистическими властями Югославии, отделилась Свободная Сербская Православная Церковь, иначе называемая Новограчáницкой Митрополией, во главе с епископом Американо-Канадским Дионисием (Миловóевичем), который вскоре, в марте 1964 года, был за это "лишён сана и монашества" Архиерейским Собором Сербского патриархата.
7 декабря 1963 года в духовном и административном центре Свободной СПЦ – в монастыре Святого Саввы в Либертивилле (штат Иллинойс, США) – была совершена епископская хиротония викария Американо-Канадской епархии Иринея (Ковáчевича), который через шестнадцать лет, уже после смерти Дионисия (Миловоевича), возглавил Свободную СПЦ как её Митрополит. Именно этот «раскольнический» Митрополит Ириней (Ковачевич) в 1991 году согласился на переговоры с Сербским патриархатом, которые завершились полным каноническим и евхаристическим воссоединением двух частей Сербской Церкви в феврале 1992 года, причём Сербский патриархат официально заявил, что «признаёт действительность архиерейских хиротоний», «апостольское преемство иерархии Новограчаницкой Митрополии, действительность Святых Таинств и всех священнодействий, совершённых в Свободной Сербской Православной Церкви, или в Новограчаницкой Митрополии, от начала раскола в 1963 году и доныне»!
И вот здесь обратим внимание на самый для нас интересный, напрямую связанный с «украинскими церковными сепаратистами» факт. Оказывается, у «сербских раскольников» были очень хорошие, тёплые и братские отношения с «украинскими раскольниками», причём с теми их представителями, которые краеугольным камнем своего независимого (автокефального) церковного бытия ставили верность канонам и практике Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ) формации 1921 года, то есть полностью признавали, считали законным и благодатным «всенародное посвящение» (без участия архиереев) первого автокефального Митрополита Киевского и всея Украины Василя Липкивского (+ 1937)! Как известно, эти радикальные «украинские раскольники» в 1947 году, на Соборе в немецком городе Ашшафенбурге, отделились от УАПЦ формации 1942 года, то есть от той украинской автокефальной иерархии, которая появилась во время Второй мировой войны на оккупированной немцами территории Украины и которую возглавлял тогда (и позже в эмиграции) Митрополит Луцкий и Ковельский Поликарп (Сикóрский).
К отделившимся от «поликарповской» УАПЦ в 1947 году «ашшафенбургским раскольникам» в скором времени присоединился епископ Григорий (Огийчýк), который ранее был активным священнослужителем УАПЦ формации 1921 года, пережил период жестоких советских репрессий, а в мае 1942 года принял в Киеве архиерейскую хиротонию от украинских автокефальных епископов под юрисдикцией Поликарпа (Сикорского). За возглавление «ашшафенбургского раскола» Григорий (Огийчук) был «отлучён» от УАПЦ и «лишён сана» Синодом Митрополита Поликарпа, однако вменил прещения ни во что и, перебравшись в США, через некоторое время стал первоиерархом Соборнопрáвной УАПЦ с центром в Чикаго.
Так вот, именно украинский автокефальный епископ Григорий (Огийчук), этот поборник радикальной «липкивской» церковной идеологии, вместе с другим украинским автокефальным епископом Геннадием (Шиприкéвичем), тоже получившим архиерейский сан в 1942 году от Поликарпа (Сикорского), и совершили 7 декабря 1963 году, по просьбе Десятого Церковно-Народного Собора сербской Американо-Канадской епархии, епископскую хиротонию Иринея (Ковачевича), действительность которой официально признал Сербский патриархат в 1991 году!
Но это ещё не всё в данной истории. Оказывается, в 1975 году, при посредничестве известного церковного историка и богослова митрополита Аксýмского Мефодия (Фýйаса), который изучал каноничность украинской автокефальной иерархии, Александрийский Патриарх Николай VI прислал сербскому «раскольническому» архиерею Иринею (Ковачевичу) свою грамоту, в которой было сказано: «С большой осторожностью, рассмотрев документы, с удовольствием провозглашаем Вашу хиротонию в сан епископа правильной и канонической… Апостольский Патриархат святого Марка… признаёт Вас за канонического епископа Святой Апостольской Православной Церкви»! Правда, в 1978 году, под давлением официальной Сербской Церкви, которая требовала осуждения «сербских раскольников» всеми Поместными Церквами, Патриарх Николай VI вынужден был в письме епископу Иринею (Ковачевичу) с сожалением сообщить: «Впредь не могу больше признавать Ваше Высокопреосвященство как канонического епископа, потому что на меня было большое внешнее давление со стороны государства и Церкви… Пожалуйста, Ваше Высокопреосвященство, старайтесь разными способами защитить Вашу каноническую позицию и Церковь, которая находится под Вашим предстоятельством и управлением». Однако именно на признание Николаем VI в своё время каноничности «украинских раскольников», рукоположивших в сан епископа главу «сербских раскольников» Иринея (Ковачевича), стали ссылаться иерархи Сербского патриархата в 1991 году, когда, наконец, решили изменить свою позицию и войти с «раскольнической» Свободной Сербской Православной Церковью в полное каноническое и евхаристическое общение!
Искренние братские отношения между Свободной СПЦ и Соборноправной УАПЦ продолжались и после хиротонии епископа Иринея (Ковачевича). Известно, что предстоятель Соборноправной УАПЦ Архиепископ (позже – Митрополит) Григорий (Огийчук) неоднократно проводил Богослужения в сербских православных храмах, в качестве почётного гостя принимал участие в Церковно-Народных Соборах Свободной Сербской Церкви, а свободные сербские иерархи, в свою очередь, сослужили украинским и белорусским автокефалистам и при необходимости совершали вместе с ними другие архиерейские хиротонии.
К примеру, 12 июня 1966 года Архиепископ Григорий (Огийчук) возглавлял в сербском кафедральном Свято-Савском соборе в Нью-Йорке, в присутствии Его Величества югославского короля Петра II Карагеóргиевича, торжественную Литургию в сослужении сербского, украинского и сирийского духовенства. На состоявшемся после службы королевском банкете Архиепископ Григорий (Огийчук) произнёс сильное и вдохновенное слово, которое много раз прерывалось рукоплесканиями.
Среди прочего, Архиепископ Григорий тогда говорил: «Наши народы на 95 процентов православные. Значит, духовная сила этих народов кроется в силе их православных национальных церквей, в чистоте православия этих церквей и в нерушимой верности идее политической и церковной независимости их народов. Кроме того, сила вашего сербского народа состоит в сплочённости вокруг законного, признанного в своё время всем народом свободной Югославии и благословлённого Сербской Православной Церковью Его Величества короля Петра II, за здоровье и добрые успехи которого мы сегодня молились в прекрасном кафедральном храме. Пусть же Господь благословит короля Петра и всех нас дождаться того дня, когда появится возможность отслужить благодарственный молебен за освобождение Югославии и Украины от коммуно-большевицкого врага-супостата и за возвращение на державный трон в столицу Югославии, древний Београд, короля Петра II, которому желаем многих и многих лет».
В заключительном слове на том же банкете югославский король Петр II сказал: «Мы благодарим украинский народ и Украинскую Автокефальную Православную Церковь за их помощь. Этой помощи в нашей борьбе за победу над общим нашим врагом мы никогда не забудем. Без сотрудничества всех наших народов мы не сможем победить и освободить наши страны. Наш народ, в свою очередь, сделает всё, что в его силах, чтобы помочь нашим украинским друзьям. Наше сотрудничество является вещественным доказательством, что наши народы и их общая религия остались на высоте своей православной идейности и вековых традиций, и мы гордимся тем, что они – морально и духовно – на надлежащей высоте. В частности, я рад тому, что имею возможность поблагодарить Высокопреосвященного Владыку Архиепископа Григория за его тёплое архиерейское участие в событиях этого дня и за его святительское благословение, как благодарю и его духовенство и всех присутствующих на этом банкете братьев-украинцев».
Как видим, Сербская Православная Церковь, от имени которой столь рьяно обличает теперь «украинских церковных сепаратистов» Сербский Патриарх Ириней (Гаврилович), не так давно, в начале 1990-х годов, сама «осквернилась кощунством раскольников», признав полученное от украинских автокефалистов «апостольское преемство иерархии Новограчаницкой Митрополии, действительность Святых Таинств и всех священнодействий, совершённых в Свободной Сербской Православной Церкви, или в Новограчаницкой Митрополии, от начала раскола в 1963 году и доныне»!
Оказывается, «раны на теле Церкви», «кощунники-раскольники» и «враги всего православного мира» вполне могут сохранять апостольское преемство иерархии, совершать действительные, законные и благодатные Святые Таинства и прочие церковные священнодействия от самого начала раскола. Было бы только желание это признать. Если, конечно, этому не препятствует прогрессирующая амнезия, за которой, скорее всего, стоит политический расчёт, финансовая зависимость и особая гибкость совести.