Блаженнейший Любомир (Гузар): "Политика и власть – одни из наиболее уважаемых и достойных занятий"
2 июня, в УНИАН состоялась презентация аудиокниги бывшего главы УГКЦ блаженнейшего Любомира (Гузара) «Общество и власть», сделанной в виде интервью. В ней приняли участие сам блаженнейший Любомир, народный депутат Леся Оробец, которая задает ему вопросы в книге, и президент Украинской ассоциации религиозной свободы Виктор Еленский, первый слушатель книги и автор вступительного слова.
2 июня, в УНИАН состоялась презентация аудиокниги бывшего главы УГКЦ блаженнейшего Любомира (Гузара) «Общество и власть», сделанной в виде интервью. В ней приняли участие сам блаженнейший Любомир, народный депутат Леся Оробец, которая задает ему вопросы в книге, и президент Украинской ассоциации религиозной свободы Виктор Еленский, первый слушатель книги и автор вступительного слова.
Пока мы ждали участников пресс-конференции, в зале звучали отрывки из аудиокниги. «Сказано, что любая власть от Бога, – спрашивала с диска Леся Оробец. – Но Фома Аквинский сказал, что иногда власти можно противостоять…»
И блаженнейший Любомир отвечал, что иногда власти можно противостоять – например, безбожной коммунистической власти, если на это есть сила. Были чрезвычайно отважные люди. Например, инженер Макаренко (его бюст стоит возле Михайловского собора), который отказался подписать приказ про уничтожение собора. Отказался, противостоял! Могут быть моменты, когда и народ восстает против власти, и то его право. Но всегда надо думать, есть ли другие пути. Потому что не каждая революция – мудрый путь...
Потом появились участники презентации и рассказали, что это четвертая книга блаженнейшего Любомира. Сначала была трилогия «Три дороги», а это начало новой трилогии «Общество» – «Общество и власть». Следующая книга будет или на тему «Общество и деньги», или «Общество и закон». Ее начнут писать в июле.
Блаженнейший Любомир начал с того, что сравнил власть с любовью: все переживают это чувство, но никто точно не знает, что это такое.
«Власть – очень важный элемент в жизни общества, – говорил он. – Власть нужно максимально позитивно использовать. Это не что-то плохое, напротив, очень доброе. Мне кажется, на диске упомянуто, что политика и власть – пожалуй, одни из наиболее уважаемых и достойных занятий. Человек, исполняя власть, может и должен делать очень много добра, понимая, что власть – чуть ли не наивысшая и наилучшая форма служения.
Но, с другой стороны, есть также и опасности. Властью можно злоупотреблять, и к этому нужно быть готовым. Но это не в природе власти, как и то, что политик должен быть человеком нечестным. Когда кто-то злоупотребляет властью, он является причиной этой беды, власть же сама по себе – это служение обществу.
Это был основной мотив, почему я согласился на такую тему. И мы сделали небольшой вклад в эту важную дискуссию».
Леся Оробец призналась, что ни к одному разговору в своей жизни так не готовилась. К формированию вопросов привлекли и блогосферу, и социальные медиа. Самые лучшие вопросы вошли в книгу. Книга оправдывает свое название – общество ставит блаженнейшому вопросы о власти и получает часто неожиданные острые ответы.
Могут ли быть политики хуже своего собственного народа? Да, могут. Могут ли быть богоугодными восстания против власти? Да, могут. Причем блаженнейший четко расставляет ответственность, не снимая ее ни с кого. Власть, в понимании блаженнейшого, – это служение. Мало кто помнит, что «министр» – от английского слова «служение».
Как иначе, кроме как ответственностью перед Богом, можно заставить политика служить своему государству? Особенно, если с малых лет его учили, что Бога нет.
От Бога нельзя откупиться ни взятками, ни даже хорошими связями в Администрации Президента.
Политики ведут себя так, будто Бога нет, вот и имеем такой результат.
У нас есть плохая традиция: чтим мудрость человека, когда его уже с нами нет. А сейчас имеем уникальную возможность не только поучиться мудрости, но и обменяться мыслями с человеком, который имеет моральный авторитет и право советовать.
«Самое большое мое потрясение, – говорила Леся Оробец. – Мы начали с вопроса, почему в обществе считается, что политика – это грязное дело. И когда я услышала ответ, поняла, что запись продолжается, а я молчу.
«Политика – это уважаемое и достойное дело, искусство вести свой народ для его же блага», – ответил блаженнейший. И только отдельные политики порочат ее недостойными поступками.
Виктор Еленский: Когда блаженнейший был епископом-помощником, в 1998 году у нас, как всегда, были выборы. Встретились за столом, с одной стороны, представители партий, с другой – представители церквей. Представители партий говорили, что хорошего они сделают для церкви, представители церквей слушали и делали выводы.
Один говорил: «Мы отдадим все сакральные здания, которые забрала советская власть». Другой: «Мы отдадим не только сакральные здания». Третий: «Мы отдадим вообще все – и луга, и леса». И посыпались вопросы: «А скидки на газ будут?» – «Да, будут». – «А на воду?» – «И на воду будут».
Доходит очередь до блаженнейшего, который тогда еще не был блаженнейшим. И он задал простые вопросы: «А как вы относитесь к частной собственности? К внешнеполитическому курсу? К продаже или не продаже земли?» – то есть, те вопросы, которые мы и сейчас задаем нашим политикам. Они начали переглядываться, будто им задали непристойный вопрос.
Дело в том, что церковь не замыкается церковной оградой, и об этом книга. Что христианином нельзя быть только в церкви, а выйдя, стать плохим.
Автор книги не идеализирует человека, который является падшим творением и которому по этой причине нельзя доверять полную власть над себе подобными. Власть нужно контролировать, видеть насквозь, ставить ей ограничения и постоянно на нее давить. Это то, что я вынес из этой книги. Также эта книга о человеке, постоянно находящемся в состоянии ответственности за свой выбор, который он не может никому передоверить – ни родителям, ни кумирам.
Дальше мы слушали фрагменты аудиокниги. Достойны ли люди своей власти, а власть людей? – спрашивала Леся. И блаженнейший рассказывал, что кого мы выбираем, того и имеем… А может ли быть власть хуже своего народа? Да, может. Пример – коммунисты. Были также всякие короли и князья – развратники, хуже своего народа.
Потом блаженнейший Любомир отвечал на вопросы журналистов.
Кто-то спросил, почему глава УГКЦ, став эмеритом (освобожденным от исполнения своих обязанностей в связи с преклонным возрастом), начал свободнее высказываться. Блаженнейший Любомир ответил, что у эмерита больше возможностей, времени и повода задумываться, проверять свой жизненный опыт, он может лучше высказать свои мысли.
Дальше был вопрос Александра Кривенко о неверующих (Амосов: «Бога нет, но он есть») и насаждении христианства – не ущемляет ли это прав атеистов и верующих других религий.
Неверующий человек с помощью разума тоже способен к познанию, способен отличить, что есть зло, а что добро, отвечал блаженнейший Любомир. Потому что есть еще человеческая мудрость, есть философия, которая дает нам определенные достаточно корректные указания, как мы должны поступать. А если это есть, то есть и ответственность поступать правильно. Не бывает такого, чтобы человек сказал: «Я не верю в Бога, поэтому буду делать, что захочу». Ну, бывает, конечно, но это слова незрелого и безответственного человека.
Есть еще человеческая совесть, тот голосок в нашей душе, который нам говорит, когда мы планируем что-то сделать. Непонятный для нас голос, но громкий и отчетливый, говорит нам, хорошо или нехорошо то, что мы хотим сделать. Этот голос – часть нашей человеческой природы.
Верующий человек или нет – он ответственен. И может полностью познать, что есть добро, а что зло. Но верующему человеку легче это сделать.
Мы не должны никому навязывать нашу религию. Но исторически сложилось, что христианство стало доминирующим фактором формирования нашей культуры. Мы не мусульманское или буддистское государство. Наши люди – христиане, и даже те, кто не ходит в церковь, живут категориями христианской культуры. Вспоминают Бога и Божьи заповеди, даже если их не придерживаются.
Также среди нас есть и не христиане. Мы не имеем права им что-то навязывать, но имеем право представить свое христианство и свое право вести себя как христиане.
Теократические государства заставляют всех граждан поступать согласно законам одной какой-то религии. Это не правильно. Должно уважать свободу человека – но не только неверующих, а и верующих тоже.
Один из журналистов говорил, что власть, полученная преступным путем, – это власть от сатаны. И долго рассказывал о священниках-бандитах, о том, как рукополагают и благословляют бандитов и т.д.
Блаженнейший Любомир сказал: «Это вопрос сложный своей конкретностью. Очень трудно однозначно сказать: это хорошо, это нехорошо. Многое не является черным или белым, а происходит в так называемой «серой» зоне. В практической жизни ситуация не простая, и является нелегкой конкретная развязка.
Из своего жизненного опыта: когда мы начинаем очень абсолютно что-то рассматривать и на основании этого действовать, то часто впадаем в крайности, где больше делаем зла, чем добра. Хотя желаем сделать добро. Если абсолютно подходить и абсолютно трактовать все, тогда очень легко можно сделать большие промахи. Поэтому, сберегая основное, приходится идти на компромиссы».
Спросили, сколько стоит книга, и нельзя ли ее выложить в Интернет для бесплатного скачивания.
Блаженнейший Любомир сказал, что он не компетентен в этом. «Как по мне – делайте, что хотите. Я человек старого поколения, для меня компьютер, Интернет – это большие мистерии».
Отец Игорь, присутствовавший во время пресс-конференции, добавил: «То, что бесплатно раздается, – мало ценится. Мы не богатые люди, которые могут тиражировать и раздавать книгу. На первую книгу мы получили благотворительную помощь. Мы ее продаем, на эти деньги издаем следующую книгу. Стоимость, которую мы рекомендуем для распространителей, – 35 грн.
В Интернете предыдущие книги уже есть. Мы не выкладывали, добрые люди это сделали. Мы их не преследуем, пусть работают на славу Божью. Поэтому если кто-то хочет выложить в Интернет – выкладывайте, мы не будем против».
– Какова направленность книги – чтобы христиане шли во власть, или те, кто уже во власти, становились христианами?
Блаженнейший Любомир: Моя позиция, как говорит наша Конституция: чтобы те люди, которые при власти, помнили, что рано или поздно за сделанное они должны будут отчитаться – не перед людьми, а перед Богом, как бы они в Него ни верили. Каждая религия имеет моральный закон. И христианин он или нет, он должен быть человеком честным, ответственным по отношению к тому, к чему призван.
– К чему идет страна Украина? Куда мы идем, как украинцы? Как Вы чувствуете?
– Я не специалист – социолог или историк, но я гражданин и церковный муж. Точно ответить не получится. Но мое ощущение (включаю не только разум, но и чувства, эмоции) – мы шаг за шагом, хотя, может, немного медленно, идем к лучшему. У нас сегодня есть определенное напряжение в обществе между народом и властью, между разными факторами власти и группами народа. Это досадный факт, но это не трагедия. Потому что это возможный залог пробуждения. Я чувствую, что мы начинаем прозревать, думать и двигаться по пути становления. Главное, чтобы люди не пошли плохими путями, не дали демагогам ввести себя в заблуждение.
Сегодняшняя независимая Украина – мы ее не добились, это дар Божий, чудо. И так как этот Божий дар случился, люди начинают понемногу прозревать, поэтому на будущее можно надеяться. Возможно, не при нашей жизни. Возможно, через одно-два поколения, возможно, и больше.
На просьбу дать оценку событиям вокруг Десятинной церкви блаженнейший Любомир сказал: «Мне очень тяжело ответить, потому что я не владею конкретной информацией. Я что-то слышал (не могу читать и следить лично), но высказать конкретную позицию не могу. Могу лишь желать одного: чтобы такие ситуации были рассмотрены и разрешены по-божески и согласно предписаниям законов. Чтобы не было искривления законов и насмешки над Божьими законами».
Еще был вопрос об Украинском католическом университете, который профинансировал Фирташ, и многие осудили руководство УКУ за то, что приняло от него помощь. От кого церковь может принимать материальную помощь, а от кого нет?
– Нужно отличать церковь и не церковь, – ответил блаженнейший Любомир. – Университет, даже католический, – это не церковь.
Много лет назад, когда мы начали строить собор в Киеве, я издал инструкцию, что мы не будем принимать пожертвований, в которых может скрываться желание руководить церковью. Мы не хотим принимать помощь от государственных инстанций, за которую потом, возможно, придется горько заплатить. А институт не церковь, и там влияние такого рода далеко менее возможно, чем в церкви.
Найдя мецената, который дает очень внушительную сумму денег, я бы сказал: «Спасибо Богу!» Потому что университет – это научная институция, очень дорогая.
Помните, когда студентам говорили, за кого они должны голосовать? Поэтому нам нужны и государственные, и частные университеты, которые смогут сберечь автономию. Ректорат университета должен очень мудро подойти и сказать четко: «Господин меценат, мы вам очень благодарны, но хотим сохранить нашу автономию». Это абсолютное условие. Я знаю, что на Западе бывает, когда меценаты ставят определенные условия: чтобы пропагандировались определенные вещи. И солидные университеты не принимают помощь на таких условиях.
– Скоро 10 лет со дня визита в Украину Папы Иоанна-Павла ІІ. Как повлиял этот визит на украинскую власть и общество?
– Наша власть не стабильная, а изменчивая. Тогда у нас были другие люди при власти. Папа (я слышал из его уст) был благодарен Кучме за то, что Президент отважился пригласить его в Украину. За 10 лет столько сменилось людей при власти – сохранилась ли у них память о том визите?
Насколько это осталось в народе – мне очень тяжело сказать, но все-таки, я думаю, что осталось. Потому что люди часто при случае, на встречах вспоминают, причем не только греко- или римо-католики. Потому что этот человек являл собой огромную моральную силу и моральный авторитет, и огромное количество людей хотело с ним молиться.
– Для беатификации Иоанна-Павла ІІ искали чудеса, к которым он бы имел отношение. Не было ли мгновенное возрождение УГКЦ таким чудом?
– Чудо и то, как ожила Украина за эти 20 лет. Без Божьего перста этого не могло бы быть. То, что Польша вышла из-под коммунистического влияния, было связано с Папой. Относительно нас, безусловно, личность Папы, его деяния не остались бесследными. Хотя у нас, возможно, это сложнее доказать.
Перевод - РИСУ