День киевского сослужения и московского неслужения
В Киеве сегодня Митрополиту Киевскому Епифанию сослужит епископ Шумперкский Исаия, что свидетельствует о практически признании Православной Церкви Украины еще одной поместной Церковью. Хотя Синод Православной Церкви в Чешских землях и Словакии не принимал решения о признании, в православной традиции гораздо более выразительным является сопричастие епископов. И именно это происходит сейчас в Киеве.
Это значит, что признание ПЦУ теперь осуществляется "гибридно". Если со стороны Синода этой небольшой поместной Церкви не последуют какие-либо карательные санкции в отношении епископа Исаии, как только он станет за один престол с прочими архиереями, можно смело утверждать, что признание ПЦУ в этой Церкви станет полным. Что, впрочем, вряд ли помешает промосковски ориентированным епископам ПЦЧЗС и далее сослужить с представителями Московского патриархата. А в неудобном положении снова оказывается Паломническая служба МП, которой скоро придется создавать реестр "неблагонадежных" епархий уже по всему миру, а не только в Греции и на африканском континенте.
Однако уже есть столь же "гибридная" реакция. Сайт Представительства ПЦЧЗС при Патриархе Московском и всея Руси опубликовал письмо предстоятеля этой Церкви епископу Исаии, в котором митрополит Ростислав признает, что поездка Исаии осуществляется с ведома Синода (епископ известил об этом Синод заблаговременно), но без благословения. Более того, письмо содержит предупреждение: "вынужден признать Ваше «оповещение» об участии в торжествах в Киеве проявлением грубого пренебрежения к председателю Священного Синода и не почтительности и не солидарности к другим членам Священного Синода… В случае, если в упоминаемых торжествах Вы все же примите участие, Священный Синод нашей Поместной Церкви будет действовать согласно священным канонам о нарушении послушания епископа своему митрополиту".
"Гибридность" этого предупреждения заключается в том, что оно опубликовано без даты и без ссылки на источник на оригинальном языке. Понятно, что внутренняя переписка в ПЦЧЗС осуществляется на чешском и словацком языках, однако на официальном сайте ПЦЧЗС какие либо упоминания об этом письме на момент написания статьи также отсутствуют. Можно предположить, что появление письма только в русскоязычной версии и только на сайте московского представительства ориентировано исключительно на московскую же аудиторию и доносит до нее то, что она хочет услышать. Но это послание не предназначено для чешских и словацких верующих.
А вчера Патриарх Московский Кирилл не служит с находящимся в Москве Патриархом Иерусалимским. Причин как минимум две.
Во-первых, кажется, что Патриарх Кирилл поверил подхалимам, пророчащим ему роль вселенского (причем, не выезжая из Москвы). А потому для него невозможно поступиться первым местом у престола Патриарху Иерусалимскому, которому это место принадлежит как старшему в диптихе.
Во-вторых, Патриарх Феофил не просто должен был бы возглавить службу и занять первенствующее место, но и зачитать собственный вариант диптиха, который значительно длиннее Кириллова, причем в Феофиловом диптихе на первом месте прозвучало бы имя Вселенского Патриарха Варфоломея. А это делает Феофила на патриаршем богослужении персоной нон грата. Но дабы пощечина Феофилу не была столь горькой, ее подсластили премией имени Патриарха Алексия II «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов. За утверждение и продвижение христианских ценностей в жизни общества». Но будет ли недопускаемый на богослужения Иерусалимский Патриарх посещать Москву в будущем?
Таким образом, когда в Киеве приветствуют архиереев из других поместных Церквей, в Москве не пускают на порог чужих Патриархов.
П.С. Уже после публикации статьи появились фотографии с сегодняшнего Богослужения в храме Христа Спасителя в Москве. Кажется, там поняли вчерашнюю ошибку, и сегодня решили таки пригласить Патриарха Иерусалимского Феофила на Богослужение (вчера он не служил, хотя прибыл в Москву еще 19 ноября). Но на фото можно увидеть, что Феофил находится справа от Кирилла, занимающего первенствующее место.
Это свидетельствует о том, что патр. Феофил не был допущен к зачитывания собственного диптиха. Но его "вторчество" наводит на размышления, уж не признал ли он над собой первенство Московского патриарха, или лишь поступился своим первенством, чтобы вывезти из Москвы подарки побогаче, или просто в Москве так хорошо научились уговаривать ... Ведь еще на семидесятилетие Кирилла в 2016 году все иерархи занимали место строго за диптихом, и тогда Кирилл был только третьим из присутствующих.
Илья Бей