Директор Фонда святителя Григория Богослова, помощник председателя ОВЦС МП ЛЕОНИД СЕВАСТЬЯНОВ: «После разрыва с Константинополем необходимо вернуться к древнерусской, старообрядческой идентичности»
«Credo.Press»: Как Вы восприняли решение Патриарха Варфоломея и Синода Константинопольского патриархата признать иерархическое достоинство Патриарха Филарета (Денисенко) и восстановить ставропигию Константинополя в Киеве?
Леонид Севастьянов: Я считаю, что нынешний кризис между РПЦ МП и Константинополем является не простым и совершенно не сравнимым с кризисом 20-летней давности по поводу юрисдикции в Эстонии. Нынешний кризис является системообразующим или кризисом парадигмы РПЦ последних 400 лет.
В самом деле, Патриархом Никоном была построена новая парадигма. Реформы Никона в XVII веке были проделаны исключительно ради единства русских с малороссами (украинцами) и греками. Ради реформ была вырезана в буквальном смысле третья часть русского народа. Почти во всех монастырях (не только в Соловецком) уничтожено русское монашество и заменено на малороссийское. То же касалась и епископата. Гетто и сжигание русских людей начались именно тогда.
Реформа явилась основой онтологического разделения русских, которое привело и к 1917 году. И вот сейчас, когда рушится пресловутое единство с малороссами и греками, возникает вопрос: а жили ли мы в правильной парадигме? Ради чего пошли на столь высокую цену, уничтожив цвет русского народа в XVIIвеке и подвергнув суровейшим гонениям на протяжении XVIII-XX веков русских, выступающих за свою самобытность?
Теперь руководству Церкви придется ответить своей пастве именно на этот вопрос.
— И как Вы предлагаете ответить?
— Я предлагаю вернуться к русской церковной парадигме. Необходимо осознать ошибочность действий реформаторов в XVII веке и реабилитировать лидеров сопротивления – таких, как протопоп Аввакум, святитель Павел Коломенский и боярыня Морозова. Мы должны жить русскими ценностями и в русской парадигме. Возврат должен быть радикальным — вплоть до возврата двоеперстия и всех других литургических особенностей Древней Руси, включая повсеместное знаменное пение. Только тогда мы сможем вновь мобилизоваться и легко выйти из грядущего религиозно-идеологического кризиса.
— Леонид, Вы долго работаете в ОВЦС МП. Что конкретно Вы сделали для смены парадигмы, о которой говорите, или чтобы предотвратить нынешний кризис?
— Я думаю, многие знают, что в моспатриархийной системе я всегда был голосом старообрядчества. Я всегда говорил о рисках, связанных с отказом от своей идеологической идентичности в пользу малороссийской и греческой. Я всегда говорил о необходимости возврата к русскому древнему благочестию, начиная хотя бы с того, чтобы дать единоверцам своего епископа. Кроме того, мы с самого начала — еще 10 лет назад — потратили большие усилия на продвижение концепции Ростова Великого как основного символа Русской Церкви. К сожалению, нам было сказано, что не Ростов Великий, а Киев является «матерью городов русских», и проект был закрыт. Но если Киев — мать городов русских, то глупо обижаться на решения своей мамы, если она после смерти папы нашла другого…
— Как бы Вы относлись к восстановлению юрисдикции Константинополя в России – для тех общин, которые не захотят «восстановить идентичность» и вернуться к старообрядческой парадигме?
— Константинополь действительно не является частью русской старообрядческой парадигмы. В Константинополе нет Божественной Шехины (особого Божественного присутствия) с XV века. Она находится в России. Об этом говорит мистический опыт старообрядчества. Константинополь как современный идеологический центр является креатурой никонианства. Именно никонианство на протяжении четырех веков занималось его реконструкцией. Для старообрядчества же только Русь и Третий Рим являются сувереном истины. Вне этого все остальное имеет относительную, инструментальную ценность.