Директор национального заповедника "София Киевская" об отношениях с Церквями: "Мы обречены на диалог, на сотрудничество и на взаимопонимание”
Интервью с Нелей КУКОВАЛЬСКОЙ, генеральным директором Национального заповедника "София Киевская", заслуженным работником культуры Украины о сохранении сакральной архитектуры отношениях с Церквами и новых путях и методах популяризации украинского исторического наследия.
Интервью с Нелей КУКОВАЛЬСКОЙ, генеральным директором Национального заповедника "София Киевская", заслуженным работником культуры Украины о сохранении сакральной архитектуры отношениях с Церквами и новых путях и методах популяризации украинского исторического наследия.
– В следующем году София Киевская будет праздновать тысячелетие. Эта дата достаточно спорная. То есть, довольно недавно было сделано открытие, которое говорит, что Софии Киевской чуть больше лет, чем считалось изначально. Какие празднования планируются на следующий год?
– Празднования мы начали еще в этом году: провели тематические круглые столы, печатаем много литературы, на WEB -портале заповедника размещаем соответствующую информацию (ее можно найти по адресу www.nzsk.com.ua), из которой можно более глубоко узнать о нашем обосновании тысячелетия Софии Киевской. Разработан и определенный план мероприятий, который, надеемся, в ближайшее время будет утвержден Кабинетом Министров Украины. Тысячелетию будет посвящен и весь следующий год. С мая месяца планируется выпуск маркированного конверта, юбилейной монеты, проведение научных чтений, тематических выставок, цикла концертов. Запланировано провести ряд культурно-просветительских мероприятий на территории Золотых ворот, которые будут рассказывать об истории, воссоздавая "картинки" из жизни древнего Киева. Не останутся вне поля зрения и школьники: будут проведены викторины конкурсы художественного рисунка, и тому подобное.
Я думаю, что кульминацией празднования станут запланированные на сентябрь 2011 года торжественные мероприятия, на которые мы планируем пригласить наших коллег из Украины и Европы ради того, чтобы отметить на высоком уровне это выдающуюся дату.
– Как Вы оцениваете состояние сохранности заповедника? Время от времени возникают замечания, что в разных памятниках архитектуры есть проблемы. А теперь как выглядит ситуация в Софии Киевской?
– Если в целом сравнивать ситуацию с достопримечательностями в Украине и в Национальном заповеднике "София Киевская", то мы выглядим лучше всего. И это не только моя оценка, высокую оценку состояния сохранности наших достопримечательностей дали и эксперты, которые недавно приезжали в Киев. У нас был заместитель председателя ЮНЕСКО, директор Центра всемирного наследия Франческо Бандарина, который высоко оценил работу нашего коллектива – архитекторов, реставраторов – по состоянию сохранности Софии Киевской: и архитектурного ансамбля, и самой Софии. Нас посетили также и эксперты ІКОМОС – Тодор Крестев (Болгария), Алкивиадис Препис (Греция), которые тоже высоко оценили нашу работу и состояние сохранности достопримечательностей заповедника.
Bизит в Софию Киевскую заместителя председателя ЮНЕСКО, директора Центра всемирного наследия ЮНЕСКО Франческо Бандарина : со специалистами заповедника (декабрь 2010)
Если детально рассмотреть ситуацию, то точка зрения наших экспертов такова: сегодня действительно состояние сохранности Софии Киевской и архитектурного ансамбля на ее территории не вызывает обеспокоенности. Единственный объект, который сегодня нас серьезно тревожит – это состояние памятника архитектуры ХVІІІ ст. Бурсы, которую уже свыше сорока лет арендует Центральный государственный архив-музей литературы и искусства Украины. Все нормативно-правовые акты, которые существуют на сегодня и говорят о том, что его надо отселить, остаются на бумаге. Идет время, а вопрос с отселением не решается. Ситуация становится угрожающей: не из-за того, что архив-музей не может находиться на этой территории, а из-за того, что сооружение за эти годы ни одного раза не реставрировалось, находится в аварийном состоянии и требует комплексной реставрации. Такое состояние является опасным, прежде всего, для материалов этого уникального собрания. Мы надеемся, что следующий год принесет позитивные сдвиги в решении этого вопроса: начнутся научно-поисковые и проектные работы и через определенное время - полная реставрация памятника. Там необходимо укреплять фундамент, перекрытие, полностью реставрировать крышу и свод и выполнить много-много других работ.
Еще один вопрос, который вызывает обеспокоенность, - это, конечно, угрозы, которые идут от урбанизированной среды города. Мы понимаем, что город - это живой организм, который развивается, строится. Новое строительство в непосредственной близости к достопримечательностям заповедника, конечно не лучшим образом отображается на состоянии наших сооружений, усиливая нагрузки и добавляя проблемных вопросов. Но для того мы и здесь, чтобы их решать.
В заповеднике создана и работает автоматизированная комплексная система мониторинга, с помощью которой наши специалисты следят за техническим состоянием зданий, структурой почв, уровнем грунтовых вод и тому подобное. Имеем возможность фиксировать наименьшие отклонения от нормы вовремя, выявляя угрозы для наших памятников. Поэтому уже сегодня мы ставим вопрос о разработке проекта, который бы делал невозможными такие угрозы. Речь идет о проекте инженерной защиты территории. Почему я говорю о таком именно проекте - потому что в последнее время есть угрозы повышения уровня грунтовых вод и это абсолютно реально. Мы это все видим по результатам мониторинга, который проводим вместе с Институтом геологических наук Национальной академии наук Украины. Поэтому в своем докладе на заседании Коллегии Министерства регионального развития и строительства Украины, я такой вопрос поставила, и он был услышан. Мы разработали "Государственную целевую программу развития Национального заповедника "София Киевская" на 2011-2015 годы", в которую включен, в частности, и этот важный для нас вопрос.
Мы проводим комплексный мониторинг территории еще одной нашей достопримечательности – Судацкой крепости в АР Крым. Обеспокоенность вызывает два сдвига, которые активизировались в последние два года на ее территории. Сейчас мы отслеживаем эти сдвиги. Кроме этого нашим Министерством выделены специальные средства на разработку проекта инженерной защиты территории Судацкой крепости. Уже проведены научно-поисковые работы институтом "КрымГИИНТИЗ" для разработки проекта инженерной защиты территории, которая сейчас на стадии разработки. Имеем надежду, что в этом году разработка будет завершена, проект утвержден и в ближайшее время мы сможем его реализовать в рамках указанной Программы. Главное - вовремя ликвидировать опасность. Вспомним, что активизация процессов сдвигов в 80-х годах прошлого века привела к тому, что пятнадцатая куртина внешней линии обороны крепости была полностью разрушена.
В целом на реализацию заданий по всем направлениям деятельности заповедника за 5 лет мы планируем потратить 149,9 миллионов гривен: это научно-поисковые работы и программы реставрации достопримечательностей, научно-исследовательские и экспозиционные, информатизация пространства нашего музея и реставрация музейного фонда и многое другое. Важно отметить, что на реализацию программы почти треть средств планируется привлечь из негосударственных источников, не запрещенных действующим законодательством. Сейчас программа находится в стадии согласования.
Относительно других объектов заповедника, то ситуация является стабильной. Много говорили о Кирилловской церкви – там удалось выполнить огромный объем работ: гидроизоляцию фундаментов, осушение стен и благоустройство территории. И сегодня для этой достопримечательности нет ни одной угрозы. Комплекс работ по реконструкции и реставрации Золотых ворот тоже был выполнен. Сейчас заканчивают работы по ликвидации аварийного состояния Андреевской церкви. Буквально только что вернулась оттуда. Каждое утро начинаю с Андреевской церкви. Особенных угроз сегодня нашим достопримечательностям, кроме тех, что я назвала, больше нет.
Эксперт ИКОМОС Алкивиадис Препис (Греция) в Кирилловской церкви, памятнике архитектуры 12 ст. (2009)
– Все ли эти работы финансируются за государственный счет? Есть ли какая-то спонсорская поддержка? Имеете ли Вы гранты от внешних партнеров?
Все работы финансируются из нескольких источников. Основной источник - это, конечно, государственный бюджет. Но, если проанализировать результаты выполнения заданий и мероприятий "Комплексной программы сохранения объектов Национального заповедника "София Киевская" на 2003-2010 годы", которая была утверждена постановлением Кабинета Министров Украины от 26 апреля в 2003 г. № 624 и которая действовала на протяжении последних 7 лет, то по источникам финансирования средства распределяются следующим образом. Из 96,9 миллионов гривен более половины (58 процентов) – это около 56 миллионов гривен – было выделено средств из тех, какие мы сами заработали и тех, которые дали нам меценаты. То есть, это достаточно большая часть от общего объема финансирования предыдущей программы.
Мы планируем и в следующие 5 лет тоже работать с меценатами с целью привлечения меценатских средств для реализации наших программ. Для этого в ближайшее время будет презентован Опекунский совет заповедника, который будет работать на общественных началах и, я верю, будет способствовать успешной реализации наших проектов. Я хотела бы при заповеднике иметь такой общественный орган, потому что, как показывает практика музейной работы, все европейские, мировые музеи имеют такой орган.
– То есть это признак заинтересованности общества?
– Конечно. Это уже называется социальная ответственность общества перед своим культурным наследием.
– Скажите, пожалуйста, этот совет должен был бы состоять из каких-то народных депутатов?
– Я планирую пригласить туда людей, может, не очень знаковых, но которые могут это сделать. Мы не зацикливаемся на народных депутатах, на чиновниках. Такой опыт у нас уже был, но не дал ожидаемого эффекта. Поэтому мы планируем пригласить туда тех людей, которые могут на первой стадии финансово помогать.
– То есть, просто меценатов?
– Меценатов и некоторых активных людей, которые могут объединять меценатов. Их может быть не много: пять-шесть-семь человек. И больше не нужно. Потому что существующая практика создания при национальных заповедниках наблюдательных советов себя не оправдала. Мой опыт свидетельствует о том, что на протяжении десяти с половиной лет, которые я здесь проработала, состав наблюдательного совета заповедника изменялся и переутверждался 4 раза и только один-единственный раз, в позапрошлом (2009) году, состоялось заседание Наблюдательного совета "последнего созыва". И все.
Н. Куковальская и народный архитектор Украины, доктор архитектуры, профессор О. Слепцов на выставке Украинской академии архитектуры, устроенной в Доме митрополита к Международному дню архитектуры (июль 2010).
– В свое время говорилось об опасностях, которые существуют в интерьере Софийского собора. В частности, сохранение фресок. Какой там является ситуация сейчас? Насколько они защищены?
– Да. Это было нашей проблемой, и мы ее решили в течение 2005-2007 годов. Существовала огромная угроза не столько фрескам, сколько мозаикам, поскольку было значительное отслоение между кладкой стены и слоем штукатурки с мозаикой. К проведению реставрационных работ мы готовились очень долго и основательно, предварительно проведя поисковые работы. Также для выполнения первой стадии мы пригласили польских реставраторов, которые применили очень интересный метод эндоскопии, которым пользуются и в медицине в частности, в хирургии. Если философски посмотреть на этот вопрос, то можно сказать, что у нас такой подход к достопримечательностям, как у врачей к человеку. Мы их лечим, присматриваем и делаем все, чтобы не навредить. То есть и наши, и врачебные взгляды на клятву Гиппократа абсолютно идентичны.
Поэтому после обзора состояния мозаичной композиции ХІ ст. "Пантократор" в центральном куполе, мы поняли всю опасность, которая ей угрожала. По всей плоскости композиции были отслоения. Для примера скажу, что когда мы стояли на рихтовании и немножко включали звук, то шла вибрация по большой плоскости. Когда мы эндоскопом через специальные отверстия "прошли" мозаику по всей глубине к кладке, то определили места и замеряли эти отслоения. Их размер – один, полтора сантиметра. Но проблема заключалась еще и в том, что слой штукатурки, который был между пленкой и слоем, на котором крепилась мозаика, уже деструктурировался. И те реставрационные подкрепления, которые проводились в 50-х, 80-х годах ХХ ст. полихлорвиниловыми смолами, растворенными в дихлорэтане ,потеряли свою связывающую способность и через определенное время тоже расслоились. Мы определили такие места, где нужно провести закрепление и применить общепринятую на сегодняшний день в реставрации систему нагелей, проверенную временем. Ее применяли и в ХІХ, и в ХХ веках. Без химических добавок, а просто применяя систему нагелей и добавляя немного раствора, состав которого идентичен тому составу, который был применен еще в ХІ веке.
Мы эту работу успешно завершили и уже следующая работа – это было закрепление в конхе центральной абсиды мозаичной композиции ХІ ст. "Богородица Оранта". Здесь ситуация была еще опаснее. Мы привлекли для проведения исследования ее состояния врачей из львовского Института хирургии. На три дня они закрыли свои плановые операции, провезло сюда оборудование и, мне показалось, что очень гордились тем, что работали в Софии Киевской. Кроме этого хотела бы отметить, что ни одного гонорара за эту сложную работу никто не попросил. Им оплатили лишь дорогу и амортизацию оборудования. А работу они произвели бесплатно, за что я им очень благодарная. Результаты исследования показали огромные участки отслоений. И это уже не было 1 и 1,5 сантиметров, отслоения достигали до 5-6 см, а в некоторых местах и до 10 см. И это на небольшой по площади композиции – всего 15-18 квадратных метров. Любая опасность, как, скажем, сильные вибрационные колебания и нагрузки могли привести к тому, что все это могло просто осыпаться. Поэтому мы тоже применили такую же систему нагелей, чтобы не отягощать всевозможными растворами. И сегодня мы можем однозначно утверждать, что опасность миновала, состояние мозаик стабильно и никакой угрозы для него нет.
Исследование состояния мозаик ХИ ст. в центральной абсиде Софии Киевской совместно с львовскими реставраторами (2007)
Что касается фресок центральных нефов, то там опасность была еще в 2004 году, и мы ее ликвидировали (как раз на семейном портрете Владимира по левой стороне). Потом мы уже занимались плановой работой по закреплению фресок.
Сегодня состояние монументальной живописи ХІ ст. Софии Киевской удовлетворительно и стабильно. Делаем сейчас очень интересную работу: в одном из приделов раскрываем фреску ХІ века. Это небольшая по размеру фресковая роспись, которой еще никто не видел, потому что в ХІІ веке она была покрыта тоже фреской. И так все это сохранилось до ХХ века, когда в 80-х годах небольшой кусочек отслоился и реставраторами и искусствоведами был выяснен это интересный факт. Был даже разработан и одобрен проект реставрации, который предусматривал снятие фресковой живописи ХІІ ст. с фрески ХІ ст. и перенесения его на новую основу, а потом закрепление и экспонирование на противоположной стене придела, где живописи вообще не сохранилось. Однако на реализацию этого сложного реставрационного проекта средств не было. Так прошло 30 лет, и вот, наконец, в этом году началась реализация этого проекта, который, я убеждена, будет вскоре успешно завершен и откроет не только аутентичную монументальную живопись ХІ ст., но и ставни ХІ века со стеклом. Я думаю, что это будет сенсация.
– А это и часть, где выявлена дата, которая делает Софию Киевскую старше?
– Нет. Это не та часть. Дата, о которой Вы говорите, была найдена в главном алтаре. А это придел Антония и Феодосия.
– Недавно опять было судебное решение, чтобы приостановить пристройки в районе Софии Киевской. Конечно, это дает свои негативные результаты для храма. Делаются ли сейчас какие-то работы, чтобы, я бы сказал, навечно приостановить это строительство?
– Ваше утверждение абсолютно неправильно. Ничего "навечно" не нужно останавливать. Как я уже говорила, город – живой организм и он должен развиваться, но это развитие должно быть подчинено определенным ограничениям и осуществляться в определенных рамках. И все. Ограничений не так много. Первое – это углубление фундаментов в подземное пространство. Второе – это высотность. Третье – это стилистика строения. Стилистика подразумевает, чтобы не нарушали историческую среду, чтобы были гармоничные сооружения. Они не должны повторять историческую эпоху домов рядом, но стилистически они должны быть соединены. И в некоторой степени колористика должна быть тоже в отношении с градостроительной ситуацией.
Можно и, по-видимому, нужно вести строительство, потому что в центре города есть много не ценных застроек. Их, по-видимому, нужно изымать и эти площадки можно и нужно использовать. Ничего в этом плохого нет. Но есть определенные ограничения и рамки в которых должно вестись строительство. К величайшему сожалению, инвесторы, которые получили площадки под строительство, как показывает практика, не знают этих правил. Но знают эти правила архитекторы, которым они заказывают разработку проектов. Также об этом знают те чиновники, которые согласовывают и подписывают те проекты. А инвесторам просто нужно разъяснять, что если вы получили земельный участок в исторической части города и хотите строиться, то есть определенные правила, которые вы обязаны выполнить.
– Скажите, пожалуйста, сейчас для многих таких музеев, заповедников есть проблема отношения с Церковью. В частности и в Киево-Печерской Лавре и в других местах Церковь требует возвращения бывших культовых помещений себе. Были ли за последние годы такие, скажем "посягательство" на Софию Киевскую? Например, чтобы взять в пользование или регулярно проводить здесь Богослужение. Были ли такие попытки?
Тот, кто будет иметь в подчинении Софию, будет иметь приоритет над всеми другими Церквями.
– С 1991 года, со времени провозглашения независимости Украины, были неоднократные попытки: одна из конфессий или все вместе хотели бы иметь Софию Киевскую в своем подчинении. Не буду душой кривить, в этом году тоже были такие попытки. Но слава богу, политика государства сегодня такая, что София должен быть музеем. Если нужно провести какое-то отдельное Богослужение, то это возможно, и оно проводится каждый раз согласно отдельному соответствующему разрешению. Я на семинаре рассказывала о том, какие у нас были в последнее время Богослужения. Но чтоб имела Софийский собор какая-то одна из существующих конфессий, мне кажется неуместным.
Существует такая мысль, Вы, наверное, знаете: тот, кто будет иметь в подчинении Софию, тот будет иметь приоритет над всеми другими Церквами. У нас сегодня принято в государстве и, я думаю, в обществе равноправие между всеми религиозными конфессиями. Поэтому пусть так будет и в дальнейшем ради сохранения стабильности и мира в обществе.
– К сожалению, другие музейные помещения страдают от этих желаний церковных деятелей. С одной стороны, понятно, что Церквам должно быть возвращено то имущество, которое было культовым, но это не значит, что музеи должны быть уничтожены. Таких примеров достаточно, когда уже перестали существовать совсем неплохие музеи. Есть ли какое-то сотрудничество между работниками музейных учреждений относительно защиты, взаимной поддержки?
– Согласно законодательству, которое сегодня существует в государстве, церковное имущество может быть возвращено, если там находится музей или какое-то другое учреждение при условии, если будет предоставлено равноценное по площади и оборудованию помещения. Это возможно. Да, возможно будет и в Киево-Печерской Лавре. Но на сегодня, насколько я осведомлена, государственным музеям, размещенным в Лавре равноценных помещений не предоставлено. Поэтому, конечно, и возникает напряжение.
Относительно целесообразности пребывания музеев на территории монастыря - у каждого есть своя точка зрения. Я думаю, что государство сделает правильно, как оно считает нужным. Но самое главное, чтобы мы не потеряли музей. Это самое важное, потому что музеи - достояние не какой-то отдельной группы людей, а достояние всего нашего общества. И мы должны хранить это все, реставрировать, популяризировать.
Если говорить о сотрудничестве музеев и религиозных организаций, то здесь примеры есть как позитивные, так и негативные. Государству надо выделить 5-6 объектов самых ценных, скажем домонгольского периода, и никогда не передавать ни одной конфессии. Пусть бы они были в роли музеев, или же, в отдельных случаях, проводили в них Богослужение. Я рассказывала, какая большая когорта специалистов есть в Софии, чтобы присматривать за этими помещениями и делать это в соответствии с требованиями международного, европейского и, в том числе украинского законодательств. Ни одна из конфессий сегодня, к величайшему сожалению, не имеет таких специалистов. В конечном итоге, у них другое задание.
Презентация в Софии Киевской факсимильного издания Реймского Евангелия (2010)
– Опять же, мировой опыт той же Франции доказывает, что Церковь и государство, и в тех случаях музейные заведения могут сотрудничать без каких-то проблем.
– Абсолютно верно. Необходимо, чтобы они сотрудничали. Образно говоря, мы едем в одной машине. И должны руководить этим процессом правильно, чтобы не случилось трагедии. Поэтому мы обречены на диалог, на сотрудничество и на взаимопонимание. Я говорю слово "взаимопонимание", потому что как раз в этом моменте его иногда не хватает. Я рассказывала на семинаре о негативном опыте такого сотрудничества заповедника с Украинской Автокефальной Православной Церковью на примере Андреевской церкви.
– Сейчас Украина становится в центре внимания туризма как местного, который все активнее развивается, так и международного. Какие есть собственно тенденции среди посетителей Софии Киевской?
– Кризис, который длится уже второй год, стабилизировал поток туристов: он не увеличивается, а даже несколько уменьшается. В прошлом году он уменьшился, а в 2010 году сравнительно с предыдущим есть небольшая тенденция к увеличению. Но на уровень 2007 года, я думаю, мы еще не выйдем. С другой стороны, я даже боюсь большого количества туристов для Софии. Как было в советское время - здесь 3 миллиона проходило, а очереди стояли вплоть до памятника Богдану Хмельницкому. Это было вредно для Софии. Она будто старый человек, которого нужно оберегать и очень бережно к ней относиться. Поэтому большое количество посетителей ей очень трудно выдержать. У нас около 300-400 тысяч посетителей в год. Это оптимальное количество. Мы не ставим целью их увеличивать. Лучше увеличивать количество посетителей за счет других музеев, которые находятся на территории, или каких-то мероприятий, которые мы здесь проводим.
Мы стремимся, чтобы, во-первых, у нас было информационное насыщение, а, во-вторых, чтобы музей был живым. Как Вы видели за последние 3-4 года, у нас здесь всегда что-то происходит. У нас есть много проектов, в частности, "Сокровища музеев Украины на святой земле Софии Киевской", "Сокровища музеев мира на святой земле Софии Киевской" – это возрождение традиций и учреждение новых культурных проектов. Именно это притягивает людей, и музей не является статичным.
Много программ мы начинаем с детьми и для детей, и уже много провели. Например, когда у нас была выставка мозаики, то мы проводили мастер-классы из создания мозаичных росписей и это мероприятие проводили непосредственно в помещении, где была выставка. Детям это было очень интересно, они записывались в очередь. Так было и с вышивкой, крашенкой, иконописью. То есть, существует большая потребность сегодня у подрастающего поколения в таких ремеслах и в таком искусстве. Поэтому в нашей Бурсе после реставрации мы планируем сделать Музейный детский центр, в котором детей будут учить древнему и духовному пению, иконописи, технике мозаичной росписи, традиции, которые на Украине уже почти утеряны, народным ремеслам и тому подобное. Поверьте, что может из них никто и не вырастет певцом или мозаистом, но я уверена, что воспитание искусством приведет к тому, что человек вырастет, во-первых, культурно образованным, а, во-вторых, добрым душой своей, гармоничным, чего в нашем обществе сегодня очень не хватает. В человеческих генах заложена эта гармония. Но если эта гармония не проявляется, то человек не правильно развивается.
– Хотел спросить о мультимедийных проектах. Например, Львовский Национальный музей сделал к празднику Николая мультфильм из элементов иконы. Этот мультфильм небольшой и он о чуде святого Николая. Есть ли у Вас такие проекты?
– У нас уже некоторые такие проекты реализованы, а некоторые сейчас в стадии подготовки. Во-первых, когда приходят посетители к Золотым воротам, они слушают экскурсию с шумовыми эффектами, во-вторых, на экране они могут посмотреть историю строительства Золотых ворот, историю Киева художественные картинки из истории древнего Киева. Это интересно детям. Сейчас мы планируем сделать детский мультфильм языком ребенка, который будет посвящен истории Киева – это для самых меньших наших посетителей. Ведь к нам приходят дети не только школьного возраста, но и дошкольники.
Много мы сейчас планируем таких проектов по информатизации музейного пространства. Вот, скажем, приходит посетитель в Дом митрополита. Уже сегодня там есть электронная экскурсия. А, во-вторых, сейчас уже почти подготовлена программа, где будет стоять большой экран (я пока что не могу найти таких больших сенсорных экранов, которые я видела в Европе, в Америке), на котором бы мы показывали историю этого дома и вообще историю формирования этой территории, а также мировые и украинские аналоги, показывать архитектурные элементы и фрагменты декора этого дома. То есть больше всего дать информацию об этом сооружении. Рассказать которые там были митрополиты, сколько их было, рассказать о каждом из них, что он сделал, благодаря каким делам вошел в историю церкви и тому подобное. То есть это огромное информационное пространство. И на протяжении экскурсии длительностью 45 минут невозможно постичь это пространство. А когда человек придет, и будет иметь возможность пользоваться мультимедиа – она получит совсем другой объем и уровень информации. Обычно за один раз он не сможет все осмыслить, но придет еще раз или купит диск.
Или же мы планируем сделать доступной другую услугу: чтобы можно было скатывать информацию, например, на мобильный телефон. Вы видели, что на территории Софийского музея стоят таблички. Мы сегодня уже по мобильным телефонам проводим небольшие экскурсии с помощью операторов. И они будут не только на территории Софии, но и всем Киеве и в Украине. То есть, набирая на мобильном телефоне соответствующий код и заплатив за это 6 гривен, Вы получаете экскурсию по заповеднику, даже не побывав здесь. Но, я думаю, такие экскурсии заинтересуют потенциальных посетителей и им захочется прийти. Поэтому мы вкладываем интересную информацию, которая бы привела их к нам.
– Это своего рода наживка?
– Можно и так сказать. Вы видели, что у нас уже есть электронные гиды и это только начало. На следующий год планируем – и есть такая потребность для экскурсионных групп – обеспечения аудиогидами. Я не исключаю, что экскурсовод не должен присутствовать на экскурсии. Обязательно должны быть научные консультации. Но для больших групп людей, которые часто путешествуют и общаются на таких экзотических для нас языках, как китайский, японский или арабский, электронный гид будет незаменимым помощником для нас. И еще можно зайти на наш портал и посмотреть наш сайт, где уже есть две виртуальных экскурсии: по территории софийского архитектурного ансамбля и по митрополичьим палатам в Доме митрополита. И сейчас мы заканчиваем создавать виртуальный музей по самому Софийскому собору.
Почему такая экскурсия стала для нас актуальной? Вот, скажем, станете Вы в центральном нефе и захотите разглядеть ангелов на сводах собора. Детально Вы их не сможете разглядеть. А приблизив их на большом сенсорном экране, Вы сможете разглядеть все в наименьших деталях. Есть места, которые нельзя достаточно осветить с точки зрения сохранности достопримечательности, а Вы захотите разглядеть фреску или отдельную деталь именно в этом месте. В виртуальном музее Вы сможете это сделать, поэтому он имеет право на жизнь.
Мы также планируем продавать плееры с экскурсиями. Наши музеи только начали свою работу в этом направлении, поэтому я думаю, что максимум информации в магазинах, на сайтах, на территории заповедника будет полезной. И хотелось бы, что после таких экскурсий человек вырос в культурном плане не на одну, а на две, и более ступеней.
– Это все даст намного больше для патриотического воспитания, чем государственные программы, а особенно политические заявления.
– Я всегда говорю, что у нас политика здесь одна - сохранение достопримечательностей. Все остальное происходит за стенами Софии Киевской. Главное, что у нас толерантное отношение ко всем религиозным конфессиям, ко всем политическим партиям.
– За этими стенами время как будто остановилось, но с другой стороны Вы используете современные технологии, чтобы это все показать.
– Сейчас настолько продвинулось развитие науки и техники, что используя те средства, которые существуют сегодня, которые будут существовать завтра, можно много чего делать чрезвычайно интересно. Я уже давно пришла к мысли, что и методология проведения экскурсий, которая существовала еще в советское время, на сегодня абсолютно не приемлема. И нужно искать другие методы и средства, как донести до слушателя ту информацию, которую он должен знать. А тем более до тех, кто интересуется ею больше.
— Спасибо за интересный и содержательный ответ!
Беседовал Тарас АНТОШЕВСКИЙ,
Киев, 30 ноября 2010