География религий: итоги международной конференции во Львове
7-12 марта на базе Украинского католического университета состоялась Международная религиоведческая школа «География религии: религиозная карта мира и пространство сакрального».
Организаторами Школы стали Институт философского образования и науки Национального педагогического университета имени М. П. Драгоманова, философский факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, молодежная общественная организация «Молодежная ассоциация религиоведов» при поддержке журнала «Религиоведческие исследования» и портала «Religious-Life.Ru».
Школа начала свою работу с пленарного заседания, на котором имели слово члены организационного комитета и основные лекторы.
В своем приветственном слове проректор по научной работе Украинского католического университета Олег Турий, цитируя слова Иисуса из Евангелия на первую неделю Великого поста, призвал участников «постараться не только прийти и посмотреть, но и прислушиваться к лекторам, друг к другу, несмотря даже на то, что мы будем говорить на разных языках. А это возможно только тогда, когда каждый из нас будет оставаться самим собой без навязывания своего мнения и угнетения другого ».
Идея провести школу во Львове, а именно в Украинском католическом университете, не является случайной. По словам Виталия Хромца, заместителя директора Института философского образования и науки НПУ имени М. П. Драгоманова, «именно во Львове встречаются очень много различных культур и традиций, поэтому это идеальное место для изучения географии религий».
Обращаясь к участникам Школы, доцент кафедры философии религии и религиоведения Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова Елена Орёл указала, что выбор темы нынешней Школы обусловлен определенной пустотой научных исследований в области географии религий и разными подходами к пониманию самого религиоведения. «Религиоведение — это двуединая наука, - отметила она, - С одной стороны, это наука о ценностях, вере, религиозном опыте, а с другой — это совокупность информации, которую могут использовать чиновники, политики, ученые, учителя. Проблема в том, что очень часто государство на постсоветском пространстве признает и использует только его последнюю функцию».
Евгений Аринин, заведующий кафедрой философии религии и религиоведения Владимирского государственного университета, обратил внимание, что проблематика Школы является крайне актуальной и мало исследованной. Он поделился своим опытом организации исследований и отметил, что до сих пор проблемное поле географии религии является неопределенным.
В своем приветственном слове президент Молодежной ассоциации религиоведов Ирина Фенно отметила, что ассоциация принимает участие в организации подобных школ начиная с 2005 года. И такой формат очень эффективен, потому что кроме интересных докладов эти школы способствует формированию новых контактов, которые впоследствии перерастают в новые проекты. Она выразила надежду, что данная Школа не станет исключением.
О месте географии и экологии религии в системе наук и о необходимости определения их предметного поля и определения исследовательского инструментария говорил в своем докладе Павел Костылев, старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Очевидно, что эти и другие темы найдут продолжение в лекциях, дискуссиях и обсуждениях в течение следующих дней работы.
Кроме учебы, программа Школы предусматривает экскурсии по Львову, знакомство с религиозной жизнью города. А в заключение участники получат сертификаты.
Лекционную часть работы Школы начала Любовь Котик, ассистент кафедры экономической и социальной географии Львовского национального университета имени Ивана Франко. Она причитала лекции на тему: «Социальные аспекты географии религии». Л. Котик начала свою лекцию с указания того, что география религии является молодой наукой, которая сформировалась в структуре общественной географии и трактуется как отраслевая дисциплина социальной географии. Она отметила, что география религии изучает геопространственную организацию религиозной сферы общества. Л. Котик акцентировала внимание участников на том, что социальные аспекты географии религии вытекают из функций самой религии, основными из которых являются: компенсаторная (человек в религии находит то, чего нет в мирской жизни), терапевтическая (снимает отрицательные последствия жизненных стрессовых ситуаций), мировоззренческая (формирует мировоззрение, с которым тесно связаны нравственные нормы), регулятивная (влияет на формирование отношений между людьми и в обществе в целом), интегративная (может объединять и группировать людей), коммуникативная (общение, бескорыстный обмен информацией принадлежащих к определенной религии людей), культурно-формирующая и культурно-сохраняющая, этно-формирующая и этно- сохраняющая (в условиях глобализации религия является устойчивым залогом сохранения культурного и этнического многообразия, гарантом государственности экономически и политически неустойчивых государств).
Она указала, что согласно основным функциям религии, социальные аспекты географии религии проявляются в:
ñ изучении религиозной структуры мира в целом и отдельных регионов (на начало 2011 г. религиозный состав населения мира: 33% христиане, 21% мусульмане, 14% индуисты, 13% атеисты, 19% другие религии; Северная и Южная Америка, Европа, Австралия Южная Африка — преобладает христианство, Северная Африка, Юго-Западная-Азия — ислам, Юго-Восточная Азия — буддизм, Южная и Восточная Азия — национальные верования);
- исследовании взаимосвязи между религиозной ситуацией и социально-экономическим, демографическим развитием территории изучения (среди населения региональных государств преобладают сторонники христианства (США, Германия, Великобритания, Франция), конфуцианства (Китай), большинство населения государств, которые характеризуются стремительным экономическим развитием в XXI в. являются сторонниками буддизма или местных верований (Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Вьетнам));
- прослеживании влияния религии на распространение социальных проблем в обществе: низкие показатели преступности, наркомании, распространения ВИЧ/ СПИДа фиксируются в мусульманских сообществах, которые характеризуются строгим соблюдением канонов веры;
- анализе территориальных закономерностей развития религиозной инфраструктуры и ее влияния на жизнь общества: в Украине на 10 000 человек приходится в среднем 4,1 религиозная община (максимальный показатель Тернопольская обл. (13,1), минимальный — Харьковская (1,1)); среднеевропейский показатель — 2,8 религиозных общин на 10 000 населения; в Западной Европе и Северной Америке распространена тенденция перепрофилирования заведений религиозной инфраструктуры под учреждения культуры, образования и т.д.;
- изучении религиозной свободы в мире и тенденции к ее ущемлению: явление секуляризации в Западной Европе (Франция) и нарастание фундаментализма в Юго-Западной Азии и Северной Африке;
- осуществлении локальных и региональных исследований по влиянию географии религии на формирование социально-экономической жизни общества.
Следующая лекция для участников школы была прочитана заведующим кафедрой философии религии и религиоведения Евгением Арининым. Тема его лекции: «Экология духа» как проект и религиоведческая перспектива». Он начал свою лекцию указав, что универсальное единство духовности и попытки разработки унифицированной терминологии не означают неизбежности исчезновения всех локальных и субъективных особенностей, наоборот, подлинное единство требует органичного многообразия локальных субкультур и толерантности как любви к иному. Е. Аринин отметил, что противоречия между духовными субкультурами органичны целому, они не отменяются ни законами, ни воззванием. Они могут разрешаться субстратно (через физическое устранение или поглощение «иного»), функционально (через взаимовыгодное сотрудничество в отдельных областях жизни) или субстанционально (в искреннем диалоге о подлинном в жизни).
Он акцентировал внимание, что подлинность одна, если есть человечность и действительность как таковые вообще, что не исключает их конкретного многообразия в локальных вариантах. Подлинная человечность возможна только как «экология духа», живое общение многоликих уникальностей, порождающее уникальные духовные «экотопы» и целые «экосферы», где живой диалог о действительном и реальном способен преобразить как индивидов, так и действительность, социальную и природную.
Одним из первых об «экологии культуры» и «экологии духа» начал писать Д. С. Лихачев, отмечающий, что «проблемы экологии культуры, экологии души человеческой примыкают к проблеме экологии Земли. Так, казалось бы, чисто нравственные проблемы, обретают силу стратегических политических проблем». Он подчеркивал значимость «нравственной оседлости» человека, важность творческого развития традиции, предполагающего поиск живого в прошлом, поддержание духовной преемственности поколений и теснейшую связь «экологии культуры» с «экологией природы» каждой местности.
Е. Аринин отметил, что богословский аспект проблемы рассматривал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл в своем докладе на Европейской экуменической ассамблее «Мир и справедливость» (Базель, 15- 21 мая 1989 года). Духу как таковому в глобальном масштабе, по его мнение, противостоит обездушенный утилитаризм, порождающий не только «секулярную культуру», отделяющуюся от Церкви и духовно-нравственных, метафизических «конечных» вопросов бытия, но и собственно экологический кризис, угрожающий самому бытию жизни на планете. Решение собственно экологических задач видится им возможным только на основе нравственного покаяния секулярных прагматиков в «эгоцентризме» и перехода от разорения природы к сотрудничеству в восстановлении «целостности творения» самых разных идеологических и культурных традиций. Релятивизация вечных духовных ценностей светской культурой, по его мнению, без осмысления субстанциональной их обоснованности, ведет к духовному распаду и «приземлению» человека, который начинает жить исключительно «повседневностью», борясь за «выживание» или хотя бы относительные «удобства». Дух потребительства, разрушающий человечество и Землю, «творение» как таковое, выступает как оппозиция духу христианства. Сохранение творения является следствием обретения нравственности как универсального языка общения всех многообразных систем убеждений, и вне такого диалога оно невозможно. Экология духа выступает как универсализация диалога на основе уникальных абсолютных нравственных ценностей ради сохранения «экологии тела», т. е. самой «природы».
Следующая лекция Школы под названием «Сакральная география и феномен паломничества» была прочитана старшим преподавателем кафедры философии национального университета «Киево-Могилянская академия» Юрием Завгородним.
Лекция началась с анализа современного состояния исследований измерения сакральной географии и феномена паломничества в Западной Европе, США, Канаде, России и Украине. Ю. Завгородний отдельно остановился на анализе ключевой терминологии, необходимой для исследования сакральной географии и паломничества. Он предложил определение «сакральной географии» и «паломничества» и обратил внимание на истоки академического интереса к данным феноменам. В своей лекции Ю. Заврогодний сделал акцент на необходимости междисциплинарного подхода (гуманитарные, общественные и естественные науки) в исследовании святых мест, мест силы и паломничества. Отдельно он рассмотрел измерение метасакральной географии как результат утверждения в мире светских обществ. Кратко лектором были проанализированы современные вызовы и угрозы, перед которыми оказались сакральная география и паломничество во второй половине XX — начале XXІ вв. В выводах к лекции Ю. Завгородний отметил перспективные направления дальнейших исследований измерения сакральной географии и феномена паломничества.
Интересной и полезной была лекция Тараса Гринчишина на тему: «Религиозная карта Львова». Т. Гринчишин акцентировал внимание, что среди прочих городов Украины, Киев и Львов имеют наибольшее число сооружений религиозного назначения. Столичная горгосадминистрация в 2007 году выдала справочник религиозных организаций города, составленный по данным их юридической регистрации. Во Львове усилиями автора в сотрудничестве с городскими властями в 2007-2009 гг. впервые была создана служебная карту, а затем и общедоступный атлас-справочник религиозных объектов города. Т. Гринчишин отметил, что нынче сеть сакральных объектов города насчитывает 105 храмов, около 15 постоянных и более 20 временных часовен, 25 монастырских сооружений, более 20 молитвенных домов, ряд учебных, административных и благотворительных сооружений. Кроме того, есть несколько часовен в учебных, медицинских и военных учреждениях города, монастыри в частных квартирах.
Т. Гринчишин указал, что в городе (вне территории церквей и кладбищ) есть более полусотни «малых архитектурных форм» религиозного назначения — крестов, фигур и т. д.
Всеобщий интерес вызвала лекция, прочитанная профессором кафедры экономической и социальной географии Львовского национального университета имени Ивана Франко Иваном Ровенчаком на тему: «Формирование сакрального христианского пространства северо-восточной Руси-Украины и Владимирской страны в Х-XIV ст.: попытка геокультурного анализа епархиальной сети». В начале лекции И. Ровенчак указал, что если рассматривать независимую с 1487 г. Московию как христианский «фрагмент» Золотой Орды второй половины XIII — начала XV вв. и Казанского ханства XV в., то первоначальное формирование епархиальной сети на территории этого фрагмента является очень важным с точки зрения геокультуры в целом и географии религии в частности. И. Ровенчак отметил, что в политико-географическом отношении территория исследования в Х — первой половине XII вв. была северо-восточной частью Руси-Украины (Руси, Русской земли) и Владимирской страны (княжества) и Новгородского государства во второй половине XII — XIV вв. Владимирское княжество со второй половины XIII в. было включено в Золотую Орду. Политико-географические обстоятельства оказали огромное влияние на геокультурные аспекты формирования епархиального сети этого макрорегиона.
И. Ровенчак выделил в формировании епархиальной сети данного макрорегиона два периода: домонгольский (конец Х — первая половина XIII вв.) и постмонгольский (золотоордынский) (вторая половина XIII — XIV вв.). В первый период митрополичим центром, из которого учреждались епархии, был Киев, во второй период — Сарай, позже — Сарай ал-Джедид и Владимир (название митрополии оставалось «Киевская»). В ХV в. новой епархии в данном макрорегионе основано не было.
В домонгольский период были основаны следующие епархии: в 998 г. в Новгороде (в районе племенной территории словен и веси), в 1070 г. в Ростове (в районе племенной территории мери), в 1136 г. в Смоленске (в районе племенной территории кривичей), в 1190 г. в Рязани (отделилась от Черниговской епархии, район племенной территории муромы), в 1214 г. во Владимире (отделилась от Ростовской). Территории епархий, ме Смоленской, приблизительно соотносились с соответствующими политическими образованиями: Новгородская — с Новгородской землей (государством), Ростовская и Владимирская — с Владимирским княжеством, Рязанская — с Рязанским княжеством. К 1260 г. относится создание Переяславско-Сарайской епархии, позже, с 1279 г., переименованную в Сарайскую. Сарай (Сарай ал-Джедид), очевидно, становится в начале XIV в. фактическим центром сакральной территории бывшей Киевской митрополии в рамках Золотой Орды. Таким образом, фактический центр христианской посткиевской митрополии в границах Золотой Орды был, очевидно, во второй половине XIII в. перенесен из Киева в Сарай.
Во время второго — золотоординского — периода были основаны следующие епархии: в 1271 г. в Твери, в 1325 г. в Москве (обе отделились от Владимирской). Позже в 1347 г. и 1350 г. были учреждены епархии в Суздале и Коломне. Однако они не сыграли важной роли и позже были присоединены к Владимиру и Москве соответственно. Последней в XIV в. была основана в 1383 г. епархия на отдаленной северо-восточной периферии макрорегиона — в Перми. Возникновение епархиальных центров в Твери и Москве было свидетельством и следствием появления новых политических центров и их борьбы за «Владимирское наследство» в конце XIII — первой половине XIV вв.
Подытоживая Иван Ровенчак отметил, что завершением формирования епархиальной сети на пространстве Владимирской страны, поздней Московии, в XIV в. следует считать перенесение резиденции посткиевского-золотоординского митрополита из Сарай ал-Джедид во Владимир в начале XIV в., а позднее (по некоторым источникам в 1461 г.) – в Москву. В 1450-е гг. центр Сарайской (с 1291 г. Сарайско-Подонской) епархии был перенесен из Сарая в Москву.
Сотрудники географического факультета Львовского национального университета имени Ивана Франко Роман Кобз и Николай Майданский прочитали лекцию на тему: «Территориальная организация Греко-католической церкви в Галиции в первой половине XIX в.:попытка картографического анализа». После 1772 г. ГКЦ в Украине постепенно ограничила свою деятельность только в Галиции, входившей в состав Австрийской монархии. В первой половине-середине XIX в. ГКЦ была единственным представителем интересов коренного (автохтонного) населения Восточной Галиции. Изучение территориальной структуры ГКЦ того периода недостаточно освещено. Поэтому попытка исследовать ее территориальную организацию является актуальной. В лекции указывалось, что исследования наиболее репрезентативным является картографический метод. Р. Кобз и Н. Майданский разработали подробную карту распространения ГКЦ в Галиции по состоянию на 1830-1832 гг. Картографическая интерпретация информации базируется на материалах шематизма. В то время ГКЦ Галиции состояла из двух епархий: Львовской и Перемышльской. Данная карта составлена на основе первых шематизм ГКЦ, вышедших в 1830 году для Перемышльской епархии и в 1832-м — для Львовской. Карта показывает территориальную организацию церкви на всех уровнях: приход-деканат-епархия. Масштаб (1:450 000) и формат карты позволяет отобразить на значительной территории подробную информацию о территориальной структуре ГКЦ. За основу данной карты взята карта административно-территориального деления Галиции в Австро-Венгрии на конец XIX в., на которой изображены мельчайшие территориальные образования того времени - гмины. В 90% случаев гмина состояла из одного поселения. Поэтому информацию, касающуюся любого населенного пункта того времени, можно показать не только точечно, а плоскостно. Поскольку способ качественного фона лучше подходит для отображения распространения любого явления, он и был взят за основу карты территориальной организации ГКЦ. Карта территориальной организации ГКЦ имеет прикладное значение и широкое применение. Такая карта может стать учебным материалом для исторических, географических, сакрально-религиозных, краеведческих исследований и для всех интересующихся историей церкви. Она также может использоваться как справочный источник.
В конце лекции Р. Кобз и Н. Майданский отметили, что в будущем на основе этой карты можно будет создавать многие другие карты. Особенно актуальной является разработка такой карты для УГКЦ в настоящее время, поскольку в начале XXI века она достаточно динамично развивается и выступает одной из главных религиозных организаций всей Украины.
Кроме лекторов некоторые участники школы выступили с короткими докладами:
Олег Бельбек прочитал доклад на тему «Феноменология религиозного опыта и его отношение к сакральному пространству».
Дарья Мельничук выступила с докладом на тему: «Сакральное пространство шмашаны в культе агхори».
Доклад Павла Скрыльникова был на тему «Географическое представление в скандинавской мифологии, космологический миф и интерпретация Снорри Стурлусона»
Зорина Канапацкая прочитала доклад на тему «Роль ислама в духовной культуре татар Беларуси (XIV-XXI вв.). Интерпретация и адаптация национальных и религиозных элементов в христианской среде »
Доклад Андрея Авдеенкова назывался «Роль религии в формировании культурных регионов США»
Работа Школы выдалась интересной и плодотворной. На итоговой дискуссии была оценена работа школы, а также были намечены направления дальнейшей работы. Все это нашло отражение в итоговой резолюции.
Итоговая резолюция
Международной религиоведческой школы «География религии: религиозная карта мира и пространство сакрального»
Положительно оценивая научно-образовательную работу на проведенной Школе, в целях укрепления межуниверситетских связей и развития географии и экологии религии, участники предлагают совокупность мер по научному и организационному развитию предлагаемой тематики:
- Продолжить обсуждение предметной и методологической областей географии религии, экологии религии и смежных дисциплин.
- Создать междисциплинарную научно-исследовательскую группу по проблематике географии и экологии религии, обеспечив ее механизмами информирования коллег по смежным областям.
- Открыть раздел сайта «Религиозная жизнь» (Religious-Life.Ru), посвященный тематике географии и экологии религии.
- Способствовать совместной разработке межвузовских учебно-методических материалов по тематике географии и экологии религии (учебных и рабочих программ, учебно-методических материалов и учебных пособий, тем специализации, курсовых и дипломных проектов).
- Способствовать информационному обмену в области материалов и контактов специалистов по географии религии и экологии религии, а также смежным областям; составить общую библиографию работ по этой проблематике на украинском, русском и иностранных языках.
- Способствовать созданию студенческих исследовательских групп по географии и экологии религии в высших учебных заведениях Украины, Беларуси и России, а также других стран.
- Провести следующую школу-конференцию по географии и экологии религии на базе Владимирского государственного университета, привлекая к организации международные профессиональные ассоциации по этой тематике и исследователей из разных стран мира.
- Разработать предложения по созданию и обновлению Религиозной карты Украины, Религиозной карты Беларуси и Религиозной карты России, использовав, в частности, опыт религиозной картографии Львова.
Участники школы «География религии: религиозная карта мира и пространство сакрального», г. Львов, Украина, 10 марта 2012 года.