Господь, отмена!
Отношения Ватикана с Кремлем внезапно начали налаживаться. В то время как в Украине, стране значительно более католической, чем Россия, напротив, симпатии к Папе Римскому Франциску не то что снизились — рухнули. И во властных кабинетах высказываются в том смысле, что не рассматривают «Папу-русофила» как возможного посредника в мирных переговорах.
Папа может не все
Кремлевская власть, определенно, приняла решение налаживать отношения с Ватиканом. Причем побыстрее — пока на престоле именно Папа Франциск. Дело, конечно, вовсе не в Украине. Украина — лишь наживка, которую в Ватикане наверняка проглотят. Еще и спасибо скажут, потому что для нынешнего Папы миротворческая миссия — то ли успокоительное, то ли просто статусная вещь.
Конечно, Папа Франциск хотел бы, чтобы война прекратилась, — он совершенно искренен в своем стремлении к миру и неприятии войны. И то, что он христианин, играет тут не меньшую роль, чем его южное невежество в отношении наших центрально-европейских дел.
Он и сам признает, что мир или даже просто прекращение активных боевых действий — это почти несбыточная мечта в данный момент. Он бессилен, поскольку любой конфликт заканчивается только тогда, когда обе стороны больше не хотят воевать. Только тогда стороны готовы воспользоваться каким-нибудь посредничеством, чтобы выйти из непростой ситуации с минимальными потерями для себя.
Успешные примеры папского миротворчества всегда были связаны с умением Ватикана оказаться в нужный момент в нужном месте. Сила Ватикана в том, что он может находиться в нужной точке годами, десятилетиями и даже столетиями — в ожидании того момента, когда конфликтующие стороны устанут и начнут искать выход. По сути, миссия кардинала Дзуппи — это не принуждение к переговорам и миру прямо сейчас. Это заявка на будущее, каким бы отдаленным оно ни было, — даже если до того момента не доживет ни Маттео Дзуппи, ни Папа Франциск, кто-то обязательно подхватит эстафету и у Ватикана будет хороший шанс в очередной раз спасти мир. С пользой для мира и к вящей славе церкви.
Чего не отнять у католической церкви — это умения смотреть в будущее. Вера в Бога и в то, что он остается твоим неизменным союзником (что бы ты ни делал), позволяет иметь поистине неограниченный горизонт планирования.
Папа нужен
Для России Ватикан — это в первую очередь влияние на Глобальный Юг. Где Папу любят, чтут, верят каждому его слову и нередко видят мир его глазами. Причем слово «юг» пусть вас не обманывает. Конечно, Юг — это и Африка, и Азия, и Латинская Америка (уже немало, верно?). Но «Юг» — если не географический, то идеологический — начинается в Европе. В большей части Италии и Испании например, Ватикан имеет огромный идеологический вес. Так же, как российский нарратив о «западном неоимпериализме» или о том, что за любыми потрясениями в мире обязательно маячат интересы США.
Поддержка Папы — в чем бы она ни выражалась — позволяет использовать по крайней мере часть его веса в свою пользу. При всей враждебности к путинской России нельзя не отметить умения и готовности Кремля влиять на умы самых разных людей в самых разных регионах планеты. От европейских университетов — сердца западной культуры — до шахтерских селений в экваториальной Африке. В Кремле рассчитывают на то, что Глобальный Север погружается в кризис и позиции Глобального Юга закономерно на этом фоне будут укрепляться. Вернее, укрепляться будут голоса тех, кто будет говорить от имени Глобального Юга.
Так что союз с Папой Римским и ресурсы католической церкви — приз, ради которого можно поупражняться в гибкости. В конце концов, так же как и в Ватикане, в Москве прекрасно знают, что «болтать о мире» можно вечно и это ни к чему не обязывает. Вот и Лавров, сообщив о своей открытости к папским мирным инициативам, тут же отметил, что «мяч на украинской стороне». Интересно, он хотя бы понял, насколько двусмысленно это прозвучало?
Ватикану пришлось немного потрудиться, чтобы добиться внимания Москвы. «Ватиканский разворот» случился после двух интересных визитов — Папы Франциска в Монголию и кардинала Дзуппи в Китай. Можно сказать, Ватикан обошел РФ с тыла. И не только географически. Судя по тому, что после визита Дзуппи Китай скорректировал свою публичную позицию по поводу «справедливого мира для Украины».
Но усилия были вознаграждены. В Москве в конечном итоге решили, что «Папа нужен». Изменения в риторике Москвы о мирной миссии Ватикана головокружительны. Еще недавно официальный спикер Кремля Песков недоумевал, что забыл в Москве папский «голубь мира» Дзуппи. А сегодня глава МИДа РФ Лавров заявляет, что российская сторона всемерно поддерживает мирную миссию Ватикана, с нетерпением ожидает новых встреч с кардиналом Дзуппи и искренне верит в то, что новая встреча Папы Франциска и патриарха Кирилла тоже не за горами. Государственное агентство новостей ТАСС доверительно сообщает публике, что в Ватикане «высоко оценивают» готовность России к переговорам. А новым послом в Ватикан назначают человека с репутацией то ли высокопоставленного шпиона, то ли «декана МИДа» — в общем, человека очень доверенного.
Поскольку «справедливый мир для Украины» совершенно не входит в планы Кремля, главным блюдом, на которое Папу Франциска будут заманивать в союз с Россией, скорее всего, станет возможность новой встречи с патриархом Московским.
Патриарху придется в очередной раз закрыть глаза и уши на протесты в собственной церкви, и согласится на встречу с понтификом. В РПЦ саму возможность этой встречи отчаянно критикуют. И не только потому, что «экуменизм — это ересь» с точки зрения консерваторов-радикалов, сильно укрепивших свои позиции в российском обществе (и РПЦ) на фоне войны с Украиной. Слишком очевидным становится то, что Папа Римский влияет на российскую политическую повестку значительно сильнее, чем патриарх Московский. Причем не столько потому, что понтифик сам по себе — мощная фигура, сколько потому, что патриарх Московский уже совсем ничего не весит. Тем, кто болеет за судьбы РПЦ, это, конечно, очень неприятно видеть и осознавать. Но другого патриарха у Путина для них нет. Пока.
Папа не нужен?
К перечисленным выше причинам разворота России к папской мирной инициативе, несомненно, следует добавить еще одну — позицию Украины. Негативное отношение украинцев к Папе Франциску выражается уже не только в результатах соцопросов, но и в высказываниях официальных лиц.
Не то чтобы у нас не было повода обижаться на Папу Франциска. Все наши претензии к нему не уместятся на газетную полосу. Но эмоции эмоциями, а политика и тем более дипломатия, по идее, в любой ситуации должны оставаться максимально прагматичными.
Но это, кажется, прошло мимо образования нашей нынешней власти. Украинский политикум настроен на волны народных эмоций — он раскачиваются на этих волнах в надежде взлететь повыше. И по возможности усиливает амплитуду колебаний. Ничем другим, кроме желания хайпонуть, я не могу объяснить выступление Михаила Подоляка о том, что «Папа — русофил», которого Москва купила вкладами в банк Ватикана. Уверена, ни у Подоляка лично, ни у всего офиса президента не найдется достаточно доказательств факта «покупки Папы». Тем не менее украинская власть сообщает устами Подоляка, что она отказывается иметь дело с Папой и его мирными инициативами, объясняя это лишь тем, что Папа якобы «русофил».
Я не знаю, какие именно соображения в реальности заставляют ОП отказаться от посреднических услуг Ватикана. Но здесь важны два момента — сам факт отказа, причем высказанного в оскорбительном тоне. И то, что этот отказ обоснован одним единственным соображением — «русофилией» понтифика.
В результате мы наблюдаем совершенно абсурдную ситуацию: Украина, страна с огромным количеством католиков, дипломатическую борьбу за Святой Престол проигрывает России — стране с весьма скромным католическим присутствием и колоссальной внутренней оппозицией католицизму.
Но если Украина решила «закенселить» Папу Франциска и отказаться от диалога с Ватиканом, это развязывает руки Москве. Теперь Кремль может заняться любимым делом — говорить об Украине без Украины. И объяснять отсутствие прогресса мирных инициатив тем, что это Украина не желает участвовать в переговорах. Даже при участии самого независимого посредника — Папы Римского. При этом сама Россия может продолжать развивать свои отношения со Святым Престолом с двойной выгодой — распространять свое влияние на Глобальном Юге и «отрезать» Святой Престол от Украины, которая с «русофилами» за один стол не садится.
Таким образом, Украина проигрывает дипломатическую баталию России даже не вступив в нее — неявка на бой равняется поражению.
Увы, «неявка» в последнее время вообще превращается в особый украинский тренд не только в церковной, но в самых разных областях. Украинцы отказываются играть не только на одном поле с россиянами, но и с теми, кто поддерживает россиян и даже с теми, кто колеблется: поддерживать ему россиян или склониться в сторону Украины. Круг нашего общения опасно сужается до тех, кто вместо «доброго утра» дает правильные ответы на вопросы «чей Крым» и «кто агрессор».
Мы — жертвы войны, мы героически сражаемся и несем потери, мы защищаем себя и мир, и да — мы имеем определенное право стоять в патетической позе и требовать к себе особого отношения. Но насколько это эффективно с точки зрения дипломатии? Так мы не завоюем друзей, не склоним колеблющихся на свою сторону, не убедим того, кто не имеет к нам симпатий, что наш враг не должен становиться его другом. Чтобы быть услышанным — нужно говорить. И в присутствии россиян, и в их отсутствие. Даже если собеседник колеблется с ответами на «главные вопросы». Тем более, если он колеблется.