Греко-католицизм и православие

16.02.2011, 16:31

В настоящее время Вселенская католическая христовая церковь насчитывает 22 униатские церкви, в том числе и украинскую греко-католическую. Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ), традиционно именуемая православными верующими униатской — это поместная католическая церковь восточного обряда, обладающая статусом Верховного архиепископата, официально действующая в Украине и в большинстве стран украинской диаспоры.

В январе этого года в «Боспоре» сообщалось об открытии в нашем городе греко-католического храма Святого Владимира и Святой Ольги, однако многие жители нашего города по-прежнему задают себе вопросы о том, что это за храм и в чем разница между греко-католической, католической и православной конфессиями. Данные вопросы являются следствием относительно молодого (по историческим меркам) возраста греко-католической церкви.

Греко-католическая церковь восходит к 1596 г., когда часть православных епископов церковного собора в Бресте утвердила греко-католическую (униатскую, с лат. «уния» — единение) церковь, подчиненную папе Римскому. Ею признавались основные догматы католической церкви, но язык богослужения оставался церковнославянским, а обряды — православными. Униатское духовенство уравнивалось с католическим: не платило налогов; получало места в сейме.

Основной целью создания греко-католической церкви была попытка объединения католиков и православных. Однако православный собор Русской церкви, происходивший одновременно с Брестским, не признал правомерности решения униатов. Вместо объединения украинского общества углубился его раскол, вследствие чего вместо двух церквей в Украине образовалось три.

За прошедший после объединения период греко-католическая церковь укоренилась в западных областях Украины, которые входили в состав католических государств (Австро-Венгрия, Речь Посполитая, Польша), и стала традиционной религией для большинства жителей этих регионов, в то время как на востоке Украины сохранилось православие. До конца 30-х годов 20 века греко-католическая церковь в Украине существовала как самостоятельная церковь, однако, после присоединения Западной Украины к СССР, ее деятельность подверглась гонениям со стороны правящей на тот момент верхушки власти.

Результатом этих гонений было проведение в 1946 году Львовского собора, делегатами которого было принято решение об упразднении унии между греко-католической церковью и Римом и слиянии ее с Русской православной церковью. Часть священников УГКЦ была репрессирована или депортирована в Сибирь и северные районы СССР, некоторые продолжали проводить службы на нелегальном положении. Значительная часть верующих, оставаясь греко-католиками, посещала православные храмы Русской православной церкви.

В феврале 1990 года, после встречи в Ватикане президента СССР Михаила Горбачева и папы Иоанна Павла II, был снят запрет на создание греко-католических общин, была разрешена их регистрация и проведение богослужений. Большая часть бывших храмов УГКЦ на Западной Украине, переданных в 1946 году Московскому Патриархату, была возвращена УГКЦ.

В настоящее время Вселенская католическая христовая церковь насчитывает 22 униатские церкви, в том числе и украинскую греко-католическую. Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ), традиционно именуемая православными верующими униатской — это поместная католическая церковь восточного обряда, обладающая статусом Верховного архиепископата, официально действующая в Украине и в большинстве стран украинской диаспоры.

С 2004 года в г. Керчи зарегистрирована религиозная община УГКЦ Святого Владимира и Святой Ольги, настоятелем которой является о. Валерий Сембрат. В течение двух лет он строил храм, в который может прийти любой желающий и открыться для Бога. Решение каждого человека идти в эту церковь или не идти принимается самостоятельно, принять греко-католическую веру или нет — зависит только от него. Когда до человека доходит осознание духовности и веры он, в первую очередь, задумывается о выборе той религии или иной религии. Только лишь после глубокого анализа своих мыслей и желаний человек делает свой выбор. Как сказал апостол Павел: «Я знаю, в кого я уверовал». Так, некоторые могут считать истинной верой и католицизм, и православие, и ислам, и буддизм.

В разные периоды истории любой церкви происходят события, по-разному оцениваемые в настоящее время обществом и конкретным человеком. Поступки и деяния отдельных представителей любой из конфессий могут восприниматься как правильными, так и неправильными. Однако не стоит нам относиться с предубеждением к той или иной религии, а также к ее представителям, которые в различные исторические периоды допускали не понятные и не объяснимые в настоящее время для многих из нас поступки.

В нашем городе и прилегающих к нему селах Ленинского района АР Крым около 30 приходов Украинской православной церкви Московского патриархата, которые посещает преобладающая часть населения, проживающая на данной территории (что является характерным явлением для всей территории Крыма, уходящим глубоко в века) и исповедующая православие как истинную веру.

В сложившийся ситуации некоторые из жителей нашего города могут считать греко-католицизм не истинной, не правильной верой, однако они должны помнить, что, согласно действующему законодательству Украины, в том числе Закону Украины «О свободе совести и религиозных организациях», на всей ее территории любому гражданину гарантируется право на свободу совести. Это право включает свободу иметь, принимать или менять религию или убеждения по своему выбору и свободу лично или вместе с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, проводить религиозные обряды, открыто выражать и свободно распространять свои религиозные или атеистические убеждения.

Никто не может устанавливать обязательных убеждений и мировоззрения. Не допускается любое принуждение при определении гражданином своего отношения к религии, до исповедования или отказа от исповедования религии, к участию или не участию в богослужениях, религиозных обрядах и церемониях, учению религии.
Стабильная ситуация в сфере межрелигиозных отношений является залогом спокойствия в обществе, что в свете проблем, возникающих в настоящее время в Украине и мире, может способствовать гармонизации и толерантности в мировом сообществе.

Сергей ВАСИЛЬЕВ

"Боспор", 10 февраля 2011 года