Храм на Днестре. Уникальной достопримечательности сакрального искусства угрожает уничтожение
Учитывая длительное пребывание украинской Буковины в составе чужеземных империй каждое свидетельство ее принадлежности к Большой Украине – на вес золота. Тем более, когда речь идет о зафиксированном в летописи свидетельстве пребывания этих земель в составе Галицко-волынской Руси. Речь идет об уникальном центре древнерусской культуры – городе Васильев (теперь – село Васильев Заставнивского района Черновицкой области) – ровеснике Киево-печерской Лавры и Софии Киевской. Однако из-за безразличия со стороны государственных мужей уникальному археологическому и культурному объекту угрожает уничтожение. Потому что если на защиту столичных святынь поднимается чуть ли не вся страна, то судьба не менее значительных, но расположенных в провинции достопримечательностей, очень часто похожа на судьбу самих жителей окраин.
КОГДА ЧЕРНОВЦЫ БЫЛИ СЕЛОМ, В ГОРОДЕ ВАСИЛЬЕВЕ СТОЯЛО УЖЕ 12 ЦЕРКВЕЙ
Летописный Васильев, как любят представлять свое знаменитое село едва полторы тысячи местных жителей, на вид ничем не отличается от остальных населенных пунктов Буковины. Склоненные заборы, разбитые дороги, опустевшие дома и физическая сработанность его жителей очевидно удостоверяют, что вездесущие строители коммунизма не обошли и этот живописный уголок края. О прежнем величии одного из портовых городов Галицкой Руси, в котором во времена расцвета проживало от 20 до 40 тысяч человек, напоминают лишь многотонные каменные кресты, что словно грибы после дождя проросли на покрытой многолетней травой верхушке глиняного мыса, что на южной околице села. В одиночку, парами и группами, взрослые и детские, с языческими орнаментами, кириличными надписями и безымянные, под жарой, дождем и снегом, стоят они немыми свидетелями давно прошедших эпох (на фото 1). Бывает, что во время земляных работ на месте, где когда-то были городище и феодальный замок этого, выражаясь по-современному, трансевропейского коридора древнерусских времен, здесь также выпахивают тонкий кирпич – плинфу, из которой строили древнерусские церкви, а на огородах крестьяне до сих пор выкапывают подплитовые захоронения с костями.
— Все рассказы о Васильеве принято начинать словами: когда Черновцы были селом, то в расположенном на правом берегу Днестра, напротив впадения в него Серета, городе Васильеве насчитывалось уже от 12 до 70 церквей, – начинает экскурсию директор музея села на общественных началах, учитель истории местной школы Мария Смук (на фото 2). Поговаривают, что из-за веселого нрава жителей города раньше он назывался Веселов, но когда это было...
– А если серьезно, то первое письменное упоминание о Васильеве датируется 1230 годом. Отступая из-под Галича венгерский король Белла „пошел... к [городу] Васильву”, где была удобная пристань „и перешел Днестр, и пошел к [реке] Пруту”, что и зафиксировал автор Галицко-волынской летописи.
– Площадь, где находят остатки разных сооружений древнего города, значительно превышает площадь современного села. Остатки одного городища размером приблизительно 130 х 110 м находятся в урочище Замчище на мысе над Днестром в северной части села. Очевидно, что в древности оно было укреплено рвом и деревянными стенами. На этом городище, которое считается колыбелью города, откопаны остатки деревянной церкви XII – XIII ст. Южнее, близ белокаменного храма, в урочище Хом, находится еще одно городище – феодальный замок XII – первой половины XIII ст. Его площадка размером 80 x 50 м была укреплена валом и частоколом, – продолжает госпожа Мария.
– Возможно, что будущий император Византии – Андроник Комнин также когда-то провел в Васильеве годы своего изгнания. Некоторые жители Васильева до сих пор убеждены, что именно васильевские монахи, лишенные крыши над головой после монгольского нашествия, переселились с берегов Днестра на берег Прута и учредили... Черновцы.
В КАЖДЫЙ ФУНДАМЕНТ – ПО РАРИТЕТУ
Преодолев крутой подъем, оказываемся на вершине склона, расположенного в южной части посада, который крестьяне в поисках строительной глины активно подкапывают уже много лет подряд. Из вспаханной, временами неровной поверхности горы повсюду выглядывают остатки фундамента старинного белокаменного храма XII века, стенки каменных саркофагов, покошенные кресты, вблизи которых присели отдохнуть куры и гуси... (на фото 3) В воображении почему-то встают услышанные здесь жуткие рассказы о похороненных в фундаменте храма малолетних детях, или замурованной в стену жене зодчего, который его возводил. Вот лишь один из них, записанный в Васильеве от местной жительницы:
– Храм на старом кладбище возводился очень сложно. Что днем выложат, то за ночь проваливается. Наконец старосте церкви, который руководил строительством, приснилось, что так будет длиться до тех пор, пока в стене храма не замуруют женщину, которая первой принесет зодчим обед. Как только староста рассказал о своем сне, тотчас каждый мужчина позаботился, чтобы не его жена первой принесла обед. Следовательно, случилось так, что первой с обедом пришла жена самого старосты. И они ей сказали: “Стань здесь на стене”. Она стала на ту стену, а они начали ее обмуровывать. Муж плачет, жена плачет, потому что ребенок маленький остается. Дошли до верху, сверху камень на голову положили. Лишь тогда церковь окончили.
Люди говорят, что при раскопках в фундаменте церкви действительно был найден замурованный скелет женщины. Вероятнее всего это было захоронение в саркофаге (на фото 4). Однако сейчас здесь лишь следы упадка и запустения. Достопримечательность по меньшей мере общеукраинского уровня, вторая по значению на Буковине, как утверждают научные работники, после разрекламированной Хотынской крепости, очевидно, переживает не наилучшие времена. Если разработка глинища, в которое местные умельцы превратили холм с остатками древнерусского храма и кладбища, и дальше будет продолжаться, то скоро фундаменты уникального строения исчезнут навсегда. Следовательно, если немедленно не остановить несанкционированный отбор глины из карьера, то неизвестно, какие еще раритеты найдут место своего вечного отдыха не в музейных коллекциях, а в фундаментах и стенах зданий предприимчивых васильевчан.
Невзирая на то, что сессия Черновицкого областного совета, рассмотрев запрос депутата Сергея Добржанского относительно обнаруженных фактов варварского отношения жителей некоторых сел Заставнивского района к достопримечательностям археологии и архитектуры, расположенным на территории района, еще в конце прошлого года приняла решение направить его начальнику Заставнивского РВ УМВС в Черновицкой области, прокурору района, управлению культуры и областному центру по вопросам культурного наследия, тревога за судьбу достопримечательности не покидает. Потому что справились ли стражи порядка с поставленным заданием, станет понятно лишь тогда, когда здесь начнутся систематические археологические раскопки.
"...ПОРУБАЛИ ГАВРИЛОВА СЫНА ИГНАТА И ЖЕНУ ЕГО ЕВДОКИЮ"
– Осторожнее! Не заходите в алтарную часть храма, – неожиданно останавливает поток мыслей Мария Васильевна.
- Все-таки здесь свыше 200 лет подряд правилась служба Божья. К тому же, остатки белокаменного храма в Васильеве удостоверяют его высокий статус. Такие сооружения, высотой 32 – 34 метра, возводили лишь для митрополитов или их наместников. Да и в каменных саркофагах хоронили людей преимущественно княжеского сословия или бояр. Когда мы с детьми убираем здесь, то в алтарную часть заходят лишь мальчики, а девочки хозяйничают в других местах.
И хотя отличить алтарь от остальной территории храма с первого взгляда сложно, прислушиваемся к предостережению и останавливаемся перед указанным госпожой Марией лоскутком земли. Она говорит, что внешне васильевский храм напоминал типичный для древнерусских времен храм Пантелеймона в Галиче, а построить его могла артель провинциальных строительных из Византии. Разрушать его стали почти сразу после сооружения, сначала монголы в XIII веке, а затем в XVII веке турецкие янычары из Каменца, после чего храм больше не восстанавливали.
— „Года Божьего 1698 погром был в Вальве от каменецких янычар и те янычары изрубили Гаврилова сына Игната и жену его Евдокию. Помяни, Боже, души рабов твоих”, – напоминает о тех далеких временах надпись на каменном кресте, который до сих пор сохраняется в фондах Черновицкого краеведческого музея (на фото 5). Как и изрубленный бусурманской саблей череп того несчастного Игната, – рассказывает Мария Смук.
К стати замечу, что из-за отсутствия надлежащего финансирования, работники музея не могут представить васильевские древности посетителям. Следовательно, они просто пылятся в фондах.
Окончательно разобрали храм уже в XVIII ст. сами жители Васильева: престол из алтаря перетянули волами в новую церковь за 12 дней, а каменные остатки собора продали как строительный материал в Добринивцах.
ПОСЛЕ КАЖДОГО ЛИВНЯ ВОДА ВЫМЫВАЕТ НОВЫЕ СКЕЛЕТЫ
Необычная группа посетителей вызывает живой интерес у местных жительниц, подворье и огороды которых рядом с храмом и старинным кладбищем. Услышав заверение, что землю у них забирать не будут, крестьянки начинают вспоминать:
- Боже! Сколько тех черепов было – стояли в домах целыми кипами, – вспоминает жительница села Васильев Одарка Гривул те времена, когда отец буковинской археологической школы Борис Тимощук проводил раскопки на месте прежнего белокаменного храма. (Тогда археологи также нашли фрагменты ткани древнерусских времен, бронзовый напрестольный крест и женское украшение – диадему).
- Мой Штефан вместе с другими мужчинами, которым платил Борис Онисимович, накопали много того добра, – продолжает вспоминать госпожа Одарка. – А поскольку молодыми тогда были, то бывало и пошутят. Брат моего папы, например, лег как-то в то каменное корыто, что здесь выкопали.
О том, что предметом для шутки оказался каменный саркофаг, которому было по меньшей мере 800 лет, женщина, очевидно, не догадывается. Как и о том, что принадлежать он мог далеко не последнему человеку в Галицкой Руси. Поговаривают, что кому-то из родственников ослепленного после Любецкого съезда князей Василька Теребовлянского. Обозначенный загадочным квадратом-лабиринтом, который научные работники называют знаком „вавилон”, он поныне сохраняется в Черновицком краеведческом музее. И некому рассказать женщине, что реконструкция тех древнерусских черепов, осуществленная по методу Герасимова, засвидетельствовала их почти полную идентичность тем, которые принадлежат нынешним жителям Заставнивщины. А, следовательно, все они, включая саму Одарку Гривул, являются прямыми наследниками русичей (на фото 6).
Человеческих скелетов здесь и в самом деле много. И не только в каменных саркофагах, фрагменты которых проступают из земли по всей площади прежнего храма. Вот прямо под стеной риги, расположенной на противоположной стороне дороги, которая отделяет прежний храм от остального села, проступает основа черепа, позвоночник и еще какие-то человеческие кости. Кто знает, какие тайны открыли бы проведенные на этом месте раскопки?
– Хорошо, что уже давно не было дождя. Потому что после каждого ливня вода вымывает на этой дороге, по которой мы сейчас идем, все новые и новые скелеты, – делится наблюдениями хранительница музея.
– В позапрошлом году мы со священником собрали останки покойников древнерусских времен – женщины и нескольких детей – и вместе с остатками гроба и элементами украшений перезахоронили по всем церковным канонам. Однако, очевидно, опять придется просить батюшку осуществить новый обряд перезахоронения.
То древнерусское захоронение обнаружили во время прокладки газопровода на одной из центральных улиц села. И хотя с найденными таким необычным образом останками поступили по-христиански, научные работники забили тревогу. Ведь осуществлять любые строительные работы в переполненной археологическими ценностями земле категорически запрещено. Очевидно, что и газопровод в этом селе следовало прокладывать воздушным путем, а не копать траншеи трактором. Тем более, что, остерегаясь мести со стороны духов умерших, крестьяне не позволили научным работникам как следует исследовать обнаруженные останки. Кто знает каких глубин их подсознания достигает упоминание о наказании, которое в 1230 году „наслал было Бог” на венгров „и ангел побивал их”. Потому что зафиксированная уже свыше 770 лет тому назад летописцем картина мора, который напал на войско короля Беллы, действительно поражает: „Они так умирали: у одних отпадали подошвы, как от ботинок, а другие, вылезши на коней, умерли, еще иные умирали, сойдясь вокруг огня и мясо поднесши к рту. От многих различных болезней они умирали, а потоки небесные все равно топили их”.
УНИКАЛЬНЫЕ ЭКСПОНАТЫ ПОГРУЗИЛИ НА ПОДВОДЫ И СБРОСИЛИ НА ЛЕСТНИЦУ ВОЗЛЕ КЛУБА
Однако очевидно, что, невзирая на титанические усилия местных энтузиастов дела, таких как Мария Смук, без экстраординарных мероприятий не обойтись. Потому что если оставить все, как есть, то на уникальном объекте вскоре вообще нечего будет спасать. Первым шагом на этом пути должно было бы стать объявление территории, которую занимает Васильев, археологическим заповедником национального значения с четким определением его границ на карте. (Теперь научными работниками исследовано не больше 5 процентов территории этого летописного города). Следовательно, именно власть должна была бы отыскать средства на проведение здесь систематических археологических раскопок, в том числе радиоуглеродный анализ обнаруженных в саркофагах останков. ( Кто знает, какие еще тайны скрывают захоронения, осуществленные под плитами белокаменного храма. Ведь точно известно, что в пределах церквей таким образом погребали лишь знатных и зажиточных людей). Уникальные находки могли бы пополнить музей летописного Васильева, а законсервированные специалистами и покрытые стеклом фундаменты старинного замка (на горе Хом), скального монастыря, белокаменного храма и остальных церквей привлекали бы сюда тысячи любителей экзотики.
То, что дело можно сдвинуть с мертвой точки, удостоверяет утвержденная Черновицким областным советом в феврале 2007 года "Комплексная программа сохранения и использования объектов культурного наследия Черновицкой области на 2007-2010 годы", которая, в частности, предусматривает выделение свыше 21 миллионов гривен на отмеченные потребности. Однако, зная, как финансируются уже даже утвержденные культурные программы и ввиду ее 13 места в перечне программ, утвержденном областным советом, которые будут действовать и финансироваться в 2007 году, уверенность в том, что памятка действительно будет спасена, с каждым годом уменьшается. Тем более, что в Васильеве уже знают грустный пример разрушения, а не сохранения древностей. В 1991 году здесь уничтожили музей истории села, который существовал с 1976 года. Местные кормчие здешнего колхоза решили, что расположенный в его помещении конденсаторный цех принесет больше пользы, чем какие-то черепки. И собранные там несколькими поколениями научных работников, в том числе Раймундом Фридрихом Кайндлем и Борисом Тимощуком, уникальные экспонаты без инвентарной сверки просто погрузили на подводы и сбросили на лестницу возле клуба. Сейчас, к сожалению, также пришлось услышать мысли, что давнее прошлое села в действительности... мешает двигаться ему в будущее. Потому что, если бы не древности, в селе давно возвели бы кирпичный завод или настроили турбаз на Днестре.
Практически разрушена из-за безразличия власть имеющих достопримечательность, которая при рациональном ведении хозяйства, создании соответствующей инфраструктуры, могла бы стать туристическим украшением региона. Яркий, но, к сожалению, не единственный пример декларативного “спасения” Васильева. Потому что, если бы приоритетность туристической отрасли для развития экономики Буковины действительно не была бумажной, мы уже давно бы имели на ее туристической карте такой уникальный объект, как "летописный Васильев".
На фото автора:
1. На каменном кресте переплелись сакральные символы разных эпох.
2. Мария Смук демонстрирует остатки храма.
3. Кресты, вблизи которых присели отдохнуть куры и гуси
4. Саркофаг на месте храма.
5. Крест "Гаврилова сына Игната и жены его Евдокии"
6. Потомки давних русичей – жительницы современного Васильева. Справа Одарка Гривул.