Экономикой раненые души

Экономикой раненые души - фото 1
Попробуйте констатировать определенные закономерности или даже законы – и вы потеряете уважение к главному действующему лицу, человеку. Тем не менее, слыша, что малый и средний бизнес в Украине существует в рамках законодательства, где гривны от штрафов и санкций уже заложены в доходную часть госбюджета, мы понимаем, что за безликими экономическими терминами «малый бизнес» и «средний бизнес» часто стоят и профессионалы-христиане.

О том, как украинская налоговая система нивелирует желание христиан работать честно

НалогаваяПопробуйте констатировать определенные закономерности или даже законы – и вы потеряете уважение к главному действующему лицу, человеку. Тем не менее, слыша, что малый и средний бизнес в Украине существует в рамках законодательства, где гривны от штрафов и санкций уже заложены в доходную часть госбюджета, мы понимаем, что за безликими экономическими терминами «малый бизнес» и «средний бизнес» часто стоят и профессионалы-христиане.

Эти специалисты управленческого звена, приходится констатировать, который год плавают между Сциллой экономической этики Нового Завета, ставящей планку нешуточной высоты, и Харибдой, живущей до сих пор в сетке плановой экономики Госналогслужбы и массы иных контролирующих органов.

Кристально «белых» не бывает

Богословы утверждают, что книги Ветхого и Нового Завета не нужно рассматривать строго как введение в экономическую этику. Понимая, что библейская литература говорит человеку о Heilsgeschichte, многие смогли не только распознать экономический потенциал Евангелия, но и сумели, как свидетельствует история с инвестфондом King‘s Capital, им серьезно злоупотребить. На счету только одного харизматичного корифея финансов пастора Сандея Аделаджи книги «Финансовая победа» (2005 г.), «Объявляя войну нищете» (2007 г.) и «Как стать богатым без слез» (2008 г.).

До финансового кризиса тезисы о непреодолимой финансовой удаче воспринимались людьми без особых трудностей. В сегодняшней Украине любая «победа» и любая «неизбежность» финансового успеха разбиваются вдребезги о бесконечно несовершенную систему налогообложения, умноженную на жадность чиновников, дорвавшихся до права приказывать. Как показывает наше небольшое исследование, этот status quo привел к единственно возможному сценарию – кристально «белых» предприятий, даже если это христианская благотворительная организация, в смысле налогов не существует.

Интересно то, что большинство опрошенных корреспондентом РИСУ инсайдеров боится открыто говорить свое имя и фамилию, а настоящее название своего предприятия – тем более. Лица, закрытые масками, – это, к сожалению, действительность, где даже христиане, вне зависимости от конфессиональной окраски призванные к борьбе за справедливость, боятся за реальные последствия своих слов.

Платить зарплаты или налоги

«Среди руководителей украинских предприятий существует убеждение, что если платить все налоги и сборы, то бизнес можно без промедления закрывать», – делится опытом евангельская христианка Карина Швец, сотрудница украино-китайского предприятия, торгующего электротехническим оборудованием. Ей вторит Марина А., двадцатипятилетняя христианка, бухгалтер с киевской пропиской: «Сейчас у нас в Украине так: если предприятие платит все причитающиеся налоги, оно разваливается».

Общение с юристами-хозяйственниками и бухгалтерами, исповедующими христианство и соответствующие моральные устои, все более и более убеждает в том, что умение скрывать истинные денежные обороты и реальную заработную плату работников скоро станут вписывать в должностные обязанности и это будет конкурентным преимуществом при трудоустройстве.

Как вырваться из этого порочного круга «украинской бухгалтерской школы», христиане не знают. К тому же они утверждают, что двойной бухгалтерией проблемы на работе не заканчиваются.

Прихожанка харизматической церкви Ирина работает главным бухгалтером в фирме, выполняющей отделочные работы на одном из весьма важных инфраструктурных проектов в Киеве. Женщина делится: «Вместо того чтобы искать, как удешевить возведение нашего объекта, нам откровенно навязали дорогих поставщиков. Мы вынуждены работать с этими партнерами, иначе о благополучии нашего предприятия можно забыть».

Конечно, христиане не ожидали, что реалии украинской экономики повернутся к ним и такой стороной. «Я каждый день молюсь Богу о защите и прощении, потому что тяжело говорить о святости и иметь дело с таким беззаконием», – добавляет Ирина.

Эта женщина принадлежит еще к тому поколению совестливых бухгалтеров, для которых симметрия слов и дел – само собой разумеющееся. Сегодняшнее поколение бухгалтеров-христиан более прагматично и для обоснования вынужденных налоговых махинаций вооружается опытом немецкого кардинала Фрингса, который когда-то позволил голодным людям «реквизировать» поезд с продовольствием. «Как я сочетаю свою веру и бухгалтерию? Я считаю так: если завтра государство запретит мне проповедовать, я все-таки буду говорить с людьми о Боге. Если завтра мои дети будут голодными, то я достану эти деньги путем налоговой “оптимизации”», – парирует Марина, добавляя, что если бы она обманывала государство, выплачивающее достойные пенсии и зарплаты, это было бы преступлением. А так…

«Когда люди во власти (как класс) вынуждают грешить против государства, забирая деньги фирм себе в карман, не имеет значения, каким именно людям во власти фирмы заплатят, чтобы вообще работать», – делится своим пониманием противоречий между желанием бизнеса работать и отдельных людей зарабатывать киевский специалист по логистике, настоявшая по известным причинам на анонимности. По ее мнению, кристально честных людей, в т.ч. христиан, ожидает эмиграция.

«Господи, отведи проверки, благослови должников наших»

Поставленный просто и четко – как модифицировать налогообложение и финансовое законодательство, чтобы люди с чуткой совестью не были вынуждены ради сохранения бизнеса преступать букву закона? – этот вопрос заставляет посмотреть на тему церковно-государственных отношений под неожиданным экономическим углом.

Бухгалтер Ирина соглашается поделиться своим опытом и в этой сфере: «Пришлось настоять, чтобы я по штатному расписанию не числилась главбухом, не ставила своей подписи и, соответственно, не несла ответственности за эти неправедные вещи». Шаги, подобные только что приведенному, решают часть проблем на низовом уровне, но не влияют на «погоду» в Украине в целом. Напоминанием, что налоги в первую очередь решают социальные проблемы общества, Ирина пытается переубедить директора предприятия платить налоги по-честному: «Иногда у меня, к примеру, происходит откровенный торг: “У нас ведь большие обороты, можно больше налогов отдать; завтра твои дети пойдут в школу, а учителям зарплаты платятся из бюджета”».

Как и в ситуации с соблюдением авторских прав, основные действующие лица уже давно определились, почему они не чтят налоги или, как в нашем случае, минимизируют их. В основе этих убеждений – внутренняя борьба и вынужденный консенсус евангельского мировоззрения и жестких бизнес-требований на грани увольнения.

На вопрос же корреспондента РИСУ о возможных способах рассечения сугубо украинской модификации гордиевого узла христиане-практики пока лишь разводят руками: нет ресурсов и поддержки государства. Страна, которая в индексе легкости ведения бизнеса за 2011 год пропустила вперед нетерпимый Бутан, Нигерию и Таджикистан, а по простоте уплаты налогов занимает 180 место из 181 возможного, пока не способна предложить последовательных действий для облегчения жизни верующих и неверующих граждан.

Впрочем, специалисты-христиане вправе ожидать решения проблемы не только со стороны компетентных государственных органов, но и со стороны социальных богословов, готовых предлагать сложные ответы на сложные вопросы. «Христианские богословы предлагают модель, которая, используя главные евангельские нормативы человеческих отношений (солидарность, персональность и общее добро), единственно способная настроить законное, моральное и взаимовыгодное сотрудничество, единственная может стать основой для построения по-настоящему адекватных, базирующихся на глубоком доверии и открытости взаимоотношений», – резюмирует издатель журнала «Христианин и мир» Виктор Жуковский.

Что ж, теоретикам социального богословия остается только донести свою точку зрения до практиков.