Извечный спор славян. Москва и Рим забыли про Киев

24.03.2004, 12:18
Сергый БИЧКОВ. "Московский Комсомолец", 22 березня 2004 г. (рос)

Недавний визит в Москву главы папской Комиссии по христианскому единству кардинала Вальтера Каспера и его встреча с Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II вызвала неоднозначные отклики. С одной стороны — это первая встреча за последние 10 лет на столь высоком уровне. С другой — на многократных встречах кардинала с главой Отдела внешних церковных связей митрополитом Кириллом (Гундяевым) не было достигнуто никаких взаимных договоренностей.

Резче всех отреагировал на переговоры в Москве Синод епископов Киево-Галицкой митрополии. Последовало обращение к духовенству, монашеству и верным Украинской греко-католической церкви. Греко-католики спрашивают — почему основная проблема взаимоотношений между православными и католиками обсуждалась без них? Синод епископов недоумевает: “Недавний визит кардинала Вальтера Каспера в Москву, во время которого также рассматривались вопросы, касающиеся нашей Церкви, в частности признание Патриархата УГКЦ, стал темой дискуссий не только в нашей стране, но и в целом мире. Тот факт, что обсуждение вопроса внутреннего развития нашей Церкви происходило не в Киеве, Львове или Риме, а в Москве, и — что главное, без нашего участия, — встревожил и даже возмутил многих греко-католиков”. Основную тревогу Русской православной церкви вызывает стремление греко-католиков создать Украинский патриархат. Если это удастся, в этом случае греко-католики будут возглавляться патриархом, резиденция которого будет находиться в Киеве, а сам он непосредственно подчинен Папе Римскому. В послании Синода эта мысль звучит с новой силой: “Особенность нашей Церкви состоит в том, что, получив церковную формацию от Византии, она была и всегда стремилась быть в общении с наследником святого апостола Петра, Епископом Рима. Наши предки подтвердили это еще во время Брестской унии в конце XVI века. Согласно церковному праву, Украинская греко-католическая церковь является поместной Церковью, а не составной частью какой-то другой Церкви, поэтому и развивается в соответствии со своей церковной природой”. Украинская православная церковь Московского патриархата на протяжении последних 15 лет тщетно добивается от Москвы хотя бы автономии. Но каждый Архиерейский собор, на которых эта проблема ставилась неоднократно, отодвигает ее решение. Между тем Украинская православная церковь Киевского патриархата, самый серьезный конкурент УПЦ МП, давно уже перешла в богослужении на украинский язык и пользуется полной свободой. Это способствует тому, что все большее число верующих на Украине примыкают либо к Киевскому патриархату, либо к греко-католикам. Греко-католики вызывают особую симпатию еще и тем, что в сталинские времена, когда они подвергались жестоким гонениям, сумели сохранить веру и обряды. Но патернализм Рима, стремление папского окружения решить проблему греко-католиков на Украине без них, вызывает протест. Синод епископов напоминает Москве и Риму: ”Мысль о Патриархате Киевской церкви уходит своими корнями самое меньшее в XVI—XVII века, когда дальновидные церковные мужи желали объединить всех украинцев-христиан в одной Церкви в виде Патриархата. В 60-е годы ХХ столетия на Втором Ватиканском соборе его ясно озвучил святой памяти патриарх Иосиф Слипый, и с тех пор и до наших дней он не перестает развиваться. И сегодня мы, епископы Киево-Галичской митрополии УГКЦ, глубоко убеждены в необходимости такого устройства для укрепления единства Церкви и народа и надлежащего их развития. Эту позицию все владыки нашей Церкви высказали на Синоде в 2002 году, и сегодня мы только ожидаем ее признания Святейшим Отцом”. Греко-католики пользовались защитой папы еще в коммунистические времена. Иоанн Павел II с самого начала своего понтификата защищал их: “После распада Советского Союза Святейший Отец Иоанн Павел II приветствовал наших епископов, которые работали подпольно, и поощрил их к ее дальнейшему развитию. И недавно, в 2001 году, несмотря на протесты, посетил Украину и не раз обращался к нам со своим пастырским словом”. Результаты переговоров кардинала Каспера греко-католики расценивают как неудачное начало диалога между католиками и православными: “Личным оскорблением для Святейшего Отца прозвучали ультимативные предупреждения, которые граничат с шантажом, что в случае признания Папой Патриархата УГКЦ любые возможные контакты между католиками и православными будут прерваны на долгие годы. Такая реакция неприятно поражает, поскольку свидетельствует о неготовности руководства Православных церквей решать исторические противоречия, учитывая законные нужды всех заинтересованных сторон”. Позиция греко-католических епископов выражена предельно четко. Еще в 1989 году, когда на Западной Украине вспыхнула межрелигиозная рознь, была создана четырехсторонняя комиссия по урегулированию конфликта. В ней были представлены все заинтересованные стороны. Комиссия успешно начала свою работу, однако была торпедирована с назначением на пост главы внешнеполитического ведомства РПЦ митрополита Кирилла (Гундяева). Сегодня необходимо восстановить статус греко-католиков — без их участия вряд ли возможно решить проблему христиан на Западной Украине.
http://www.mk.ru/newshop/bask.asp?artid=82318