К кому приезжал Патриарх Кирилл?
Владыка ИГОРЬ (Исиченко), архиепископ Харьковский и Полтавский УАПЦ
Интересная вещь: по окончании визита Московского Патриарха в Украину некоторые русские обозреватели поторопились заявить о новых аспектах украинской политики РПЦ, об уважении к украинскому народу, его суверенитету, о братских чувствах, обнаруженных Святейшим. Сам же Патриарх Кирилл без лишней скромности уже вспомнил при встрече с президентом России Медведевым о толпах людей, которые скандировали во время его поездки „Кирилл – наш Патриарх”, и этим якобы засвидетельствовали сохранение духовного единства украинского и русского народов.
Для украинца, который следил за визитом и слушал выступления Патриарха Кирилла и лиц из его окружения, какая-то странная интерпретация. Но нам трудно понять, насколько мифологизированным является образ Украины даже – а может, в первую очередь, – в виденье наших ближайших соседей.
Когда Патриарх Кирилл странствовал Украиной, я именно дочитывал книгу интервью о. Иоахима Бадэни, польского доминиканца, родители которого имели в начале ХХ ст. имение в Буске. Восторженно рассказывая о своей любви к Украине, о. Бадэни, сын австрийского дипломата и внук наместника Галичины, вспоминает Буг, длиннобородого лирника, степи, которые, казалось ему, начинались уже где-то неподалеку (за Буском!), и все это ассоциируется в его сознании с обидами Сенкевичевой трилогии. Благосклонный к Украине россиянин, наверное, так же будет искать среди нас гоголевих персонажей: простоватых, хитрувато-наивных, сервилистичных. Попытки такого простодушного, инфантильного народа строить свою государственную жизнь воспринимаются как неуместность. Разве же очень редко богатый хозяин, выпив после сауны коньяка, начинает приятельски спрашивать у нашего работника где-то на строительстве подмосковной дачи: «Иван, ты же хохол — наш, русский человек, зачем тебе эта незалежность?» Наши люди, измученные проблемами, издавна научились подыгрывать в таких ситуациях собеседнику. А тот и не догадывается, что украинский гостарбайтер имеет свое национальное достоинство и воспринимает его слова как обиду.
У меня создалось впечатление, что и сам Патриарх Кирилл, и московские организаторы его визита составляли программу в расчете на такую себе мифологическую страну, где живут кинематографические тарасы бульбы, готовые положить жизнь за московского царя, защищая его от врагов-католиков. Страну, которая годами моделируется в сознании россиян и давними культурными стереотипами, и новейшими пропагандистскими штампами. Если бы не Ющенко, то в этой стране мифов не было бы ни УАПЦ с УПЦ-КП, ни разговоров об автокефалии. Да и страна эта, наверное, вернулась бы в Москву в статусе автономной республики.
Имитировать путешествие в эту страну при новейших технологиях еще легче, чем в потемкинские времена. Прекрасные украинские монастыри создают замечательный фон. Молчаливыми статистами выступают местные священнослужители. Роль благодарной и отданной паствы исполняют привезенные автобусами неизменные бабушки разного возраста и красочные казачки. Дополняют картину, конечно же, высокопоставленные должностные лица, которые выразительно демонстрировали перед телекамерами преданность „каноническому православию”.
Для современного украинца показное великолепие богослужений, активно продемонстрированное богатство и влиятельность московских гостей, сугубо политическая (один спикер РПЦ изобрел, правда, эвфемизм – „мировоззренческая”) риторика, нескрываемая пренебрежительность относительно местной традиции и игнорирование реального порядка вещей выводили патриарший визит вне измерения реальной жизни в сферу церковного „реалити-шоу”. В конечном итоге, контакт с паствой не был предусмотрен и тщательной охраной участников визита от любых внешних контактов.
Вряд ли серия репортажей о пребывании Патриарха Кирилла в Украине отразится на повседневной жизни миллионов его прихожан, которые продолжили существовать в полностью другом измерении, больше, чем популярный телесериал. Сомнительно, что и участники торжественных богослужений смогут уже в настоящий момент вспомнить слова из патриарших проповедей.
Но есть одно бесспорное достижение патриаршого визита, за которое ему должны быть благодарны верующие не только УПЦ-МП, но и УПЦ-КП, и разных отломов УАПЦ. Этот в чем-то иррациональный визит заставил нас с особенной остротой задуматься о современной миссии Православной Церкви и ее перспективе. Допустим, с Божьей ласки нам удастся преодолеть раскол. Украинская Православная Церковь станет единой и займет достойное место в диптихе Поместных Церквей, где-то там следом за Русской. А что дальше? Снова возвращаться к средневековой византийской „симфонии” Церкви и государства? Заботиться о клановых привилегиях клира, приумножениях церковного имущества и политического веса духовенства? Возвращаться в прошлое, чтобы снова прийти к богоборницкой революции и взрыву воинственного антиклерикализма?
Визит Патриарха Кирилла очень выразительно показал, какой предпочитали бы видеть Православную Церковь современные политические и бизнесовые элиты. И тем самым он снова привел нас к ключевой проблеме украинского православного сообщества: а какой бы мы стремились видеть нашу будущую объединенную Поместную Церковь – не только с точки зрения сугубо канонической или мировоззренческой, но и относительно методов осуществления ею пастырской миссии, отношений клира и мирян, языка богослужения и проповеди в широком культурологическом или даже семиотическом смысле, общественного служения, административного уклада, организации собственного ведения хозяйства и тому подобное. За это и требовалось бы поблагодарить нашего недавнего московского гостя.