Как православным медиа получать рейтинги и признание неверующих, а священникам не попадать в ловушки журналистов
На эти и другие темы говорили за круглым столом «Перспективы культурного обновления Украины: роль телевидения и масс-медиа» 3 сентября в галерее «Соборной» в Киеве
На встрече в галерее «Соборной» собрались «звезды» православной журналистики, представители всей церковной структуры – от мирян до епископа.
«Когда я смотрю на темы, предложенные нам для дискуссии, самый банальный вариант, который возникает, – начать ругать все, что вокруг происходит. Все православные прекрасно знают, что все плохо. Но на самом деле как раз православные должны быть теми, кто говорит, что все хорошо. Потому что, слава Богу, не все плохо, и христианином надо быть не в идеальных выделенных условиях, а в любой ситуации, в том числе и в том культурном информационном пространстве, в котором мы живем в наше время. Нам, Церкви, заповедано рассказывать миру Добрую Весть, Евангелие, современным языком – добрые новости. У нас эти новости есть, теперь надо понять, как в современном мире современными средствами коммуникации донести их до современного зрителя, слушателя, читателя», – начал встречу модератор протоиерей Георгий Коваленко. Предлагаем вам самые интересные тезисы, высказанные участниками за круглым столом.
О рейтингах и форматах
Протоиерей Александр Авдюгин, писатель, блоггер: Почему сегодня наши рейтинги низкие? Они растут только тогда, когда говорим о событиях, связанных с политикой или с нашумевшими событиями, типа Pussy Riot. Очень просто сделать себя популярным – откликаться на каждое мнение, которое пишут о Церкви, – и вот ты будешь уже в рейтинге. Среднего гражданина, нашего среднего верующего политика уже достала, он приходит в церковь не поговорить о политике – он приходит с конкретными духовными просьбами. Поэтому, если мы начнем в наших программах говорить о политике, чтобы быть в рейтингах, это будет абсолютно неправильно. Что нужно, чтобы рейтинги выросли? Прежде всего, надо переходить в прямой эфир. Есть множество препятствий, но хотя бы на региональном уровне это возможно. Бояться вопросов не надо.
Антон Никитин, главный редактор журнала «Фома в Украине»: В 2009 году, когда впервые в Украину приехал с патриаршим визитом Святейший Патриарх Кирилл, мы провели программу в очень эффективном формате – это ток-шоу. В студии сидел Святейший Патриарх, отвечал на вопросы, которые были содержательными, глубокими, требующими ответов. Рейтинги этого события были сравни рейтингам качественных спортивных событий или хороших концертов. Если есть содержание, есть ценность информации для людей и соответствие их ожиданиям, то не имеет значения, является формат приближенным к церковному, церковным или светским, я бы не делал разделения в этом.
Епископ Обуховский Иона (Черепанов), руководитель Синодального отдела УПЦ по делам молодежи, главный редактор журнала «ОТРОК.ua»: Мне кажется, для рейтингов не стоит все кардинально менять. Какой ценой мы их получим? Если подавать «жареные» факты – рейтинги будут, но всегда надо помнить о том, что за каждое слово человек ответственен перед Богом. Слово может соблазнить огромное количество людей. Поэтому всегда надо четко соблюдать баланс между стремлением к массовости и широкой аудитории и тем, что мы, люди православные, должны очень внимательно относиться к тому, что говорим, пишем и снимаем.
О том, как СМИ рассказывают о Церкви
Епископ Обуховский Иона (Черепанов): Если посмотреть на общую работу Православной Церкви, то мы знаем, что позитива в десятки раз больше, чем негатива. Негатив есть, но он крошечный. Основная масса священнослужителей – это добрые пастыри, но, к сожалению, освещается лишь негатив, и у потребителя складывается впечатление, что в Православной Церкви лишь какие-то моральные уроды, к которым даже приближаться достаточно страшно. Бывает, что Церковь дает повод для критики – может объективной, может быть и субъективной, но позитива показывают не так много.
Протоиерей Александр Авдюгин: У нас была исповедь благочиния, 19 священников собралось. Из них только один приехал на современной (вполне нормальной, стандартной) машине, остальные все – на ведрах с болтами, старых «Жигулях» и прочее. Пришло телевидение, и естественно, они выбрали того священника, который приехал на самой красивой машине, чтобы показать средний уровень жизни священства.
Диакон Андрей Кураев, публицист, блоггер: Вчера на НТВ весь день шла реклама передачи, в которой я принимал участие. Я говорю: «В связи с историей с этими пусиками (Pussy Riot – РИСУ) меня поражает реакция людей, которые осуждают Церковь и духовенство. Ведь, как правило, это делают люди, которые сами себя считают демократами, европоориентированные либеральные люди. Я вижу в их позиции совершенно очевидные противоречия, потому что в европейской демократической традиции последних десятилетий считается аксиомой, правилом хорошего тона, что нельзя применять принцип коллективной ответственности: если один чеченец оказался преступником, нельзя говорить, что все чеченцы – сволочи. Но когда речь заходит о Церкви, почему-то это правило забывается: один священник попал в аварию, и начинается: «Все попы бухие, все попы на «мерседесах»». Теперь, что показывает канал в течение суток до эфира: Кураев говорит: «Все попы бухие, все попы на «мерседесах»». При этом данной фразы в самой передаче вообще не было!
О проблемах и перспективах православных СМИ
Протоиерей Александр Акулов, руководитель Международного фестиваля православных СМИ и кино «Покров»: Кто должен снимать фильм, все ли должны быть православными? Нет, все должны быть профессионалами. Пускай оператор в церковь никогда не ходил, но он даст тебе хорошую картинку. Беда, когда у нас все православные снимают кино, которое невозможно смотреть. Поэтому я предлагаю собрать профессионалов, чтобы создавать качественные продукты для светских СМИ.
Протоиерей Георгий Коваленко, глава Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ, пресс-секретарь Предстоятеля УПЦ, шеф-редактор портала «Православие в Украине»: Первая заповедь: «Я – Господь, Бог твой». У всех ли у нас Бог стоит на первом месте? Присутствует ли информация о Боге, о Церкви в наших СМИ? «Не сотвори себе кумира»: для многих людей экран – почти небожитель. Желание попасть в этот ящик – никто не слушает, что ты там говорил, но важно, что тебя там видели! «Не произноси имени Господа Бога твоего всуе» – здесь можно говорить об искушении спасать весь мир, любить всех, не замечая ближних. Часто наше вещание в СМИ – это вещание в никуда, на аудиторию, которую мы не знаем, при этом аудиторию, которую знаем, мы часто игнорируем (имею в виду наши приходы). «Помни день субботний» – для нас воскресный. Здесь вопрос календаря очень актуальный. Как это ни банально звучит, для нас календарь – одна из главных тем. Может календарь повлиять на эфир каналов? Нам даже на Рождество или Страстную Пятницу не удается повлиять на центральные каналы, потому что никто не отменяет пятничное шоу. Кому-то не нравится резиденция, кому-то не нравятся часы, кому-то – машины. Я согласен, мы должны быть скромнее, я это говорил всегда, но ведь последняя заповедь – не завидуй. А телевидение сегодня как раз провоцирует нас на нарушение этой заповеди. Поэтому, мне кажется, наша роль и перспективы – вернуться к традиционным вещам – календарю и заповедям, и на этой основе создавать медиапроекты и информационное пространство.
Диакон Андрей Кураев: Предыдущие четыре часа я провел в студии компании «Украина». Передо мной сидели четыре существа, создающие вместе стадо под названием Femen. Это был удивительный пример асоциальной социализации. Им нужна была только взаимная поддержка, им было плевать на всех – они прямо об этом заявляли. Там были их мамочки, которые плакали от того, что их дети такие получились. Одна из них прямо сказала, что им плевать на Pussy. Им были важны только положительные гримасы их стада. Иногда в церковной среде я вижу то же самое, хотя и не в такой ярко выраженной форме: главное, чтобы меня поддержала моя среда, а что при этом скажут миллионы других людей – это не так важно. Епархиальная газета часто пишется для одного читателя – для владыки. Многие люди пишут в надежде на то, что свой круг поддержит и поймет. Это не принесет никакой пользы.
Об Интернете
Протоиерей Георгий Коваленко: Интернет все больше становится средством коммуникации, и мы можем его использовать. Можем создавать в Интернете сообщества и группы, где люди могут общаться. Это не миллионные аудитории, это реальное общение нескольких десятков или сотен людей. Когда количество друзей в Фейсбуке переваливает за тысячу, это должно нас настораживать. Для священнослужителей очень важный момент – понимать, что Интернет – это не твое личное пространство, это такое же место для проповеди и миссии. Это не место, где ты можешь спрятаться за никами. Когда в жизни ты один, а в сети – другой, то обычно это – искушение, происходит определенное раздвоение личности.
Я уже не читаю газет и журналов – все статьи я читаю в сети. Просматриваю новостную ленту Фейсбука и то, что рекомендуют мои друзья.
Уже полгода мы пытаемся запустить православное приложение к iPhone.
Об ответственности
Антон Никитин: Качество информации в культурной, экономической, церковной, политической жизни, соответствие ожиданиям общества – в этом и есть суть работы каждого человека, причастного к СМИ. Не стоит задумываться о влиянии на какие-то процессы, повышение уровня морали. Я считаю, что каждый должен думать о себе: каждый обязан с должной мерой ответственности относиться к той информации, которую он выдает на-гора.
Протоиерей Георгий Коваленко: Если говорить о нашей ответственности в информационном пространстве, у нас есть большие проблемы, которые выражаются в простых вещах: у нас очень мало любви и к своим, и к врагам, у нас практически отсутствует доверие к своим и уважение к иной, отличной от нашей точке зрения. Наша адекватность, с учетом формата и контекста, должна быть адекватностью Евангелия. Если мы говорим по духу Евангелия, свой узнает Евангелие, чужой может удивиться – ваша инаковость может его зацепить, он попробует узнать, почему вы так говорите. Из нас плохие политики, бизнесмены, управленцы государством, но из нас не может и не должно быть плохих христиан.
Об аудитории неверующих
Диакон Андрей Кураев: Важен выход на чужую территорию, попытка заинтересовать тех, кому мы не интересны. Многие люди просто не признают за нами права на обращение к ним. Когда я в храме, тут все понятно: я – пастырь, вы – мои овцы, я вас назидаю. Но когда такой батюшка приходит в школу в старшие классы и говорит так же, его хотят спросить: «А кто ты вообще такой, чтобы нас учить?» Первое, что должен доказать такой миссионер, – что он тоже человек, что с ним тоже может быть интересно. Если школьник вынужден отсидеть лекцию до конца, зритель всегда может переключить канал.
Протоиерей Александр Авдюгин: Чем больше слова «должен» будет в устах того священнослужителя, который выступает по телевидению, тем меньше его будут смотреть. После третьего слова «должен» зритель переключает на другой канал. Нельзя постоянно менторствовать.
Диакон Андрей Кураев: Память о своей собственной факультативности – это то, чего катастрофически не хватает современной Церкви. Мы себе кажемся пупом земли. Понятно, мы о себе, своей вере и своей Церкви очень высокого мнения. Для нас православие, наша вера – это самое важное. Но для очень многих людей, к которым обращается миссионерская передача, это вообще неважно, это вопрос десятого или даже сотого порядка. Второе, что я предлагаю, – помнить, как мы сами относительно недавно, пока не пришли в Церковь, смотрели на новости из церковной жизни, помнить время своих собственных сомнений, хорошо бы помнить, что именно нас отторгало, возмущало в церковной жизни.