Караимы

02.01.2010, 17:40

«Караимы», в широком значении этого слова, появились в Вавилоне в VIII как секта иудаизма. Основатель, Анан бен-Давид, предлагал отбросить Талмуд (комментарии законоучителей к ТаНаХу), который составлялся в Вавилоне в течение VІ в. Последователи Анана называли себя «ананиты», по имени лидера, со временем в употребление вошли термины «бней микра» — «синие писания» и «караимы» — «те, кто читает».

В XIII в. появляются первые упоминания про караимов в Крыму, в связи с основанием кенасы (молитвенного дома караимов) в Кафе (совр. Феодосии). Центром крымских караимов становится в Средневековье город Мангуп, а с XV в. — Чуфут-Кале (другое название — Джуфут-Кале). Именно крымские караимы по приглашению короля Даниила Галицкого селятся в XIII в. в Галиче и Луцке, а в 1397 году 370 караимских семей по приглашению князя Витовта переселяются в его резиденцию в Троках (совр. Трокай) под Вильном, где выполняют обязанности личной охраны великих литовских князей.

Наибольшей караимской общиной в Средневековье была крымская, которая поддерживала связи с караимскими центрами в Литве и Польше. Именно в Крыму жил Гахан – избранный духовный лидер караимов. Караимы восточной Европы говорили на караимском языке похожем на крымско-татарский. В богослужениях до ХХ в. использовался древнееврейский. Караимство признает Иисуса и Мухамеда как пророков, священной книгой является ТаНаХ – еврейский Ветхий Завет (книги Торы, Пророков, Писаний).

Соседство с мусульманами и христианами повлияло на культ караимов – у крымских караимов используются молитвенные коврики, а в изданном в Вильне молитвеннике помещен караимский перевод молитвы «Отче наш». Караимство имеет существенные разногласия с ортодоксальным иудаизмом и в отмечании праздников – караимы не празднуют Хануку, Йом-Кипур у них празднуют в другой день, в субботу караимы сидят дома без света и могут выйти разве что в кенасу. Караимы не практикуют обращений в свою веру, однако, в ХХ веке караимство, как основу своего вероисповедания, приняла российская секта субботников (Поволжья).

На сегодняшний день наибольшая караимская община находится в Израиле – там проживает около 20 тыс. караимов. Кроме бывших жителей Восточной Европы, в Израиль перебрались арабоязычные караимы из Египта и караимы-романиоты из Стамбула. В самом Иерусалиме караимская община существовала со Средневековья – именно караимский раввин Савл бен-Мацлиах в Х в. впервые заговорил о возвращении евреев на Святую Землю. В целом, караимы хорошо себя чувствуют в Израиле, у них есть свои кенасы, они без проблем получают гражданство. Однако, есть трудности: если брак, созданный согласно караимскому праву, признается раввинами-ортодоксами, то развод – нет. Община караимов не имеет, в отличие от, например, самаритян, официального статуса, а, соответственно, решения внутреннеобщинного суда могут быть оспорены в еврейском светском. Существует Международное Караимское Движение, голосом которого является Радио «Езра».

Многие крымские караимы не признают себя частью еврейского народа. Еще в Российской империи караимы, подчеркивая свое отличие от иудеев-талмудистов, получили для себя отдельный привилегированный статус: на них не распространялось антиеврейское законодательство, в 1863 г. они были уравнены в правах с остальными гражданами империи. Последний гахан, избранный на территории бывшей Российской империи, известный тюрколог Сергей Шапшал, в период между мировыми войнами выдвинул теорию, согласно которой караимы являются потомками средневековых хазар, а, соответственно, не имеют ничего общего с евреями. В годы Второй мировой войны эта теория спасла караимов от уничтожения нацистами. Современные руководители караимской общины Крыма сделали эту теорию, которая не подтверждается частью ученых, основой караимской национальной идентичности. Заявления таких руководителей, в частности главы Ассоциации крымских караимов «Крымкарайлар» в Ормели, вызывают негативную реакцию в Израиле и в еврейской общине Украины. В частности, предлагается вычеркнуть караимов из списка тех этноконфессиональных общин, которые имеют право на возвращение в Израиль.

Сейчас на территории Украины проживает немногим более 800 караимов, в том числе 671 человек в Крыму (по данным 2001 г., хотя еще в 1989 году их было здесь 1404). Наибольшее количество караимов в Симферополе и Бахчисарае – по 260 в каждом городе. В 1999 г. караимам передан храм-кенаса в Евпатории. На ее ремонт выделен 1 млн. 247 тыс. грн. В 2005 г. в рамках Дня караимской культуры отпраздновали ее 200-летие. Решается вопрос о возвращении караимам здания кенасы в Симферополе, в котором сейчас работает редакция Государственной телерадиокомпании «Крым». Всего караимы претендуют на помещения 7 кенас в Крыму.

В других городах Украины остались только следы караимов – например, прекрасное здание кенасы в Киеве, на улице Ярославов Вал, сооруженное по проекту В.Городецкого в 1902 г. (с 1981 г. здесь Дом актера). От самых древних караимских общин на территории Украины осталось еще меньше – кенаса в Галиче была разрушена еще в 1985 году, на сегодняшний день в городе проживает только пятеро караимов. Относительно хорошо сохранилось только древнее кладбище, недавно восстановленное.

Последнее обновление странички – 11.03.2005
Подготовил Максим Мартин