• Главная
  • Мониторинг
  • Князь Андрей Боголюбский может стать святым покровителем православных политиков...

Князь Андрей Боголюбский может стать святым покровителем православных политиков

09.08.2011, 13:38

Еще один миф – «что Андрей Боголюбский был злобным москалем» – считает несостоятельным председатель движения «Народный собор Украины» Игорь Друзь. В видеосюжете о крестном ходе он говорил о князе как о представителе «единого духовного пространства Святой Руси», не упоминая, впрочем, о его походе на Киев.

Провозгласить святого благоверного князя Андрея Боголюбского патроном православных политиков в России, воздвигнуть ему памятники в Москве и во Владимире, «очистить от злых мифов» память о князе – эти и множество других предложений было высказано на круглом столе «Восстановление исторической справедливости и церковной значимости деяний святого благоверного князя Андрея Боголюбского», который состоялся 4 августа в Синодальном отделе Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества (ОВЦО). Круглый стол проводился в рамках празднования 900-летия со дня рождения Андрея Боголюбского, а также в контексте подготовки к 1150-летию российской государственности, которое будет отмечаться в 2012 г.

«Вернуть имя святого благоверного князя Андрея Боголюбского не только в учебники истории, но и в общественное сознание» призвал председатель ОВЦО протоирей Всеволод Чаплин. «В последние годы нам пытаются внушить, что история России – это история неудач. Обращение к подвигу, жизни, примеру князя Андрея Боголюбского – один из прекрасных способов вернуть народу национальное самоуважение», – считает о. Всеволод. Говоря о князе как о политике, который руководствовался православной верой, священник отметил актуальность его опыта в наши дни. «Путь князя Андрея Боголюбского – это не путь прошлого, а путь для единственно возможного будущего России», – сказал выступавший, подчеркнув, что стремиться в будущее надо таким образом, чтобы «народ чувствовал себя не только комфортно, но и достойно в смысле своей исторической миссии».

О. Всеволод поблагодарил участников крестного хода по пути св. Андрея Боголюбского (из Украины в Россию) и организаторов этого беспрецедентного шествия – движение «За веру православную» и Фонд святого благоверного князя Андрея Боголюбского. Председатель ОВЦО подчеркнул исключительно общественный характер это инициативы: «Люди идут без команды, без бюджетных средств, чтобы донести знания об историческом пути России». Поддержка таких инициатив – «нравственный долг» государственной власти и «остальной части общества», заключил священник.

Участники круглого стола: представитель Владимирской епархии священник Алексий Головченко, руководитель рабочей группы по празднованию 900-летнего юбилея Андрея Боголюбского Павел Илларионов, президент Международного фонда славянской письменности и культуры Александр Крутов говорили о том, что имя святого благоверного князя незаслуженно забыто, заслуги его в становлении российской государственности недооценены. «Мы в долгу у святого князя Андрея Боголюбского», – сказал П. Илларионов. А. Крутов отметил, что к образу Андрея Боголюбского обращались правители Руси-России в переломные периоды истории, от Ивана Грозного до Петра I, который был инициатором канонизации князя.

Наше время тоже можно считать переломным, поэтому сейчас необходимо помнить о том, что именно Андрей Боголюбский «заложил основы христианской политики» на Руси, вступил в беседу игумен Серапион (Митько). Называя князя «идеалом христианского политика», он предложил сделать его покровителем российских политиков. По мнению игумена, для последних могло бы стать примером то, что князь «всякое свое решение соотносил с духовными императивами», а сакральность власти для него оборачивалась не привилегией, а жертвенностью. «Осознать государственное служение как спасительное, уйти от автономизации политики и веры» – к этому взывает сегодня память о князе Андрее, полагает представитель Ярославской епархии.

Советник Госдумы РФ Степан Медведко уверен, что образ князя может стать путеводным, в первую очередь, для московских политиков, т.к. именно Андрей Боголюбский «сделал Москву градом, а не деревней Кучковичей», за что и принял смерть от тех же бояр Кучковичей. С. Медведко предложил обратиться к мэру Москвы с просьбой об установке памятника Андрею Боголюбскому.

Говоря о личности Андрея Боголюбского, искусствовед Лариса Шорина призвала развенчать, в том числе – средствами искусства, «черный образ» князя, который транслирует скульптурный портрет-реконструкция Герасимова. «Самодур, сильный воин, жестокий политик», – таким Андрей Боголюбский запечатлен в учебниках, что, по мнению выступавшей, является «несомненным искажением». Уверенности ей придают не только сведения из жития святого, но и то, что, окажись князь тираном, он «не мог бы излучать наши корневые мифологемы» (имеется в виду установление Андреем Боголюбским праздника Покрова и создание по его заказу особого феномена зодчества Северо-Восточной Руси как «эстетической формулы Царствия Небесного на земле»).

На круглом столе встал вопрос о переосмыслении наиболее уязвимых эпизодов биографии Андрея Боголюбского. В частности, многими выражалась уверенность, что князь, уезжая без родительского благословения из Киева, вовсе «не украл» чудотворную икону Божьей Матери (названную впоследствии Владимирской), а совершил промыслительный поступок.

Еще один миф – «что Андрей Боголюбский был злобным москалем» – считает несостоятельным председатель движения «Народный собор Украины» Игорь Друзь. В видеосюжете о крестном ходе он говорил о князе как о представителе «единого духовного пространства Святой Руси», не упоминая, впрочем, о его походе на Киев.

О чем молиться сегодня святому князю? У сотрудника Института стран СНГ Кирилла Фролова тут же нашелся ответ на этот вопрос: к Андрею Боголюбскому следует обращаться с просьбами «об освобождении Киева» («деградирующая элита» которого «захвачена антирусским элементом») и об «освобождении Суздаля – от суздальского раскола». Святой князь может также быть сегодня ходатаем «об укреплении православной державы», о развитии православной миссии, о превращении Владимира и Суздаля в «православную Мекку».

Целый ряд предложений, связанных с изучением личности и времени князя Андрея Боголюбского, с «восстановлением исторической справедливости» в отношении него, с организацией общественного резонанса на юбилейные программы, с включением информации о князе в образовательные, просветительские проекты и т.д., будет обобщен организаторами  круглого стола и станет руководством к действию.

Юлия ЗАЙЦЕВА

"Благовест-инфо", 5 августа 2011 года