В 2007 году монастырю в селе Лавров на Львовщине исполнилось 800 лет. О его истории и сегодняшнем дне рассказывает наш постоянный автор Игорь СКЛЕНАР. Это его третий материал из серии «Василианские обители Украины».
Историки неоднозначно говорят о том, что церковь, посвященную монаху-пустыннику св. Ануфрию, построил славный князь Лев Даниилович. По гипотезе, в храме сохранялись мощи св. Ануфрия, к которым имел большой пиетет сын основателя Львова. В разные времена эта давняя церковь совмещала признаки таких стилей как романский, готика, ренессанс, барокко, классицизм. Археологи установили, что алтарная часть и пространство под куполом датируются XIII ст. В подземельях Онуфриевской церкви находится некрополь. Его корни достигают еще древнерусских времен, когда здесь перед строительством Онуфриевской церкви находилось кладбище. В алтарной части храма была найдена ниша – аркасолия, в которой в давние времена могли храниться останки князя Льва.
Если говорить об основании подобных монашеских центров в этот период, то исторические источники говорят о монастырях св. Юрия на околице Львова (1280), св. Ануфрия во Львове возле княжеского замка (1292) и Спасовский возле Старого Самбора.
Существуют предания о подземном соединении лавровского храма с церковью св. Иоанна на горе и Спасским монастырем. Легенда связывает возникновение упомянутой церкви со Спасским камнем, который находится на горе в с. Спас (7 км. от Лаврова) и является важным объектом туризма. Церковь св. Иоанна сначала была деревянной и впервые упоминается в 1760 году. Впоследствии, в 1804-1814 гг., ее заменили новым кирпичным сооружением, а в 1950-х гг. уничтожили „активисты”. Рядом с руинами церкви есть кладбище, на котором похоронены многие монахи и выдающиеся духовные лица.
В ХІV-ХV ст. в Лавровской обители достроили переднюю часть храма (бабинец), стены которого позже расписали фресками, о которых будет идти речь ниже. В 1549 году монастырские здания сгорели в результате турецкого нашествия. С большими усилиями пришлось возобновлять известную монашескую обитель этого региона Прикарпатья. После пристройки боковых частей здания во второй половине XVII ст. возникают крипты, где хоронили известных духовных и светских лиц, в частности в XVII ст. - Киевского православного митрополита Антония Винницкого, Перемышльских греко-католических епископов Иннокентия и Юрия Винницких, двух молдавских правителей. В 1860 г. по приказу государственной власти во время перестройки храма большинство останков были перенесены на кладбище (гора св. Иоанна). В подземельях церкви также сохраняются останки людей, имена которых неизвестны.
В 1774 году австрийский цысарь Иосиф II издал декрет о ликвидации монастыря в Лаврове (в истории это известно как „иосифская касата”, которая касалась ликвидации мелких или малозаселенных монастырей). Чиновники подсказали тогдашнему протоигумену В. Сторожинскому учредить при обители немецкую образцовую школу. Она была основана в 1789 году (за год до того был второй пожар в истории монастыря) и получила название „цысарско-королевской школы”, принадлежала к категории главных и просуществовала до 1859 года как трехклассная, потом как четырехклассная. Как свидетельствовали ее воспитанники, изучение немецкого языка под учительским руководством монахов имело суровый характер. После изменения общественно-политической ситуации в Галичине, когда польская знать имела при власти решающее влияние, лавровская школа потеряла государственный статус и до 1911 года просуществовала как частная монастырская.
Отдельного внимания заслуживают воспитанники этой специализированной школы. Как отмечает историк Чина о. Роман Лукань в соавторстве с И. Филипчаком в статье о главной школе в Лаврове (предвоенные неизданные „Записки ЧСВВ”, том IV-V-VI, Львов 1942), лишь один ученик из больше чем шести тысяч отрекся от своей нации и обряда. Здесь учился архидикон и библиотекарь перемышльской капитулии Мирон Подолинский, высокообразованный юрист, генерал Захарий Павлюх, будущий посол в австрийском парламенте, издатель украинских информационных журналов в Вене Василий Яворский и др. Среди учителей выделяются о. Еремия Ломницкий, ЧСВВ, соучредитель Общины сестер Служебниц, будущий архимандрит ЧСВВ о. Дионисий Ткачук, редактор „Місіонаря” Рафаил Криницкий, ЧСВВ и др. В 20-30-х гг. XX ст. при монастыре действовал василианский лицей, который продолжил традиции главной школы, но его воспитанники, среди них будущие исповедники веры прошлого века, уже не были ограничены в изучении своего национального наследия, как это было раньше.
В XIX ст. произошли изменения и в архитектурном лице лавровского монастырского храма. В 1860-1867 гг. все бани (кроме центральной) сняли – их заменила обычная крыша.
В конце XIX ст. Лавровский монастырь стал первым, который присоединился к обновлению Чина св. Василия Великого – Добромильской реформе. Монахи-реформисты активно взялись за перестройку своей обители. Считается, что во время перестройки в 1910-1914 гг. было уничтожено много ценных стилистических деталей княжеских времен и декоративных элементов XVII ст. Вместо этого появилась псевдороманская отделка.
Известный художник Модест Сосенко, который тесно сотрудничал в иконописи с отцами Василианами, нашел в тот период ценные фрески конца XVII ст. Работы мастеров этого периода вне Лаврова находятся в Польше (Люблин, Краков, Сандомир, Посада Риботицкая).
Над фресками работало по меньшей мере пять мастеров. Среди них были украинцы – художники ведущей в то время на западноукраинских землях Перемышльской школы украинского религиозного занятия живописью. Уникальность лавровской живописи заключается в том, что она – одна из самых древних.
С целью исследования истории, культуры, архитектуры, живописи и архива Лавров посещали известные деятели Украины И. Нечуй-Левицкий, И. Франко, М. Грушевский, И. Крипьякевич, А. Барвинский, митрополит Андрей Шептицкий. Из Лаврова родом известный иконописец, художник-абстракционист Карл Звиринский.
Отдельную ценность составлял монастырский архив. Здесь хранились пергаментные листки XII-XIII ст., грамоты князя Льва, польских королей ХV—ХVI ст., роскошные рукописи, писаные золотом; книги старинной печати, редкие издания, грамоты гетманов, владык и молдавских владетелей XVI ст., книги митрополитов Петра Могилы, Лазаря Барановича с дарственной надписью монастырю. В Лаврове появились в XVII ст. два нотные ірмолої, один из которых принадлежит перу Иосифа Крейницкого, второй – неизвестных авторов. Они свидетельствуют о том, что в Лаврове в XVII ст. была сформирована школа хорового пения, композиции, составления, редактирования и переписывания нотных книг. Лавровская библиотека была одной из наибольших в Западной Украине в XIX ст. Монастырь выписывал почти все существовавшие издания Австро-Венгрии. В начале XX ст. при монастыре был создан церковный музей, который с годами приобрел прекрасную коллекцию древних икон ХV—ХVIII веков.
Духовная жизнь Лавровского монастыря значительно активизировалась в 20-30-х годах XX ст. Это было место паломничеств на праздники св. Ануфрия, Благовещение, Вознесение, Рождество Иоанна Крестителя, Честного Креста. В 1932 г. Лавров стал центром движения Апостольства молитвы и культа Христова Сердца.
Во время первого прихода советской власти в Западную Украину начались первые преследования за веру, в частности, аресты духовенства, ликвидация церковного имущества и др. Лавровский монастырь среди всех остальных многочисленных василианских обителей принадлежал к первым, которые были ликвидированы в 1939 году коммунистическим режимом. Имущество монастыря было разграблено „освободителями”, а позже здесь устроили интернат для неполноценных детей.
Хотя этот ценный комплекс продолжал и дальше представлять интерес для исследователей, некоторые из них пытались избегать идеологических наслоений. На территории монастыря в 1983-1986 гг. проводились археологические исследования под руководством Михаила Рожко. В храме обнаружили захоронения как древнерусского периода, так и более поздних времен (крипты), а также большое количество керамики XIII ст.
После выхода из подполья в 1990 году отцы Василиане начали возвращать ликвидированные монастыри, и только в 1994 году получили от власти Лавровский, где еще до сих пор действует рядом упомянутый интернат. В 1994-1995 гг. здесь возобновлен василианский лицей, где учились ребята старших классов, которые могли заинтересоваться духовным призванием. Первым настоятелем возрожденного монастыря в Лаврове был назначен уже покойный о. Ипполит Пьехунь, ЧСВВ. Потом здесь служили о. Степан Бондаренко, о. Степан Романик, а последние пять лет здесь неутомимо работает молодой василианин о. Николай Ковалишин. Традиционно паломничество происходит на праздник св. Ануфрия, когда в цветении близлежащей природы просыпается молитвенный дух.
Много монастырских помещений еще до сих пор не восстановлено. Это требует значительной финансовой поддержки со стороны Церкви, государства, всех заинтересованных в том, чтобы Лавровский монастырь оставался важным цетром духовности и культуры Бойковского края, а потенциальные платежеспособные туристы смогли найти в туристическом путеводителе интересных мест Львовщины этот уникальный комплекс, где витает дух княжеской эпохи, строгость немецкоязычной школы, отзвук молитв монахов многих поколений.
Фотографии с официального сайта Чина святого Василия Великого в Украине