Лютеране восточного обряда: такие есть только в Украине

10.05.2016, 10:37
Лютеране восточного обряда: такие есть только в Украине - фото 1
31 религиозную общину и миссионерские станицы и 25 священнослужителей насчитывала Украинская Лютеранская Церковь (далее УЛЦ) по состоянию на 1 января 2016 года. Институционная история этой конфессии началась в 1926 году, когда была зарегистрирована Украинская Евангельская Церковь Авгсбургского вероисповедания.

31 религиозную общину и миссионерские станицы и 25 священнослужителей насчитывала Украинская Лютеранская Церковь (далее УЛЦ) по состоянию на 1 января 2016 года. Институционная история этой конфессии началась в 1926 году, когда была зарегистрирована Украинская Евангельская Церковь Авгсбургского вероисповедания.

01.jpg

До конца 1930-х годов в ней было 25 общин, а также миссии – в целом 10–20 тыс. верных. Основателем и руководителем общины украинских лютеран был уроженец Тернопольщины Теодор Ярчук, погибший в 1941 году в застенках НКВД (наиболее вероятно, был расстрелян в Демьяновом лазу недалеко от Станиславова). Многие верные лютеране также были уничтожены в лагерях и в ссылке – Церковь запрещали, храмы и все имущество отобрали. После падения тоталитаризма община, уже под названием УЛЦ, возрождалась практически «с нуля». Учитывая такие сложные исторические обстоятельства, об украинском лютеранстве в Украине знают намного меньше, чем, например, об их немецких собратьях. РИСУ побывала в гостях у тернопольской общины свв. Иоанна и Иакова УЛЦ, где служит пастором Тарас Коковский – управляющий Галицкой епархией УЛЦ, а также активный блогер, литератор и переводчик.

«В межвоенный период наша Церковь называлась Украинская Евангельская Церковь Авгсбургского вероисповедания – аббревиатура УЕЦАВ. Она довольно динамично развивалась в Галичине, – рассказывает Т.Коковский. – Однако уже первые советы начали уничтожать украинское лютеранство, а Теодора Ярчука арестовали, и он погиб в тюрьме в Станиславове. При немецкой оккупации наши общины действовали. Потом, при советском режиме, даже название Церкви со словами «Украинская, Лютеранская» не имело права на существование. Некоторые верные выехали на Запад, некоторые были высланы в Сибирь. Но люди помнили свою принадлежность к лютеранству. Со временем, после обретения Украиной независимости, попытки возрождения украинского лютеранства в Украине предпринял пастор Ярослав Шепелявец (США)».

02.jpg

Конфессиональное лютеранство

Украинское лютеранство начало восстанавливаться на рубеже 1980–1990-х, когда в обществе появилась религиозная свобода. Тогда чрезвычайную роль сыграли богослужебные книги, периодика, которые сохранили верные и жители сел, где когда-то были приходы УЕЦАВ.

«Мы объезжали села, где до войны действовали лютеранские общины, находили спасенное, расспрашивали очевидцев… Этому очень содействовал нынешний епископ УЛЦ Вячеслав Горпинчук и тогдашний ректор семинарии Давид Джей Вебер. Теперь наш тернопольский адрес – улица Генерала Романа Шухевича, 26. Община небольшая – около 100 человек, и пока мы построили собственное здание, то сменили немало арендованных мест. После краха советского тоталитаризма работы на религиозной ниве было очень много», – говорит служитель.

05_xrest.jpg

Ощущалась большая духовная жажда по Божьему Слову. Например, в начале 1990-х украинские лютеране бесплатно распространили 1–1,5 млн экземпляров Библии на украинском языке, напечатанных при помощи украинской диаспоры.

«Люди в те времена искали ответов на сложные вопросы. В то время я был прихожанином УГКЦ, как когда-то Теодор Ярчук и другие пастыри УЕЦАВ, но этих ответов не находил. И однажды пришел в Украинскую Лютеранскую Церковь, – рассказывает Т.Коковский. – Шаг за шагом сформировалось ядро единомышленников, взявшихся за возрождение украинского лютеранства. Мы начали миссионерскую работу, которая охватила Тернополь, Кременец, Киев, Львов, Запорожье… Потом из-за границы приехал миссионер с богословским образованием и начал преподавать теологию – так в Тернополе открыли лютеранскую семинарию Святой Софии, пригласили других преподавателей из-за границы. Это снова-таки увеличило интерес к украинскому лютеранству».

УЛЦ принадлежит к «конфессиональному» или вероисповедному лютеранству – традиционному течению, которое стремится сберечь изначальную традицию этой деноминации, заложенную Мартином Лютером.

«Это то давнее лютеранство, которое не поддерживает либеральные тенденции большинства современных лютеран (и не только), в частности тех, которые объединены во Всемирную лютеранскую федерацию, – отмечает Т.Коковский. – У нас нет женского священства, мы не склонны к толерантности по отношении к гомосексуализму. Мы не говорим, что Святое Писание – «частично Слово Божье» или «не полностью». Стоит заметить, что за названиями многих организаций, которые содержат слово «лютеранская», уже давно стоит что-то другое… Получилось так, что конфессиональных лютеран в мире – островки: в Германии – немногим больше 1000, в Швеции, Финляндии, Норвегии – 300, в Украине – около 1000. Численность либеральных лютеран значительно больше, и это проблема».

06_tabl.jpg 

Сохранение восточной традиции

УЛЦ отличается среди многих других лютеранских общин еще и тем, что она – единственная в мире придерживается византийского обряда. УЛЦ – литургийная Церковь, в которой совершается Служба Божья.

«Когда наши основатели хотели ввести на этих территориях вероисповедное лютеранство, то в то же время они стремились сохранить родной обряд, богослужение на родном языке. Основные церковные праздники мы отмечаем по Юлианскому календарю», – детализирует пастор.

03_kapl.jpg

Украинские лютеране используют адаптированное к вероисповедным нормам конфессии Богослужение св. Иоанна Златоуста. В храмах УЛЦ есть образа и хоругви, которых обычно у протестантов не увидишь.

«Образа – это, прежде всего, побуждение к воспоминанию о том или ином событии, которое касается служения Христа-Спасителя для нашего искупления и спасения», – объясняет пастор.

Служение украинских лютеран сопровождается игрой на музыкальном инструменте, в частности на классическом или электрическом органе.

«Очень любим петь христианские и украинские песни во время больших праздников – в некоторых наших церквах есть целые музыкальные коллективы. Мартин Лютер сам играл на лютне, а среди его друзей были известные на то время композиторы. Пение во время Богослужений мы приветствуем, – рассказывает служитель. – Песни у нас разделены по времени годового церковного календаря и темам (вера, надежда, исповедь, Причастие, Рождество, Пасха и пр.)».

04_past.jpg

Относительно календаря, то, кроме привычных для большинства христиан двунадесятых праздников в УЛЦ есть и особые. Так, здесь находим День народной радости (День Соборности Украины) – 22 января; св. Константина Острожского – 13 февраля; св. Мартина Лютера, доктора и исповедника – 18 февраля; св. Лукаса Кранаха и Альбрехта Дюрера, художников – 6 апреля; св. Аскольда, христианского правителя – 4 июля; св. Яна Гуса, пастыря и мученика. 28 июля украинские лютеране отмечают совместно праздник св. Владимира Великого, просветителя Руси-Украины, христианского правителя, а также св. Иоганна Себастьяна Баха, кантора. Есть в календаре УЛЦ и много святых, которых обычно отождествляют с Католической или Православной Церковью. Это, в частности, св. Иоанн Златоуст, Бонифаций Майнцкий, Бернард из Клерво, св. Климент Римский, св. Амвросий Медиоланский, св. Нестор Летописец и многие другие.

«Если почитания той или иной личности нет в восточной традиции, то мы берем для почитания ту же дату, что на западе, или на Синоде решаем, какую дату установить, – говорит Т.Коковский. – Относительно термина «святой», то под ним следует понимать не только умерших праведников или мучеников, а также живых верующих Церкви Христовой. Святой, согласно Писанию, – это верующий человек, искренне преданный Христу и делу распространения Его Евангелия. Апостол Павел в своих посланиях отмечает, что они предназначаются «святым Церкви такой-то»».

Что характеризует христиан

У украинских лютеран, как и в ортодоксальных Церквах, накануне Пасхи есть Великий Пост или Четыредесятница.

«Пост является хорошим проявлением христианской дисциплины, когда человек, сосредотачиваясь на нем, думает, что не хлебом единым он живет, а Словом Божьим. Пост добровольный. Это напоминание, что, согласно словам из Библии, еда и питье к Богу не приближает. Мы не осуждаем ни тех, кто постится, ни тех, кто не постится, – это выбор верующего человека, и главное, чтобы он основывался на набожности и прославлении Бога, – утверждает Тарас Коковский и цитирует Библию: – Святой Павел говорит: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его… Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога» (Рим. 14:3,6), «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1Кор. 8:8)».

Умеренность, рассудительность и приоритет евангельских истин, по словам лютеранского пастора, являются тем, о чем следует постоянно и везде помнить. Поэтому УЛЦ всегда пытается выстраивать добрососедские взаимоотношения с другими конфессиями, поясняет он.

«Мы все – граждане Украины, живем в Украине, а потому всем нам нужно хорошо понимать, что украинским патриотом является не кто-то исключительный, а каждый, кто живет в Украине, работает для Украины и молится за Украину. Так мы, когда проводим какие-то обучения или акции, стараемся действовать так, чтобы люди не видели конфессиональных разногласий. Есть конфессии больше, есть меньше. И большие должны относиться к меньшим с уважением, потому что последние – это тоже ближние, которых следует любить. Мы живем на общей территории, у нас общий дом, а дома должен быть мир, добро и согласие», – говорит Т.Коковский.

09_dyt.jpg

Жизнь общины, социальные проекты

Общины УЛЦ, как говорит пастор, существуют на пожертвования верующих. Десятину платить призывают, но это не обязанность, а скорее благочестивое пожелание. Ведь можно дать больше, чем десятину, разве нет? А Господь, который щедро дает, без сомнения, вернет сторицей, – продолжает он.

«Стараемся жить активно, – говорит пастор уже об образовательных и социальных проектах в приходе. – Каждое воскресенье у нас воскресная школа, для которой я готовлю тематические уроки. Периодически готовим с детьми открытки для наших защитников на Востоке. Социальная миссия в УЛЦ действует, но отдельно она не выделена, а включена в жизнь общин. Особенно активной благотворительная деятельность УЛЦ была в 1990-х, когда при участии украинских лютеран был основан благотворительный фонд «Дар жизни» со штаб-квартирой в Тернополе. Этот фонд сегодня существует благодаря добровольным пожертвованиям конфессиональных лютеран США и жертвователей – граждан Украины. У него есть медицинская клиника на колесах, которая на заре независимости первой оказала бесплатную помощь ВМС Украины в Крыму. В целом, за время своего существования клиника оказала стоматологическую, терапевтическую, педиатрическую помощь нескольким десяткам тысяч людей в Украине независимо от их религиозной принадлежности и других факторов».

07_vyd.jpg

УЛЦ активно выступает в защиту человеческой жизни, против абортов. Церковная община издает книги и периодику: основана серия комментариев к книгам Библии для мирян, переведен целый ряд трудов иностранных богословов, в частности Мартина Лютера. Большая часть изданного распространяется бесплатно с призывом жертвовать средства на новые публикации.

«Наши пасторы сегодня могут уже сами преподавать все предметы образовательного курса семинарии, но пока нам хватает подготовленных ранее служителей, других будем готовить в соответствии с потребностями. Церковь развивается – открываем новые миссионерские станицы. Одни из недавно основанных – в Ровно и Хмельницком, – продолжает Т.Коковский. – Нам нужно делать церковь доступной для людей. Я хочу, чтобы как можно больше людей пришли к нам и увидели, какие мы, кто мы, чтобы рассказали об этом своим приятелям и друзьям. Мы заинтересованы, чтобы о нас знали как можно больше правды. Потому что когда знают правду, то не придумывают басней на подобии той, что у лютеран нет Святого Причастия и пр.».

08_knyhy.jpg

Владимир МОРОЗ

Фотографии РИСУ