Место для креста

05.07.2011, 17:24
Место для креста - фото 1
Крымский премьер Василий Джарты, за полтора года во главе автономии, уяснил – залогом привлечения инвесторов является межрелигиозная стабильность. В наследство ему достался сплетение не разрешаемых на первых взгляд проблем

Василию Джарты предстоит большая работа по нейтрализации межрелигиозной напряженности«Крестоповал» по-крымски

Крымский премьер Василий Джарты, за полтора года во главе автономии, уяснил – залогом привлечения инвесторов является межрелигиозная стабильность. В наследство ему достался сплетение не разрешаемых на первых взгляд проблем. Многие из них прямо или опосредованно касались крымских татар. Нежелание местных властей выделять земли одному из коренных народов полуострова, как для индивидуального жилищного строительства, так и для возведения Соборной мечети в Симферополе, провоцировали акции протеста со стороны и меджлиса, и общественных организаций.

Джарты, который поначалу не мог найти общий язык с меджлисом, сумел договориться с лидерами крымских татар.Постепенно начала решаться проблема самозахватов, а земля под строительство главной мечети, выделения которой Духовное управление мусульман Крыма добивалось семь лет, была предоставлена.

Этим обнадеживающим решениям предшествовала многолетняя конфронтация, ее последствия до сих пор не преодолены. В Крыму всё еще хорошо помнят события десятилетней давности, когда необдуманные действия Крымской епархии Украинской православной церкви Московского Патриархата привели к серьезным столкновениям на межрелигиозной почве. Тогда по инициативе епархии под предлогом подготовки к празднованию 2000-летия христианства при въездах в различные населенные пункты стали появляться кресты. Один из них инициаторы установили на месте старинного крымскотатарского кладбища в поселке Морское под Судаком. В результате возмущенные местные жители из числа крымских татар его повалили, а затем последовали столкновения между православными и мусульманами. Подобные события имели место в течение нескольких месяцев 2001 года в разных районах полуострова, тогда же в обиходе крымчан появился новый термин – «крестоповал».

Следует отметить, что после «горячих» 2000-х представители Крымской епархии УПЦ (МП) неоднократно возвращались к идее установки православных символов в том или ином месте, но любые несогласованные попытки осуществить задуманное наталкивались на сопротивление мусульман. В 2005 году в с. Новостепном Джанкойского района прихожане православной церкви установили крест у трассы Харьков-Симферополь, но по   он был убран по указанию тогдашнего главы местной райгосадминистрации. В прошлом году в с. Вилино Бахчисарайского района ранее установленный на въезде крест сами же инициаторы после вмешательства крымских татар перенесли на территорию храма.

Урок не впрок

Казалось, что опыт прошлых лет, а также договоренность между руководством крымской епархии и лидерами мусульман полуострова исключают повторение борьбы за кресты.  Но последние события под Феодосией еще раз подтвердили давно известное: история учит, что она ничему не учит.

4 мая, в канун Дня Победы и в честь воинов 51-й армии, павших в годы Великой Отечественной войны, представители Феодосийского регионального казачества ВОО «Украинское реестровое казачество», не имея то каких-либо согласований, самовольно установили поклонный крест на территории Береговского сельского совета (трасса Феодосия – Джанкой). По словам организаторов, именно на этом месте проходили жестокие бои Красной армии с противником. Примечательно, что Крымская епархия УПЦ (МП) отказалась освящать этот крест. Поэтому такую ответственность  взял на себя священник Русской зарубежной православной церкви отец Илларион.

В Духовном управлении мусульман Крыма указанную акцию казаков назвали политической и преследующей провокационные цели накануне траурных мероприятий по случаю Дня депортации крымскотатарского народа из Крыма. «Очевидно, что этот повод используют определенные политические силы – это не имеющая отношения к религии политическая акция, целью которой является дестабилизация межнациональных и межконфессиональных отношений на полуострове накануне 18 мая – дня траурного митинга, собирающего десятки тысяч крымских татар на центральной площади Симферополя», — говорилось в заявлении ДУМК. Руководство республики также назвало установку поклонного креста провокацией, направленной на дестабилизацию ситуации в Крыму. «Это чистой воды провокация: создать прецедент, для того чтобы на территории Крыма была нестабильная ситуация, но, к счастью, им это не удалось», — заявил журналистам сразу после траурного митинга 18 мая Василий Джарты.

Мусульмане потребовали убрать православный символ, чтобы не оскорблять чувства проживающих здесь последователей других религий. Но инициаторы не только не отказались убирать крест, но и оградили его колючей проволокой, а также установили рядом палатки для круглосуточного дежурства казаков. Во избежание очередного конфликта на межрелигиозной почве, 6 мая Совет министров Крым вместе с сельским советом Берегового обратились с исками в Хозяйственный суд АРК с требованием «обязать феодосийское региональное казачество освободить незаконно занятый земельный участок и снести незаконно установленный православный символ – поклонный крест». Спустя две недели суд удовлетворил требования истцов.

А 1 июля, около 5 утра представители подразделения принудительного исполнения решений ОГИС Главного управления Министерства юстиции в Крыму демонтировали незаконно установленный крест, после чего конструкцию перевезли в феодосийский храм Архангела Михаила. На следующий день около 100 человек забрали крест из храма и пешком направились к месту демонтажа. Однако там их уже ждали более трехсот сотрудников отряда спецназначения «Беркут» и внутренних войск. «На неоднократные законные требования работников милиции остановиться и прекратить противоправные действия участники акции не отреагировали, продолжили движение и осуществили попытку преодолеть милицейскую цепь с применением силы, в результате чего возникло столкновение», — сообщили по этому поводу в отделе связей с общественностью Главного управления МВД в Крыму. По данным милиции, 9 человек получили травмы различной степени тяжести. По информации участников конфликта, «серьезные ранения: сотрясение мозга, переломы рук» - получили15 человек, некоторые из них находятся в местной больнице в тяжелом состоянии. Еще 10 человек во время потасовки были задержаны милицией, однако после того, как представители казачьих организаций перекрыли дорогу автозакам, их освободили. После этого между противоборствующими сторонами состоялись переговоры при участии мэра Феодосии Александра Бартенева и начальника крымской милиции Сергея Резникова. По итогам встречи была достигнута договоренность «о решении конфликтной ситуации в правовом поле». Крест был вновь вывезен на территорию храма Архангела Михаила и передан на ответственное хранение «на срок сбора необходимых документов для его законной установки в дальнейшем».

Едва ли крест вернется на прежнее месте. Лидер меджлиса крымскотатарского народа Мустафа Джемилев дал понять, что компромисса  в этом вопросе быть не может. «Я не знаю, какой может быть компромисс, мы можем только посоветовать им отвезти этот крест в Рязань и там поставить», — заявил он. Глава меджлиса также одобрил действия силовиков: «Это движение в правильном направлении, потому что если бы они не убрали этот крест, то крымские татары вынуждены были бы сами его убирать, тогда получился бы межнациональный конфликт, а так сотрудники правоохранительных органов выполнили решение суда».

Хотя Василий Джарты подтвердил решимость жестко останавливать попытки разжечь межрелигиозное противостояние, в других районах Крыма возвышаются поклонные кресты, установленные в местах смешанного проживания христиан и мусульман. В конце марта в поселке Родниковое Симферопольского района на месте закладки камня и памятной капсулы для начала строительства православного храма в честь равноапостольных Кирилла и Мефодия также были установлены православные кресты. Против строительства и установки  символов выступили представители местного регионального меджлиса и мусульманской общины «Чокрак». Свое возражение они изложили в обращении к властям республики. Ответа нет до сих пор.

"Umma Inform", 5 июля 2011 года