Митрополит УАПЦ Макарий: «Начиная от людей из Администрации Президента и заканчивая клерками низшего уровня, все советуют нам слиться с Киевским Патриархатом»
Митрополит МАКАРИЙ (Малетич) в конце февраля этого стал местоблюстителем Предстоятельской кафедры УАПЦ. Церковь, доставшаяся ему в наследство от предшественника, находится не в лучшем состоянии – разделена, рассорена. Архиереи с недоверием относятся друг к другу, священники не признают своих епископов, миряне дезориентированы. Все это нужно скрепить, реформировать. Первые шаги в этом направлении Митрополит уже сделал. И, как это часто бывает в таких случаях, сразу вызвал недовольство.
О том, каким образом владыка Макарий собирается наводить порядок в Церкви, о непростых отношениях УАПЦ с властью, об объединении и о его отношении к резонансному поступку Игоря (Исиченко) – в нашем разговоре.
– Владыка, как Вы оцениваете нынешнее состояние УАПЦ, что в наследство Вы получили?
– В наследство перешла Церковь, в истории которой были разные моменты: и подъемы, и падения. Церковь наша живет, молится, ведет людей к спасению и даже расширяется. Наши приходы есть в Славянске, Одессе, наши храмы строятся в Херсоне, в других городах, в частности в Днепропетровске. Хоть и не много, но у нас есть приходы по всему государству.
Более 14 лет УАПЦ руководил Митрополит Мефодий. Хотел бы избежать оценок деятельности предшественника. Он, очевидно, имел свои достоинства и недостатки, как и каждый человек. Время покажет – пользу или вред он принес Церкви, а люди вынесут свой справедливый приговор.
– Какие у Вас были отношения с Митрополитом Мефодием?
– Не сказал бы, что отношения были очень хорошие. У Предстоятеля был один недостаток – брал на себя слишком большую ответственность и, ни с кем не посоветовавшись, принимал решения. Так, без ведома правящего архиерея он мог наградить священника, мог рукоположить епископа на свое усмотрение без согласия Собора, а остальных лишь поставить в известность. Сейчас такие решения вылазят боком.
– Будете менять такой стиль работы? Какие еще первоочередные шаги планируете сделать?
– Первые шаги я уже сделал. Нужно заметить, что я лишь местоблюститель Предстоятельской кафедры. Может так случиться, что меня не изберут руководителем УАПЦ. Это должен решить Собор, который состоится где-то в первых числах июня и будет приурочен к 25-летию со дня избрания нашего первого Патриарха Мстислава. Но чтобы Собор достойно провести, мы, прежде всего, должны знать количественный состав нашей Церкви. Должны знать, что за люди представляют УАПЦ, чем они занимаются. Поэтому с первых дней своего руководства я попросил всех епископов предоставить данные о количестве приходов, которые им подчинены, данные о количестве священников. Провожу такую себе инвентаризацию. К большому сожалению, в Патриархии нет никаких точных ведомостей об этом.
Как это ни печально, но мы сейчас даже не знаем точное количество приходов УАПЦ. Эта проблем, кстати, характерна и для других Церквей – УПЦ КП, УПЦ (МП) и УГКЦ. Потому что есть реальные приходы, а есть номинальные – на бумаге. Такая вот статистика. Хотелось бы иметь не бумажные, а реальные приходы с живыми людьми, священниками.
– Наведение порядка часто вызывает недовольство. Может так произойти, что недовольные начнут критиковать, протестовать, плести интриги… Вы к этому готовы?
– Недовольные уже есть. Но я считаю, что Церковь должна быть Церковью, а не частным предприятием. В конце концов, даже на предприятии, где руководитель сам придерживается порядка и призывает к этому других, такая фирма всегда будет успешной и никогда не обанкротится.
Если мы хотим объединения, должна быть дисциплина и четко выстроенная иерархическая система. Я с первых дней сказал, что теперь ставропигиальных священников в УАПЦ, которые подчиняются Предстоятелю в обход правящего архиерея, не будет.
Особенно много таких священнослужителей появилось за время руководства УАПЦ Митрополита Мефодия. Правда, так называемые охранные грамоты были еще при Патриархе Димитрии, но во времена Митрополита Мефодия это явление получило массовый характер.
Не понравился какому-то священнику епископ, пошел к Предстоятелю, пожаловался, и тот дал ему право подчиняться напрямую. Подобное вызывает в Церкви хаос и подрывает авторитет епископата. Поэтому от такой практики следует отказаться. Кому-то это не нравится. Уже раздаются голоса, что в случае ликвидации ставропигии пойдут в Киевский Патриархат. Кто-то заявляет, что при желании создаст свою епархию. Ну что ж, если кто-то имеет такую возможность, пусть основывает епархию. Но в таком случае священник, создающий новую структуру, должен регистрировать ее на свою церковь, основывать кафедральный собор и принять нашего епископа. Нет проблем. Однако, если в каком-то районе соберутся два-три священника, в другом еще несколько и все вместе хотят создать епархию, то на такое я не пойду. В Церкви должен быть порядок. Когда-то наш Патриарх Мстислав говорил: наведите порядок, признайте сами себя и тогда вас все признают.
– До последнего времени существовала практика перехода недовольных священнослужителей из одной юрисдикции в другую. Вред она, кажется, приносила обеим сторонам. Вот и сейчас Вам уже угрожают убежать в случае реформ в УПЦ КП. Готовы ли Вы первым ликвидировать это явление, не принимать в УАПЦ блуждающих архиереев и священников?
– Нужно, чтобы первые лица в Церкви на это пошли. Потому что, когда они нарушают церковные каноны, то тяжело говорить об установлении правил. Когда Предстоятель принимает епископа без согласия другого – это есть нарушение канонов.
– Позволю себе напомнить, что несколько месяцев назад УАПЦ приняла в свои ряды епископа УПЦ КП. Ему Патриарх Филарет запретил определенное время священнодействовать за то, что он позировал перед фотокамерой с оружием в руках. Но епископ с таким решением не согласился, с демаршем вышел из Киевского Патриархата и оказался в вашей Церкви.
– Вы знаете, я был против принятия этого епископа. Я объяснял свою точку зрения собратьям, говорил, что панагия и пулемет – несовместимые вещи. Не послушали. Я сам дважды был в зоне АТО, был под Песками. В Авдеевке, Счастье. Но автомат в руки не брал, хотя если бы попросил, то мне бы дали бойцы пострелять из него. Я не нуждаюсь в такой рекламе и то, что вредит имиджу Церкви, не буду делать.
Что касается переходов. Если мы откажемся от практики приема недовольных, а другая сторона нет, то пользы с этого не будет. Нужно, чтобы две стороны приняли такое решение одновременно. Если другая сторона будет нарушать каноны, а я буду придерживаться обязательств, тогда получу шквал критики со стороны епископов, священников, мирян. Скажут, договаривайтесь с другой стороной. Кстати, такое соглашение уже было: не принимать без согласия правящего архиерея. Однако его не придерживались.
– В УАПЦ есть епископы, которые имеют в своем подчинении один-два прихода. Какова их роль в Церкви?
– По моим данным таких епископов в Церкви нет. Есть один епископ Геронтий, у которого есть монастырь. Это прискорбно.
Как я уже говорил, мы хотим провести инвентаризацию, чтобы установить точное количество реальных приходов в каждой епархии. Насколько мне известно, сейчас нет такого епископа, чтобы имел один-два прихода. Тот же Закарпатский епископ, о котором Вы упоминали, подал данные на 40 приходов, хотя говорят, что у него реальных где-то 10–12 приходов, а то и меньше.
Наибольшая наша епархия – Львовская. Но и здесь тоже есть такие приходы, которые подчинялись напрямую Митрополиту Мефодию. Я еще не знаю, вернутся ли они во Львовскую епархию или отойдут в вольное плавание. Пусть сами определяются.
– Как Вы прокомментируете решение архиепископа Харьковско-Полтавской епархии Игоря (Исиченко) относительно поиска евхаристического единства с УГКЦ? Это стало для Вас неожиданностью?
– Каждый человек имеет право выбора. Архиепископ Игорь сделал свой. Что тут комментировать. Это прискорбно. Но это выбор. Убеждать его не делать этого я не стану. Слишком поздно. Это отец может убеждать сына или дочку пока те маленькие, но не архиерей архиерея.
– После Вашего избрания Вы разговаривали с владыкой Игорем?
– Нет, контакта между нами не было. Он написал письмо, пригласил на свой епархиальный собор священнослужителей из Львовской архиепархии. Мы сделали шаг навстречу.
– В некоторых храмах УАПЦ на службе поминают Патриарха Варфоломея, демонстрируя желание быть в единстве с Константинополем. Однако с другой стороны такой взаимностью не отвечают. Каким образом будете наводить мосты со Вселенской Патриархией?
– Патриарх Вселенский знает, что мы его поминаем. Путь единения не простой, мы много чего потеряли. Сейчас хотим восстановить то, что у нас уже было в 90-х годах во времена Патриарха Мстислава. Понятно, нам не удастся сейчас попасть под омофор Патриарха. Но мы можем попытаться восстановить евхаристическое единство с православными диаспоры. Напомню, что когда-то, кроме Патриарха Мстислава, к нам приезжали владыки Антоний, Константин и служили с нашими священниками. В последний раз это был еще в 2000-м году.
Мы, как епископы, не принимали участия, но владыка сослужил с нашими священниками. Поэтому мы стремимся восстановить то положение.
Другого направления, кроме Константинополя, у нас нет. Не в Москву же нам возвращаться!
С другой стороны, мы понимаем, насколько сложен этот путь. И сколько преград нам будут ставить на нем представители других конфессий, власть, предлагая другие варианты.
Власть будет делать все, чтобы не допустить объединения с православными украинцами из диаспоры. Это очень больно и прискорбно. Но мы должны зацепиться за что-то. Этим центром является Константинополь. И я не отступлю от этого.
– А что предлагает власть?
– Власть предлагает объединение с УПЦ КП.
– Кого Вы имеете в виду, когда говорите «власть»?
– Начиная от людей из Адимнистрации Президента и до чиновников из Департамента по делам религий – все они рекомендуют нам слиться с Киевским Патриархатом. Не исключено, что и Президент так думает. Это чувствуется. Даже когда разговариваешь с клерками низшего уровня. Музейные работники тоже советовали нам объединиться с Патриархом Филаретом
– Патриарх Филарет сейчас на пике славы. О необходимости объединения между УАПЦ и УПЦ КП говорят сегодня и религиозные эксперты, и обычные люди. Кстати, Ваши миряне не говорят Вам об этом?
– Простые люди на это реально смотрят. Не так, как священники. Я на днях провел епархиальный совет, дал возможность высказаться каждому об объединении и, знаете, услышал разные мнения. За объединение все, но не за присоединение. Еще Ющенко, когда он был Президентом и затеял объединение, я говорил, что выход есть. Чтобы не повторить 1992 год, для объединенной Церкви нужно выбрать название – УАПЦ КП. На собрании большинство деканов тоже высказалось за такое предложение и за такое название.
– Какой смысл менять лишь название?
– Смысл будет в том, что когда будем иметь одно название, это объединит священников двух конфессий. Представители власти предлагают сохранить два: название КП и второе для местного употребления – УАПЦ. Но это породит еще больший хаос и повторит то объединение, которое было в 1992 году.
– Так что, наибольшее расхождение в названии?
– Да. Не знаю, смогут ли чиновники уговорить Патриарха Филарета, чтобы название «автокефальная» сохранить.
– Есть ли среди священников УАПЦ те, кто рассматривает возможность возращения к диалогу с УПЦ (МП)?
– Нет, таких нет. Но там уже есть епископы, которые согласны были бы объединиться с УАПЦ, если у нас будет евхаристическое единство с диаспорными православными.
– УАПЦ могла бы избежать многих проблем, если бы вела активную информационную политику. Иногда о деятельности вашей Церкви веряне узнают из официальных сайтов других конфессий. Как планируете наводить порядок в этой сфере?
– Мы понимаем, что мир живет по принципу: если ты не присутствуешь в СМИ, то тебя не существует. Поэтому УАПЦ многое утратила из-за недостатка правдивой информации о себе. Сейчас стараемся понемногу наверстать упущенное. Так, Львовская епархия и деканаты уже имеют свои интернет-страницы. Когда-то у нас был общецерковный сайт, теперь его возрождаем. Думаю, после праздников он заработает. Если епархия и добрые люди помогут, буду выпускать и газету.
– Где Вы теперь будете жить: в Киеве или во Львове?
– Сейчас много времени провожу в столице. Жил там три недели и занимался проблемами, связанными с Андреевской церковью. Это визитка столицы и нашей Церкви, поэтому она должна выглядеть как писанка.
Раньше я не часто ездил в Киев. Когда в феврале приехал на похороны Предстоятеля, осмотрел церковь, а как увидел входные двери собора, то ужаснулся – иногда в домах простых селян двери лучше выглядят. Все облезлое, краска слетает, шпаклевка обсыпается. Пришел на первую встречу и говорю: «Бойтесь Бога! Делегации, люди сюда приходят со всей страны и из-за рубежа…» А они в ответ – нет средств. Тогда решили, что они будут искать хороших мастеров, а я – деньги. Чтобы не покупать инструмент, привез им со Львова фены, которыми здесь сам пользовался.
Андреевская церковь очень красивая, но и внутри тоже облезлая, нужно ремонтировать. Буду обращаться к людям, чтобы помогли эту церковь привести в надлежащее состояние. В свое время я построил 127 храмов здесь и в Таврийской епархии еще 14, так что помогу вместе с неравнодушными украинцами отреставрировать и Андреевскую церковь.