Московский Патриархат и Святой Престол на пороге кризиса в отношениях
Представитель церковной дипломатии разъясняет требования РПЦ к Ватикану по поводу греко-католиков
Московский Патриархат призвал Ватикан вернуться к обсуждению проблемы унии восточных христиан со Святым Престолом. Такое заявление сделал председатель Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) 19 сентября на встрече с префектом Конгрегации по делам Восточных Церквей Римско-Католической Церкви кардиналом Леонардо Сандри. Чем события в Украине грозят сотрудничеству двух христианских конфессий, обозревателю «НГР» Владиславу МАЛЬЦЕВУ рассказал секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (ИГУМНОВ).
– Отец Стефан, в связи с чем Церкви вернулись к обсуждению проблемы греко-католиков?
– Тема унии, которая когда-то уже находилась на повестке православно-католического диалога, вновь обрела острую актуальность в связи с событиями в Украине, где Украинская Греко-Католическая Церковь (УГКЦ) выступила в качестве одной из активных участниц политического противостояния, в том числе пытаясь привнести религиозное измерение в гражданский конфликт.
Когда на улицах Киева и других городов Украины уже лилась кровь и появились первые жертвы, из уст епископов и священников УГКЦ звучали призывы, которые побуждали к эскалации насильственных действий. В союзе с разного рода раскольническими и псевдоцерковными структурами они поддерживали и идейно вдохновляли в том числе крайние националистические группировки. Нередко агрессивные высказывания представителей УГКЦ непосредственно были направлены против Православной Церкви. Как известно, объектами насилия со стороны вдохновляемых униатами и раскольниками националистов уже стали многие православные священники и члены их семей.
Характерно, что даже в те дни, когда с таким трудом было установлено хрупкое перемирие на востоке Украины, УГКЦ не отказалась от агрессивной риторики. Так, например, 10 сентября ее Священный Синод опубликовал заявление, в котором содержались высказывания, прямо провоцирующие дальнейшее разжигание конфликта.
Конечно, в подобных действиях содержится угроза не только для будущего Украины, но и для перспектив развития православно-католических отношений. Данная ситуация возвращает к памяти атмосферу 1990-х годов, когда имела место трагедия в Западной Украине и в ряде стран Восточной Европы, связанная как раз с тем, что униаты, воспользовавшись политическими переменами, стали осуществлять захваты православных храмов, преследовать и убивать священников. В тот период отношения между Православной и Католической Церквами переживали серьезный кризис и были на грани разрыва.
– Каких конкретных шагов РПЦ ждет от Ватикана?
– УГКЦ является одной из Восточных Католических Церквей, находящихся в составе Римско-Католической Церкви по принципу унии. В Средние века уния стала специальным проектом Ватикана, направленным на вовлечение в сферу его влияния Православных и древних Восточных Церквей. С этим явлением связано много трагических страниц в истории отношений между католиками и православными, причем не только в Украине, но и в других странах Европы и на Ближнем Востоке. Некоторое время назад тем не менее могло показаться, что эти страницы остались в прошлом. Однако агрессивные действия украинских греко-католиков вновь внесли определенное напряжение в отношения между православным и католическим мирами.
Следует отметить, что священноначалие Римско-Католической Церкви не выражает прямой поддержки соответствующим действиям УГКЦ. Однако продолжение этих действий и их характер свидетельствуют о недостаточном внимании Ватикана к данной проблеме, о некоторой недооценке ее значения для будущего православно-католических отношений.
Вероятно, представителям УГКЦ стоит по-братски напомнить, что одним из важнейших аспектов земного служения Церкви в силу самой ее природы является миротворчество. Церковь не призвана к тому, чтобы давать политические оценки, предметом ее забот не может быть смена государственного курса или общественного строя, тем более через призывы к насилию и террору. Она обязана выступать лишь с нравственных позиций, исходя из того, что ее миссия – вести людей ко спасению во Христе в единении и любви друг с другом.
– Предлагается ли принятие каких-то совместных документов или деклараций по этому поводу?
– Тема унии была вынесена на обсуждение в рамках православно-католического диалога еще на рубеже 1980–1990-х годов.
Ее рассмотрение происходило как на двусторонних встречах между отдельными поместными Православными Церквами и Ватиканом, так и на уровне общеправославно-католического диалога. Тогда был согласован ряд совместных решений. Особое значение имел документ, принятый Смешанной комиссией по богословскому диалогу между Православной и Римско-Католической Церквами в 1993 году в Баламанде (Ливан), в котором обе стороны признали, что уния не только не способствовала сближению, но привела к еще большему отчуждению между православными и католиками. Это был документ общего характера, в котором высказывалась принципиальная позиция двух Церквей по проблеме унии. В 2000 году на пленарной сессии Смешанной комиссии в Балтиморе (США) предполагалось принятие следующего документа, где рассматривалась бы уже конкретная практическая составляющая этой проблемы, учитывая тот факт, что Восточные Католические Церкви (по-другому называемые униатскими) несут свое служение в основном на исконной канонической территории соответствующих Православных Церквей. Тогда этот документ не был принят, состоялось только его обсуждение. Затем рассмотрение данного вопроса было вовсе приостановлено.
Сегодня, как мы видим, тема унии вновь стала актуальной. Поэтому Русской Православной Церковью было внесено предложение вернуться к ее обсуждению в рамках работы Смешанной комиссии по богословскому диалогу. Соответствующее пожелание было высказано главой нашей делегации митрополитом Волоколамским Иларионом на пленарном заседании Смешанной комиссии, состоявшемся 16–22 сентября текущего года в Аммане (Иордания).
– Идет ли речь о возврате к обсуждению отложенных в 2000 году документов?
– Полагаю, что за основу обсуждения вполне могут быть взяты наработки, сделанные в 1993–2000 годы.
– Последовала ли какая-то реакция на это заявление со стороны представителей Ватикана?
– Предложение обдумывается, конкретного решения по нему пока нет. При этом важно учитывать, что отношения между Православной и Римско-Католической Церквами в последние годы находятся на подъеме, в том числе и двустороннее взаимодействие Московского Патриархата с Ватиканом. Активно развивается наше сотрудничество во многих сферах – социальной, миротворческой и иных. Обе Церкви стоят перед лицом одинаковых вызовов, и это побуждает к проработке широкой повестки совместных действий. Именно в этом контексте и раздаются призывы священноначалия нашей Церкви к руководству Римско-Католической Церкви о том, чтобы деструктивная позиция украинских греко-католиков вновь не привела к отчуждению между Православной и Католической Церквами, к снижению того уровня сотрудничества, который наметился в последние годы и столь востребован сегодня. Нельзя допустить, чтобы в отношения между нами вернулась атмосфера 1990-х годов.
– Когда планируется вновь вернуться к обсуждению этой темы?
– Следующее заседание в рамках православно-католического диалога состоится в 2015 году на уровне Координационного комитета Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной и Римско-Католической Церквами. Нельзя исключить, что Русская Православная Церковь будет настаивать на возвращении к обсуждению темы унии.