МЫСЛИ: Василий Погребняк. ЗАГОВОР КРАСНЫХ МИТРОПОЛИТОВ. Об идейных причинах «красного путча» в УПЦ МП
Не так давно многих верующих и неверующих украинских граждан буквально шокировали верноподданнические политические заявления в адрес бывшего подполковника КГБ, а ныне премьер-министра РФ В. Путина, прозвучавшие из уст одного из влиятельнейших архиереев Украинской Православной Церкви (Московского патриархата) (УПЦ МП) митрополита Агафангела (Саввина) Одесского и Измаильского.
Не так давно многих верующих и неверующих украинских граждан буквально шокировали верноподданнические политические заявления в адрес бывшего подполковника КГБ, а ныне премьер-министра РФ В. Путина, прозвучавшие из уст одного из влиятельнейших архиереев Украинской Православной Церкви (Московского патриархата) (УПЦ МП) митрополита Агафангела (Саввина) Одесского и Измаильского. Осудив российских граждан за оппозицию нынешней власти РФ, украинский архиерей, являющийся одновременно депутатом Одесского областного совета, заявил буквально следующее: "Только с В.В. Путиным у русских людей, оказавшихся не по своей вине за пределами Российского государства и брошенных "демократами", а также у всех людей доброй воли, проживающих на территории стран СНГ и осознающих, что наша сила и само наше выживание - только в единстве, связаны обоснованные надежды на восстановление исторической справедливости, на новую интеграцию, основанную на тысячелетнем богозаповеданном единстве Святой Руси".
По словам митрополита, российская оппозиция пытается преступно "отстранить от власти лидера национального и государственного возрождения великой России Владимира Владимировича Путина". "Попытка осуществления "цветного" сценария в Москве - это удар в самое сердце Святой Руси. Идеологи Болотной площади стремятся затопить своим болотом всю Русь, вернуть времена хаоса и окончательно похоронить надежду на воскрешение Великой России", - утверждает "первенствующий член" Синода УПЦ МП.
Это не первое политическое выступление митрополита Агафангела. И не первая попытка поддержать того или иного одиозного политического лидера. Кто следил за церковно-политическими процессами в конце 1980-х – начале 1990-х гг., хорошо помнит, как именно митрополит Агафангел (Саввин), будучи тогда народным депутатом Украины, с трибуны Верховного Совета УССР 4 июня 1990 г. активно убеждал депутатов избрать председателем парламента первого секретаря ЦК КПУ Владимира Ивашко. И тогда в адрес главы компартии УССР митрополит Агафангел использовал практически те же эпитеты и аргументы, что и ныне во время президентских выборов в России. Возмущение многих народных депутатов вылилось тогда в скандирование митрополиту "ганьба!", а один из депутатов не выдержал и даже сбросил с его головы белый клобук, в знак протеста против кощунственной агитации от имени Церкви.
Следует отметить, что подобные прокоммунистические выступления митрополита Агафангела в начале 1990-х гг. очень сильно способствовали разочарованию многих украинцев в православии и их переходу в УГКЦ. Это действительно была подлинная дискредитация Православной Церкви в Украине, причем руками православного же архиерея. "Красного архиерея", как его тогда называли многие. Украинская пресса в те годы неоднократно писала о митрополите Агафангеле как о "агенте КГБ" и даже "члене КПСС", чего архиерей даже не пытался опровергнуть.
Свою тесную связь с КПУ и полную поддержку коммунистического режима митрополит Агафангел никогда не скрывал. Его позиция неоднократно менялась - в соответствии с изменением генеральной линии КПУ. Входя в прокоммунистическую парламентскую "группу 239", он выступал против независимости Украины, агитировал во время всесоюзного референдума за сохранение СССР и поддержал в 1991 г. ГКЧП, а после провала путча и распада СССР, вместе с коммунистами из "группы 239", проголосовал за Акт о независимости Украины.
7 августа 1991 г. митрополит Агафангел (тогда Винницкий и Брацлавский) решением Священного Синода УПЦ МП был переведен на Ивано-Франковскую кафедру. Однако такое решение вызвало бурю протестов прикарпатских православных верующих и духовенства. Многие из них, не желая подчиняться новоназначенному "красному митрополиту", ушли в УАПЦ или УГКЦ. В результате митрополит Агафангел так и не смог вступить в управление мятежной Ивано-Франковской епархией, после чего в сентябре он решением Синода был уволен на покой, а в 1992 г. возвращен на Винницкую кафедру. С 20 июня 1992 г. он митрополит Одесский и Измаильский.
С тех пор минуло уже 20 лет. Однако, на удивление, митрополит Агафангел остался верен своим идеалам и принципам. Как и двадцать лет назад, он активно выступает за восстановление СССР в любых его формах, а также в поддержку коммунизма и КПУ. Так, в книге "Коммунисты и православие в Украине" (Киев, 2002) митрополит Агафангел (Саввин) утверждает, что православные и коммунисты "являются единомышленниками". По его словам, призывы Коммунистической партии "согласуются с проповедуемой Церковью евангельской любовью и добродетелью". Более того, говоря о УПЦ МП и КПУ, митрополит Агафангел заявил: "Мы едины" (см.: Симоненко П. Коммунисты и православие в Украине. – К., 2002 г. – Сс. 3-7).
По сути, тождество коммунизма и христианства, единство коммунизма и православия – это и есть главное вероисповедное кредо митрополита Агафангела, которое он пронес через все годы своей деятельности. В этом он действительно последователен и принципиален, в отличие от многих бывших коммунистов, которые с распадом СССР поспешили "перестроиться" и "перекраситься". И это потому лидер украинских коммунистов П. Симоненко особенно гордится близкой дружбой с митрополитом Агафангелом, как с идейным "единомышленником" (см.: Симоненко П. "Коммунисты и православие в Украине").
Аналогичные прокоммунистические симпатии неоднократно в интервью СМИ высказывал и другой влиятельный иерарх УПЦ МП – наместник Киево-Печерской лавры митрополит Павел (Лебидь), который в 2008 г. даже выдвигался в депутаты Киевсовета от КПУ. Тогда вокруг кандидатуры Павла разгорелся настоящий скандал, так как оказалось, что свою кандидатуру в Киевсовет он выдвигал одновременно и по списку "Партии регионов".
Было ли случайностью, что влиятельнейший архиерей УПЦ МП выдвигался по спискам Коммунистической партии? Еще в августе 2007 г. в интервью официальному сайту КПУ, опубликованном под названием "Наместник КПЛ: комунистов я уважаю", иерарх признался: "Я и в прошлом к коммунистам относился с большим уважением. Почему? Потому что у них была цель!... И сегодняшние коммунисты меня совершенно не смущают… В чем я еще поддерживаю коммунистов? В том, что я, как и они, более склонен к тому времени, когда у нас была дисциплина… Это сейчас мы порицаем, мол, вот такая нехорошая была власть. Да, была такая власть, но ведь и люди в этой власти были разные… Да, было много расстреляно священников! Но, опять же, почему? Вероятно, за грехи наши! Поэтому еще раз повторю, что и тогда, и сейчас я отношусь к коммунистам с большим уважением. Особенно к нынешним коммунистам: и к Петру Николаевичу, и к его единомышленникам, к однопартийцам, к его коллегам. При этом я понимаю, как им сейчас приходится сложно".
В том же 2008 г., в преддверии местных выборов, в день памяти 90-й годовщины убиения коммунистами Новосвященномученика митрополита Владимира (Богоявленского) Киевского и всех святых Новомучеников и Исповедников, от коммунистов убиенных, наместник Киево-Печерской лавры архиепископ Павел (Лебидь) Вышгородский вручил от имени УПЦ МП награды "За церковные заслуги" деятелям Коммунистической партии Украины. Об этом сообщает официальный сайт КПУ.
Как отмечает по этому поводу официальный сайт КПУ, "характерной чертой нашего времени является то, что заслуги истинных представителей народа в их борьбе за интересы простых людей ныне признают и поддерживают даже бывшие оппоненты марксистской идеологии".
Спрашивается, за какие такие "церковные заслуги" иерарх УПЦ МП награждал православными наградами коммунистов в день памяти того, кто ими был жестоко убит за воротами Киево-Печерской лавры ровно 90 лет назад? Не за это ли самое убийство коммунистами как митрополита Владимира (Богоявленского), так и сотен тысяч других православных священников и мирян?
Иначе как надругательством над памятью священномученика Владимира Киевского и сотен тысяч святых Новомучеников и Исповедников, от коммунистов убиенных, такие деяния нынешних иерархов УПЦ МП не назовешь.
Подобная активная политическая деятельность некоторых архиереев (да еще и на стороне коммунистов!), по сути, является попранием канонов православия. Это является и грубым нарушением "Основ социальной концепции РПЦ" (ОСК РПЦ МП) — официального и основополагающего документа РПЦ МП, принятого Архиерейским Собором 2000 года и подписанного всеми епископами РПЦ МП, в том числе полным составом украинского епископата. В частности, такие действия являются прямым нарушением следующих пунктов ОСК РПЦ:
"Существуют области, в которых священнослужители и канонические церковные структуры не могут оказывать помощь государству, сотрудничать с ним. Это: а) политическая борьба, предвыборная агитация, кампании в поддержку тех или иных политических партий, общественных и политических лидеров" (ОСК РПЦ МП, III.8).
"Невозможно участие церковного Священноначалия и священнослужителей, а следовательно, и церковной Полноты, в деятельности политических организаций, в предвыборных процессах, таких, как публичная поддержка участвующих в выборах политических организаций или отдельных кандидатов, агитация и так далее" (ОСК РПЦ МП, V.2).
"Считать недопустимым участие архиереев и священнослужителей в какой-либо предвыборной агитации…" (Там же, из постановлений Архиерейского собора РПЦ МП 1997 г.).
Однако проблема не только в нарушении принципов "социальной концепции" РПЦ МП. На примере одесского митрополита Агафангела и наместника Киево-Печерской лавры Павла, пытающихся ныне в УПЦ МП совершить церковный переворот и захватить власть в свои руки, прослеживается уклонение некоторых иерархов УПЦ МП в ересь. Ведь по учению святых Новомучеников, коммунистическое учение – это откровенная богоборческая ересь, которая была соборно анафематствована св. Патриархом Тихоном (Белавиным) и Всероссийским Поместным Собором еще в 1918 г.
Более того, в анафеме св. Патриарха Тихона на коммунистов сказано следующее: "Властью, данною нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной. Заклинаем и всех вас, верных чад Православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение" [Это Послание св. Патриарха Тихона было опубликовано: "Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния. Книга VI: Деяния LXVI-LXXVII" / Издание Соборного Совета (Москва, 1918) [репринт: Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Т. 6: Деяния LXVI-LXXХII (М., 1996)] 4-5 (Деяние LXVI.6)].
4 февраля 1918 г. текст этого Послания св. Патриарха Тихона был официально утвержден Всероссийским Поместным Собором. Вот соответствующая выписка из его Деяний: "Священный Собор Православной Российской Церкви с любовью приветствует послание Святейшего Патриарха Тихона, карающее злых лиходеев и обличающее врагов Церкви Христовой. С высоты патриаршего престола прогремело слово прещения и подъят меч духовный против тех, кто совершает непрерывное надругательство над святынями веры и совести народной. Священный Собор свидетельствует, что он пребывает в полнейшем единении с отцом и молитвенником Церкви Российской, внемлет его призыву и готов жертвенно исповедовать веру Христову против ее хулителей".
Напомним, что Всероссийский Собор 1917-18 гг. являлся Высшей законодательной Церковной Властью в Русской Церкви, постановления которого сохраняют свою каноническую силу до сих пор.
Таким образом получается, что и митрополит Агафангел (Саввин), и митрополит Павел (Лебидь) своим тесным сотрудничеством с КПУ и исповеданием тождества коммунизма и православия не только проповедуют ересь, но и подпадают под анафему св. Патриарха Тихона и Всероссийского Собора на коммунистов и всех "вступающих с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение".
В свете указанных фактов по-иному выглядят и попытки митрополитов Агафангела и Павла устранить от управления УПЦ МП "украинофильствующего" митрополита Владимира (Сабодана) и захватить власть в свои руки. По сути, в УПЦ МП предпринимаются попытки учинить "красный путч", в результате которого еретическое учение о тождестве коммунизма и христианства может стать господствующей идеологией в Церкви.