Вторая международная научно-богословская конференция “Пути развития церкви” оказалась столь секретной и закрытой, что организаторы не только не дали мне прочитать там доклад о православных нарративах принадлежности Крыма, но даже не прислали ссылку на онлайн-трансляцию. Когда я все-таки смогла ознакомиться со списком участников, стало ясно, что латвийским организаторам было, что скрывать – на конференции присутствовали известные идеологи русского мира и миссионеры РПЦ.
Организатор конференции – лютеранский пастор и коуч Павел Левушкан, эмигрант из РФ в Латвию, учредитель “Балтийского центра созерцательной жизни” и редактор портала Baznica. 16 ноября “брат Павел” открыл конференцию докладом “Церковь XXII века. Одна из моделей будущего”. Неизвестно, как будет в 22 веке, а пока, в 21 веке Павел Левушкан считает, будто русские в Латвии - жертвы системного расизма.
Следующий доклад “Уроки нашего разочарования, или есть ли жизнь после империи?” – от еще одной “жертвы расизма”, профессора Андрея Десницкого. Летом 2023 г. Десницкий оказался в центре скандала. Он принес публичные извинения за свою пропаганду “русского Крыма” и оправдания советской оккупации стран Балтии, но все равно не получил продление контракта в Вильнюсском университете и был вынужден уехать из Литвы в Черногорию. Таким концом своей научной карьеры, невостребованный за пределами бывшего СССР библеист, по всей видимости, разочарован.
“Ре-ортодоксия как принцип перезагрузки православного богословия”, – на свою любимую тему выступает один из самых скандальных священников-модернистов УПЦ МП, Вячеслав Рубский. Но в свете российско-украинской войны гораздо актуальнее его сергианская экклесиология*. Так, в начале 2023 г. он достаточно честно и цинично описал в одном из интервью беспринципность своей церкви: “Наше руководство – не глупые люди, и та ловушка, куда их толкают, “заявите, что вы против Москвы”... даже, если они против Москвы, а я знаю, что подавляющее большинство за Москву (...) естественно, нашему Онуфрию очень сложно принять какое-то решение действием. Он может заявить, что мы автокефалия, но кто это признает? Москва это не признает (...) 30 лет мы хейтим этих филаретовцев, ПЦУшников, разжигаем ненависть со всей мощью, насколько это только можем, и это с обеих сторон. Понимаете, каждая структура стремится к власти, чтобы была власть и деньги. Это не говорит ничего плохого об этой структуре и ничего хорошего, это просто выживание”.
(*учение о том, что церковную организацию нужно сохранять любой ценой. Было реализовано в 1927 году митр. Сергием Страгородским, подчинившим церковь советской власти)
“Amazing Technicolor Dreamcot: Библейское обоснование понятия пэчворк-Церковь”, – русский язык потихоньку забывает Георгий Видякин, бывший поп РПЦ на Кипре, переметнувшийся к англиканам. Богословие отца Георгия, действительно, вносит в конференцию пестроту. Ранее священник, ведущий блог “Батюшка Лютер”, говорил о необходимости коллективного покаяния россиян: “Не тем симулякрам, о которых бубнили православные пастыри все эти годы, а настоящим. Покаянию – чтобы на самом деле переменить свой ум и отказаться от имперских замашек и гегемонии”. Решился ли лютеранин Левушкан обвинить “батюшку Лютера” в расизме за идею коллективного покаяния россиян, к сожалению, неизвестно.
“Что такое библейский нарратив сегодня? Новые возможности самопонимания христиан в XXI веке”. Самопонимание библеиста Андрея Дударева неразрывно связывает его судьбу с судьбой России. Если в 2014 году он заявил, что не поедет в Крым, поскольку тот украден, то в 2022 году уже переживал, чтобы поражение России не навредило россиянам, не унизило их: “Какой может быть моральная позиция россиянина по отношению к своей Родине в связи с украинскими событиями? Примерно такой же, какой может быть моральная позиция сына, который узнал, что его мать проститутка или что его отец вор и разбойник. Разделять позор, но не отказываться от неё и не проклинать. Не добавлять свой голос к тем, кто в той или иной степени требует унижения”. Дударев особенно подчеркивал, что за границей россияне особенно должны стараться не навредить своей родной стране: “может быть разный подход внутри и вне страны. Внутри - обличать режим, захвативший власть и наносящий вред не только Украине, но и России. Снаружи - продумывать свою позицию, чтобы не оказаться той унтерофицеровой вдовой из Гоголя, которая сама себя высекла”.
“Религия и консерватизм: Насколько неразрывна связь?”, задается вопросом богослов Д. Б. Матвеев. Сам Матвеев неразрывно связан с РПЦ – преподает в библейском колледже “Наследие”. 5 марта 2022 на страничке колледжа ВКонтакте было опубликовано такое заявление: “Друзья, оставаться вне политики очень трудно. (...) У нас в храме в 2014 развалилось 2 группы чтений Евангелия, потому что решили высказывать свои позиции. Будет жалко, если мы и сейчас поссоримся, это дело диавола - вносить разделения в народ Божий. Поэтому, лучше пока остановить обсуждение позиций, мнений. Через месяц, думаю, все будет очевиднее, и никому доказывать ничего не придется”. Месяц прошел, годы прошли, а Киев всё никак не возьмут, поэтому московским библеистам так и приходится молчать о политике.
“Два типа веры, два типа катехизации” – доклад Сергея Дмитриевича Каринского. Несколько десятков лет этот миссионер и катехизатор приводил людей в РПЦ и формировал позитивное отношение к своей церкви в обществе. В довоенных интервью Каринский утверждал, будто русское православие несет радость людям: “Меня немножко задело, что сейчас обсуждались какие-то недостатки православия, не потому, что их нет, а потому, что это как бы, наоборот, не имеет смысла обсуждать, надо что-то с этим делать. Я думаю, что радость – это именно то, в частности, что меняет мир вокруг нас, меняет Церковь, меняет нас самих (...) если говорить о том, что главное было в Серафиме Саровском, великом святом, который выразил какую-то очень важную особенность святости русской, часто святости православной, это была именно эта радость, не уничтожаемая ни страданиями, ничем”.
Сейчас РПЦ соборно задекларировала, что несет не радость, а русский мир и верит в “единый народ Святой Руси”, благословляет войска РФ, осуждает власти Украины. После этого не будет преувеличением приравнять РПЦ к террористическим организациям. Однако мне не удалось найти никаких заявлений катехизатора Сергея Каринского о том, что он хоть как-то переосмыслил свою работу на РПЦ.
Автор доклада “Православный анархизм” священник Игорь Мананников с РПЦ как раз порвал и под амофором якунинской АПЦ пытается создать альтернативную русскоязычную общину в Берлине: “Стараемся возродить в церкви подлинное апостольское православие, не замутненное угодничеством властям мира сего. Я по образованию философ, кандидат философских наук, специалист по русской религиозной философии. Поэтому ориентируюсь в проповеди на С. Булгакова, Н.Бердяева, П.Флоренского, С.Франка. Считаю, что православное зарубежье сохранило подлинное понимание православной традиции. Именно его нужно развивать, а не копировать советское московское православие”. Судя по храму о. Игоря, который скорее пуст, чем заполнен, идея православного анархизма среди русскоязычной диаспоры поддержки не находит.
“Быть солью земли: как это возможно сегодня?”, – вопрошает Алексей Васильевич Лызлов. 28 февраля 2022 года доцент кафедры современных проблем философии РГГУ вывесил на своей странице цитату старца Силуана Афонского: “Война посылается за грехи”, по сути, обвинив жертву в ответственности за нападение агрессора.
На второй день, 17 ноября, конференция “Пути развития церкви” начинается докладом “О границах Церкви” епископа АПЦ Вонифатия Рыжова. Толк в границах и их преодолении на своем опыте гораздо лучше знает другой докладчик, философ Виктор Аксючиц (судя по Википедии, еще в детстве он чувствовал себя уютно и по-домашнему в оккупированной Латвии: “В 1953 году родители, спасаясь от коллективизации переехали в Ригу”). Ныне Виктор Аксючиц - известный московский монархист, один из авторов программного сборника “Русский мир. О нашей национальной идее” (Издательство МП, 2014). На конференции Аксючиц почему-то решил рассуждать не об успехах или поражениях русского мира, а докладывать на тему “Влияние ветхозаветной религиозности на христианство”.
В раю волк будет мирно лежать рядом с ягненком, а уже сейчас на конференции студентка херсонского педуниверситета рассуждает про “Концепт “Бог” в русской языковой картине мира” рядом с московским студентом Свято-Филаретовского института и его “Возможно ли сегодня слышать голос Божий?”.
Московский историк Дмитрий Игоревич Фролов докладывает о молоканах начала ХХ века, хотя мог бы рассказать о том, как организует поездки в оккупированный Крым для учителей и студентов, ностальгирует по сталинской попытке сделать из Абхазии рай на земле, и публикует свидетельства, что участникам Майдана платили по 100 долларов за день.
“Возможна ли христианская община сегодня?”, – таким вопросом задается из Москвы известный пропагандист РПЦ Виктор Судариков. В 2014 году он написал лонгрид “Церковь и война. Вопросы без ответов” – судя по всему, за 10 лет ответы у редактора Правмира так и не появились.
А на смену старым пропагандистам уже идет новое поколение – блогер Елизавета “ТоксикОртодоксик” Иванькова (Россия/Сербия) на конференции делает доклад “Ворота Никанора: восстановление двора свяшенников в православной традиции”. Гугл подсказывает, что именно “благодаря ей в РПЦ еще остается молодежь”.
Теолог Юстина Панина уехала из Чебоксар и делает карьеру во Франции. Для западной аудитории она регулярно выступает экспертом по нарушению прав верующих УПЦ МП и рейдерским захватам храмов в Украине, а на этой доморощенной латвийской конференции – с докладом “Кибернеофиты идут”.
Православный историк Артемий Сафьян еще недавно подписывал челобитные патриарху Кириллу против ковид-диссидентов в РПЦ, а теперь всплыл в Германии и оттуда делает доклад “Политическое манихейство”. Судя по тому, что странички Артемия и ВКонтакте и в Фейсбуке закрыты, свои политические предпочтения Сафьян не желает ни афишировать, ни разрывать. А пока Артемий против всего плохого и за все хорошее, ведь “Любой нормальный человек, вне зависимости от его конфессиональной и религиозной принадлежности, знает, что мир – это благо и добро, а меч и война – зло, горе и страдание” (А. Сафьян, 2017 г.)
Сорокин Владимир Владимирович с докладом “Ортопраксия как путь духовного обновления” представляет на конференции Общедоступный православный университет, основанный о. Александром Менем. Без своего лидера университет так и не смог разродиться никаким текстом о российско-украинской войне, но по поводу 9 мая размещал на своих страницах в соцсетях старую проповедь Александра Меня о ВОВ.
Богослов, столь любимый интеллигенцией за попытку создать “православие с человеческим лицом” в этой проповеди показывает лицо советского политрука с двумя нехитрыми идеями. Во-первых, война – наказание Божье забывшим про него людям: “Эта война пришла как страшное бедствие, как страшное возмездие. Люди сто лет тому назад думали, что они могут прожить без правды, без Божией правды, и что все у них будет процветать, все будет благополучно. Но как только люди лишились верного указателя истины, они потеряли всякое понимание о том, что такое человек и как надо его беречь. И вспыхнула сначала одна война, Первая мировая, потом Вторая мировая война”. Во-вторых, война – время, когда церковь должна словом и делом сплотить народ против врагов: “Как мне рассказывали, во время ленинградской блокады немногие оставшиеся храмы были набиты людьми. Набиты! В то время как перед войной там было два человека. Так же, помню я, было и в других городах во время войны, как устремлялись все молиться о своих воинах, которые в это время сражались. Церковь обращалась с посланиями к народу, собирались средства для защиты страны. И даже на средства верующих были созданы эскадрилья самолетов и танковая колонна. И когда они шли в бой, то наш митрополит Николай приезжал в часть и от лица православных христиан говорил слово, обращенное к воинам.”
РПЦ продолжает эту советскую традицию, а вот последователи о. Александра Меня почему-то предпочитают отмалчиваться.
Завершает конференцию доклад “Живая философия” от Кирилла Зенина из московского образовательного клуба "Чаёвня с круассанами". Неделю назад любители чаевничать задавались в Москве таким философским вопросом: “Где мне место в этой жизни? Читаем вместе с Хайдеггером и Кьеркегором”.
Увы, носитель идеи русского мира может оказаться в любом месте, от Чебоксар до Парижа. За чаем с круассанами вам расскажут, что Крым Божий, что границы государств – условности, не доходящие до небес, что война послана Богом за грехи, а о политике христианам лучше не говорить, чтобы не поссориться...