Наступило ли в нашей стране время «религиозной революции»?

08.08.2020, 19:09
О беспорядке и фальши, которые еще надо преодолеть государству в отношении к праздникам разных конфессий

Источник: День

Недавно закончился главный мусульманский праздник Курбан-байрам. Он знаменует окончание хаджа, то есть паломничества в Мекку и Медину, которое в этом году не было многочисленным. Напомню, что праздник отмечается через 70 дней после праздника Ораза-байрам, в 10-й день месяца Зуль-хиджа, в память о жертвоприношении Ибраима. Праздник длится 4 дня. В Крыму праздник начался намазом в шесть часов утра во Дворце культуры профсоюзов, который провел муфтий Крыма Эмирали Аблаев, затем во всех мечетях состоялись проповеди и коллективные молитвы. Их участники были предупреждены, что собрание должно состояться в масках и с соблюдением дистанции. Люди приготовили всем подарки, а детям много сладостей.

Вспомним, что в атеистический советский период ни один из религиозных праздников всех религий не отмечали, зато праздники религии коммунистической отмечались шумными парадами, манифестациями, демонстрациями и митингами. Теперь, спустя 30 лет после слома советской идеологической системы, у граждан, а также у представителей власти, чиновников, возрождается понимание религиозных ценностей, и они начинают активно использоваться во всех направлениях политики, в том числе и политики достаточно безбожной, для которой ни десять заповедей, ни символ веры, ни даже «Песнь песней Соломона» из Библии ничего не значат.

Так, на протяжении уже шести лет оккупационная власть в Крыму каждый день объявляет мусульман террористами и экстремистами, арестовывает и судит их по сфабрикованным обвинениям, похищает прямо перед телекамерами, как Эрвина Ибрагимова, сведений о котором нет уже три года, а российский глава Крыма благодарит силовые структуры за грубое обращение с обвиняемыми, и когда старейшины народа приходят в Совет министров, чтобы получить извинения за огульное обвинение, то Сергей Аксенов скрывается и не выходит. Однако когда наступает Курбан-байрам, «спикер парламента» Владимир Константинов и Сергей Аксенов обращаются к ним с лживыми словами — «Дорогие мусульмане Крыма». Но кто этим словам поверит после незаконных массовых репрессий?

Таким образом, для верующих постсоветский период стал временем приближения к правде и очистки от фальши, теперь не надо прятаться от райкома партии и демонстрировать свой атеизм, а для некоторых чиновников, наоборот, он стал временем еще более глубокой фальши, когда они идут в храмы, крестятся и набожно стоят перед священниками и получают благословение, хотя раньше обходили церковь десятой дорогой. Некоторые же чиновники, которые ранее и не подозревали о Пейсахе, Хануке, стали усердно носить ермолки.

Так что теперь Украину уже нельзя назвать страной государственного атеизма. Вместе с тем, если раньше главной религиозной общиной в стране были христиане нескольких обрядов, то теперь религиозный ландшафт изменился. К нему добавилась хорошо заметная мусульманская компонента, также перестали скрывать свою религиозность и представители других конфессий, как те же иудеи.

Теперь четко видно, что между религиями нет четкого пограничья. Они живут и действуют в условиях взаимной диффузии и должны приспосабливаться к многоконфессиональному обществу. Теперь Украина не только государство христиан, но и государство мусульман и государство иудеев. Следовательно, логично, что Президент Владимир Зеленский предложил предоставить выходные представителям этих религий в дни их религиозных праздников. Как считает народный депутат Николай Княжицкий, «я не вижу ничего плохого в том, чтобы праздники представителей разных религий, живущих в Украине, были государственными. Но надо уточнить у самих общин, как они это видят. Возможно, нужен не общий выходной, а нерабочий день только для представителей этой конфессии».

Но и здесь нужно много уточнений. Речь идет об этих днях как праздниках или просто как выходных? Очевидно, что религиозные праздники не могут быть государственными, пока в нашей Конституции написано, что Украина светское государство. И по другим причинам тоже. Потому что государство есть одно, а религий и их праздников много, все они уважаемые, и так можно дойти до того, что большинство дней будет праздничными и выходными.

Во-вторых, должны эти дни быть выходными для всех граждан или только для представителей той или иной религии. В Крыму когда-то было так, что Пасха и Рождество Христово были выходными для всех, а Курбан-байрам и Рамадан-байрам — только для мусульман. Отсюда следовало две неудобства. Во-первых, христиане чем дальше, тем больше спрашивали: а почему это, когда у нас праздник, то мусульмане тоже гуляют, а когда у них праздник, то мы должны работать? Во-вторых, в дни мусульманских праздников на предприятиях со значительным числом мусульман среди рабочих нельзя было организовать работу, потому что значительная часть специалистов отсутствовала, и предприятие все равно или простаивало, или работало вполсилы. Поэтому в Крыму уже после оккупации «власть» обрадовалась возможности польстить и мусульманам и христианам, и общими выходными для всех были объявлены и христианские и мусульманские праздники.

Поэтому и материковая Украина, если будет пытаться реализовать идею Владимира Зеленского, окажется перед этой дилеммой — для всех или для отдельных. Но тогда придется поступить уже как-то одинаково: или объявить выходными Хануку и Пейсах, а также Курбан-байрам и Рамадан-байрам для всех, и христиан также, как Пасху и Рождество, или же объявить Пасху и Рождество выходными... только для христиан. Тогда вопрос — а как будут работать в эти дни те предприятия, коллективы которых состоят, например, из 90% христиан, 5% мусульман и 5% иудеев?

Признание государством равными всех религиозных конфессий, а также атеизма как права исповедовать любую религию или не исповедовать никакой — это большой шаг вперед постсоветских государств, это действительно религиозная революция в светском государстве. Но вы сами видите, сколько у нас в этом деле еще беспорядка и фальши. И надо проблему решить, и надо никого не обидеть.

Николай Семена