Мы долго призывали УАПЦ объединяться на епархиальном уровне, и в этом вопросе начали происходить какие-то реальные, а не декларативные подвижки. И тут удивила реакция моей родной церкви, какой я ее увидела. Могу это объяснить только тем, что «не справились с волнением». Отдельным людям, которые уже перешли в КП, начали припоминать все обиды, более крупных фигур, как я понимаю, просто оставили в подвешенном состоянии.
Честно говоря, я до недавних пор совсем почти не интересовалась УАПЦ. Ну, есть такая церковь, время от времени в ней происходят какие-то пертурбации, годами УПЦ КП находится с ней в вялотекущих и малоконструктивных переговорах об объединении – да и все.
Март-апрель этого года принес много новостей, связанных с УАПЦ. Одна епархия приняла решение перейти всем составом в УПЦ КП, еще один архиерей (Хмельницкой епархии) тоже призвал к объединению с нами.
Как по мне, это были искренние жесты, не совсем для нас ожиданные. Мы долго призывали УАПЦ объединяться на епархиальном уровне, и в этом вопросе начали происходить какие-то реальные, а не декларативные подвижки.
И тут удивила реакция моей родной церкви, какой я ее увидела. Могу это объяснить только тем, что «не справились с волнением». Отдельным людям, которые уже перешли в КП, начали припоминать все обиды, более крупных фигур, как я понимаю, просто оставили в подвешенном состоянии.
Вот совершенно не хотелось бы уподоблению позиции УПЦ МП. На словах слезные призывы к братьям и сестрам по разуму, «находящимся вне спасительного лона», а на деле желание посамоутверждаться за счет тех, кто решил искренне откликнуться на искренний (казалось бы) призыв. Сначала зовут пить чай, а когда гости приходят со своей закуской, их оставляют ждать за закрытыми дверями, припоминая все конфликтные моменты. Так ведь и мы тоже не безгрешны, и в наш адрес есть что вспомнить. Глупо было бы на голубом глазу утверждать, что за все 20 лет за нами не было никаких прегрешений, и только все вокруг были к нам несправедливы. Нельзя от других требовать к себе отношения, на которое неспособны мы сами по отношению к кому-то.
Попробуйте представить себя переходящими в Московский патриархат – на условиях Московского патриархата. Не думаю, что это архиприятное событие. Мало кто б из нас захотел бы побывать на месте «возвращенцев» из УАПЦ. Этим людям и так понадобилось достаточно усилий над собой и мужества, чтобы принять такое болезненное решение. И если нам протянули руку ладонью вверх – это некомильфо прятать свою руку за спиной, ставя людей в глупое положение. Тем более если до этого всех активно призывали к рукопожатию.
Да, в УАПЦ действительно сейчас скверные времена. Да, там люди находятся в состоянии отчаяния. Бездарное руководство с уродливой системой фаворитизма в лучших ордынско-российских (да!) традициях очень настойчиво ведет эту (эту ли уже??? это еще УАПЦ???) церковь к краху. Однако чужая болезнь – не повод христианам на ней делать свой гешефт. Схем для объединения достаточно, включая те же самые пресловутые митрополичьи округа.
Я б не хотела, чтоб мы перенимали самые худшие «объединительные» традиции Российской церкви из серии «принуждение к миру». Я б не хотела, чтобы в этом объединении Киевский патриархат выглядел как мстительная женщина, дождавшаяся неудач своего мужа, когда-то ушедшего «на сторону». Украинское православие сегодня находится в таком ужасающем состоянии именно потому, что все 20 лет мы все играем в игру под названием «не забудем – не простим». Так бывает, что домовладыка прощает рабу долг в 10 тысяч талантов, а раб потом идет «сбивать» с ближнего долг в 100 динариев. Финал плачевен: злопамятный раб попал в темницу со всеми своими вернувшимися долгами. "Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его" (Мф.18:35). Если мы сейчас не покажем примера искреннего гостеприимства и безусловного благородства, то больше это не сделает в Украине никто.
Нельзя начинать доброе дело с обмана. Потому что второго раза с протянутой рукой ладонью вверх может уже и не быть. И если вступит в силу второй закон термодинамики – винить будет некого. Кроме собственного эгоизма и гордыни.