«Необходимо большое народное покаяние с утверждением, что так, как раньше, жить не можем»
Перед Пасхой «Тиждень» пообщался с Тарасом Антошевским, директором Религиозно-информационной службы Украины, о духовных переменах в сознании соотечественников, проблемах веры и обнадеживающих тенденциях к церковному и общественному взаимопониманию.
У.Т.: Можем ли сегодня констатировать обострение потребности людей в вере?
– Такая потребность есть всегда. Коммунисты и их последователи, отрицая Бога, понимали потребность в вере, поэтому придумали новую псевдорелигию со своими праздниками и обрядами, но настоящую веру этим так и не уничтожили. И сегодня, когда роль веры в условиях секуляризации хотят умалить, свести к частному, неприметному делу, религиозность, несмотря ни на что, растет. Социологи религий обещали упадок конфессий, а мы констатируем рост внимания к вере во всем мире.
Бывают моменты, когда потребность в ней особенно чувствуется. В основном во время или после общественных катаклизмов. В такие периоды люди особенно хотят поддержки, авторитетов, надежды, которую находят в религии. И этот поиск происходит подсознательно. Мне кажется, что даже те, кто отрицает такую потребность, сами себя хотят в этом переубедить и снова-таки верят в свою теорию.
У.Т.: Трудности, переживаемые сегодня людьми, вынуждают их больше верить, обращаться к духовным поискам?
– Да. И Украина показала особый пример за последние полгода. Я даже сказал бы, что события на Майдане радикализировали нашу духовность. Произошел переход от поверхностной религиозности к более глубокому укоренению духовно-моральных норм. Стоит вспомнить, что в первые дни Евромайдана, то есть до событий ночи 30 ноября, публичной веры в протестных акциях заметно не было. Даже призывы к молитве у части митингующих вызывали негативную реакцию. Это можно назвать конфликтом либерально настроенного, преимущественно молодого по возрасту общества и старых традиционных взглядов. А события ночи 30 ноября можно в чем-то сравнить с притчей о блудном сыне.
Молодежь, которая еще вчера просто равнодушно могла относиться к молитвенным инициативам старшего поколения, ищет спасения в стенах монастыря, как библейский сын – у отца. С этого момента веры, особенно публично выраженной, на Майдане, да и в Украине в целом, становится все больше. И это не молитва, которую мы могли видеть на официальных церемониях, особенно с участием государственных чиновников, помпезная, сомнительно искренняя, для галочки. Это было как раз глубокое искреннее обращение к Богу с просьбой, прежде всего, о мире. Не удивительно, что в самые страшные моменты противостояния люди не стеснялись проявлять свою веру в Господа. Возможно, единственного, на кого могли целиком положиться.
У.Т.: Можно ли сегодня говорить об изменении качества верующего?
– Вероятно, что-то все-таки происходит. Церковь как институция является лидером гражданского доверия, однако она не влияет глубоко на массовое сознание граждан. Поэтому у нас, несмотря на заметную внешнюю набожность, высокий уровень коррупции и других социальных болезней, свидетельствующих о проблемах с моралью и практическим воплощением веры. Поэтому и социальные обращения церковных лидеров, за редким исключением, не вызывают серьезных волнений в обществе, не цепляют за живое.
Но перемены произошли, прежде всего, потому, что у нас Революция достоинства. Люди вышли бороться не за налоговые или социальные льготы, в центре внимания было отстаивание своего достоинства, свободы, желания лучшей жизни. То есть полностью христианские принципы и ценности. Собственно, Майдан, очень существенно изменил духовную сущность народа. Именно здесь вера людей прошла серьезное испытание и показала, что это не просто слово.
И в нынешней ситуации очень важно направить этот поток действенной веры в хорошее русло. Чтобы не наступило разочарование, которое, к сожалению, является для нас характерной чертой.
И мне кажется, сейчас, в канун Воскресения Христова, очень подходящее время, чтобы переосмыслить этот праздник в нашей жизни.
У.Т.: Изменилось ли в Украине отношение людей к Пасхе? Это все еще набор символов и обрядов, или можно констатировать появление более глубокого восприятия?
– Украинцы (и не только) очень любят обычаи, обряды. Это важный элемент религиозности. Не стоит их отбрасывать или противопоставлять вере. Мне кажется, как последнее Рождество, так и эта Пасха будет особенной. Не потому, что кремлевская сволочь снова бесится на украинских землях: на то она и сатанинская сила, чтобы накануне праздника испытывать нашу веру. Пасха – праздник надежды, которой так не хватает сегодня в Украине. Но как каждая хозяйка старается вычистить свой дом накануне этого праздника, так и наши души, общественное сознание нуждаются в очищении. И это не должно оказаться формальной, по сути, исповедью, которую христиане совершают во время Великого поста. Это должно быть покаяние-потрясение, после которого грех для нас станет настолько мерзким, что мы и дальше будем стараться с ним всячески бороться.
Для общественного сознания это, прежде всего, смертный грех коррупции, который, будто раковая опухоль, разъедает нашу страну. И мне кажется, что с ним наш социум уже начинает бороться.
А другой грех – психология раба, несвободного человека или просто совка. Один из лозунгов Майдана – «Рабов в рай не пускают» – очень выразителен. Потому что действительно, несвободный человек – это, по сути, равнодушная ко всему общественному личность, которая ни за что не отвечает и живет исключительно подачками с господского стола. Это собирательный образ титушки: ему кинули пару гривен – и он готов бороться с теми, кто хочет стать свободным и не зависеть от подачек.
И таких общественных грехов, от которых должен каждый лично очиститься, немало. То есть, необходимо большое народное покаяние с утверждением, что так, как раньше, жить не можем!
У.Т.: А как же быть с новыми незажившими ранами в стране? В частности, люди призывают к суду и люстрации, чтобы наказать преступников и не допустить их снова к власти.
– Да, вера призывает нас быть милосердными, прощать врагов. Но мы, прощая людей, осуждаем зло, ими сделанное. И мы должны сделать так, чтобы оно не распространялось. А это не может происходить без конкретных носителей зла. Осуждение преступных действий и является практическим осуществлением веры.
Наконец, должны убрать со своего общественного огорода все грабли, чтобы снова на них не наступать. И здесь нужен глубокий анализ: почему так произошло и где первопричина зла. Как по мне, то нам недостает вот такой всем понятной конкретики. Не поиска врага, на которого нужно сбросить все наши беды, а именно установления диагноза и выявления вирусов, которые нам вредят. То есть различения добра и зла.
А во время таких действий раны будут беспокоить и болеть, однако процесс лечения редко когда бывает безболезненным.
У.Т.: Еще один фактор, свидетельствующий о практичности веры, – это насколько люди готовы сегодня жертвовать собой, имуществом и временем ради других. Пожалуй, пример Небесной сотни слишком очевиден…
– Да, этот пример очень символичен. Готовность отдать свою жизнь ради ближнего – один и признаков христианской святости. И еще мы увидели много других примеров разной жертвенности на столичном и других Майданах. Я лично это наблюдал, когда люди подходили к митингующим и то и дело спрашивали: «Что я еще могу для вас сделать?» Когда старики отдавали отложенные на последний день сбережения, – это даже больше, чем библейские две лепты вдовы.
У.Т.: Пасха в глобальном измерении демонстрирует единство разных частей человечества или их непримиримость?
– Конечно, тяжело говорить, что праздник Воскресения может объединить буквально всех. Значительная часть людей в мире, в частности и в Украине, не являются христианами, а поэтому этот праздник для них не имеет значения. Однако в 2014 году снова складывается такая ситуация, что по всем существующим христианским календарям Пасха приходится на одно число. Это просто совпадение, но так хочется видеть в этом определенный символ. Особенно сейчас, когда вокруг звучат призывы к единству, к преодолению раздора. Наверно, не так легко совладать с внешними факторами, которые разъединяют: разные календари, конфессиональные и богословские отличия и т.п. Однако Христос призвал нас к единству и принес Спасение для всех нас, кто в Него верит.
На Майдане было засвидетельствовано большое желание христианского и даже межрелигиозного единства. Конечно, были и те представители разных конфессий, которые не привыкли выступать против власти, а даже наоборот, хотят ей угодить (а служить двум богам одновременно нельзя, как учит Евангелие). Некоторые в страхе боялись стать свободными и в сектантском духе повторяли мантру из вырванных из контекста библейских цитат, что всякая власть от Бога. Но повторюсь: «Рабов в рай не пускают», – и они сделали свой выбор, хотя могут еще покаяться. Напротив, для большинства украинских христиан и представителей других верований Майдан стал фактором единения и стер много стереотипов относительно невозможности межконфессионального взаимопонимания. Теперь уже и призывы к единой Церкви звучат с новой силой. Наконец, сегодня мы можем сказать, что сделаны первые шаги к евхаристическому единству, а это уже настоящее преодоление раскола.
Надеюсь, к следующей общей дате празднования Воскресения Христова в 2017 году мы обновим нашу веру и на ее ценностях качественно изменим общество, чтобы уже единой страной славить Господа и благодарить Его за дар спасения.
Перевод с украинского РИСУ