«Нужен был человек особенный»

04.06.2010, 13:10
Мне повезло несколько раз побывать в США и Канаде, где дольше всего был архипастырем владыка Мстислав.

Беседовала Нина БАЙ. — "День", 4 июня 2010 года

Почему 92-летний Мстислав Скрипник был избран первым православным патриархом Украины?

5 июня 1990 года. Республиканский дом кино, что на улице Саксаганского в Киеве, — переполнен. Ни на один фильм, даже если это был шедевр, в этот престижный дом не собиралось столько людей. И необыкновенных: большинство — в рясах, с крестами на груди, несколько епископов — с маленькими драгоценными иконками на груди, называемыми панагиями, — это символы и знаки архиерея, то есть епископа, архиепископа или митрополита. Конечно, есть и монахи. Много также светских людей. Не только все сиденья, но и проходы заполнены делегатами Всеукраинского Православного Поместного Собора, который собрался, чтобы возродить гонимую царями и коммунобольшевиками святую Украинскую православную церковь, — ни от кого не зависимую, кроме Бога. Немеркнущее, историческое значение этого Собора — в том, что он не только возродил, официально легализировал УПЦ, столетиями гонимую псевдохристианами и безбожниками, но и впервые за 1002 года (988—1990 гг.) поднял канонический статус церкви — с митрополии до патриархата. А если патриархата, то значит — полной поместности, автокефальности, независимости от заграничных церковных центров.

Делегатом этого Собора от украинской православной научной и творческой интеллигенции был нынешний гость нашей газеты, выдающийся ученый в области богословия, религиозной философии и искусствоведения Дмитрий Власович Степовик. Это — один из немногих ученых Украины, имеющих три докторских степени, в том числе и полученные на Западе, в Германии; звание профессора, главного научного работника, титул академика Академии наук Высшей школы Украины. Но особенность Дмитрия Власовича еще и в том, что он лично был знаком с первым патриархом Киевским и всея Украины Мстиславом (в миру — Степаном Ивановичем Скрипником, 1898—1995 гг.) еще до избрания его патриархом 5 июня 1990 года. Как раз об этом я беседовала с профессором, автором фундаментальной монографии о первом украинском православном патриархе.

— Пан профессор, вы написали и издали в престижном киевском издательстве «Искусство» первую фундаментальную монографию «Патриарх Мстислав. Жизнь и архипастырская деятельность». Книга вышла в свет в 2007 году, то есть через 14 лет после упокоения патриарха Мстислава. Достаточно времени, чтобы перспективно и с позиций современности взглянуть на эту фигуру, оценить важность ее работы для нашей церкви в момент ее возрождения. Каким было соотношение в вашем исследовании фигуры Мстислава источнико-библиографического материала и личных встреч с Мстиславом, его родными, близкими, сотрудниками?

— Конечно, документам и напечатанным материалам принадлежит в этой работе пальма первенства. Мне повезло несколько раз побывать в США и Канаде, где дольше всего был архипастырем владыка Мстислав. Я внимательно проштудировал за много лет американско-украинский журнал «Украинское Православное Слово», ежегодник «Украинский Православный Календарь» с опубликованными там документами о церковных соборах, деятельности консистории в Канаде и США, послания владыки Мстислава на разные праздники, его статьи и статьи о нем. Естественно, на моем столе во время работы над монографией лежали многотомные истории Украинских православных церквей в США и Канаде, написанные церковными историками Иваном Власовским, Семеном Савчуком и Юрием Муликом-Луциком. Не хватало, правда, материалов об общественно-политической, государственной и военной деятельности патриарха лет его молодости, членства в польском Сейме. Здесь я воспользовался воспоминаниями владыки, очерком Николая Француженко о нем, свидетельствами писателя Уласа Самчука и ряда других знакомых патриарха Мстислава. Все остальное я получил из рассказов самого владыки Мстислава, его сына Ярослава Степановича Скрипника, супруги господина Ярослава Софии Ивановны; от дочери патриарха Тамары Степановны Яровенко. Впрочем, всех источников здесь не перечислю, поскольку к тексту добавлено 604 примечания и 149 иллюстраций.

— И расскажите об обстоятельствах, при которых произошло ваше знакомство с владыкой Мстиславом.

— Никаких намерений писать что-либо о Мстиславе не было у меня, когда я впервые лично встретился с ним на праздник Богородичной Покровы 14 октября 1990 года в Духовном центре УПЦ США в городке Саут Баунд Брук, штат Нью-Джерси. Я тогда был в командировке в США от Академии наук Украины и проходил девятимесячную стажировку в Украинском музее в Нью-Йорке. Довелось немного поездить по культурным центрам украинцев в США, и так я побывал в знаменитой церкви-памятнике св. Андрея в Саут Баунд Брук — резиденции митрополита УПЦ США Мстислава. Я тогда причастился из рук владыки Мстислава вместе с его дочерью Тамарой Яровенко. Потом владыка пригласил меня, Тамару и еще нескольких гостей в свой частный дом в парковой зоне возле этого города, и мы несколько часов общались. Мстислав уже знал меня заочно и, как участника Поместного собора УАПЦ в Киеве 5—6 июня 1990 года, много расспрашивал о ходе собора, на котором он был избран первым патриархом Киевским и всея Украины. Мстиславу было тогда 92 года, шел уже 93-й, но энергии еще у него было немало. После обеда я провел с ним длительный разговор с глазу на глаз, и владыка много мне рассказывал о своих молодых годах в Полтаве, в правительственном аппарате своего родного дяди (по материнской линии) — Симона Петлюры. Конечно, при нем я ничего не записывал, но, вернувшись в Нью-Йорк, на квартире, где тогда жил, многое записал из услышанного в доме Мстислава. Вовсе не для того, чтобы что-то писать, а по привычке: я всю жизнь записывал в свои дневники впечатления от встреч с великими людьми. Так было и в этот раз. Только потом, через много лет, оказалось, что это — бесценное дополнение при написании мной книги о патриархе Мстиславе.

Еще несколько слов о том, как владыка узнал, кто я. Перед поездкой в США у меня была в те годы перестроечной горбачевской оттепели подобная академическая командировка в Канаду для прочтения курса лекций по истории украинского искусства в Альбертском университете в городе Эдмонтон. Это — шесть месяцев: с января до июня 1989 года. Я сдружился там со Скрипниками — Ярославом, Софией, их детьми. Добрые сердечные люди оказались родственниками владыки Мстислава. Ярослав не раз звонил отцу в Америку, что вот здесь, дескать, есть один из Киева профессор, православный, верующий, каждое воскресенье — в церкви и каждый день читает очень интересные лекции. Я считаю, что Ярко (так его называют и до сих пор) преувеличивал мои добродетели, но его знаменитый отец почтил меня несколькими телефонными разговорами и прислал мне из США ряд книг, изданных «фондом митрополита Мстислава».

Но заказчик на жизнеописание владыки Мстислава был. И очень уважаемый заказчик: верующий украинский народ. Участие Мстислава в торжественном праздновании в свободном мире Тысячелетия Крещения Киевской Руси-Украины в 1988 году и избрание его в Киеве 5—6 июня 1990 года первым патриархом Киевским и всея Украины способствовали тому, что он стал фигурой «номер один» не только украинской, но и мировой прессы. Неожиданно и совершенно случайно оказалось, что я в Киеве на рубеже 80—90-х годов XX века больше всего знаю о Мстиславе. Так вот устно я многим рассказывал вехи его жизнеописания и был уверен, что «кто-то» таки напишет о нем толстую книгу. Но, опять-таки, и в мыслях не было, что этим «кто-то» стану я.

Идея книги принадлежит трем сторонам: патриарху Филарету, издательству «Искусство» и семье патриарха Мстислава — его сыну Ярославу и невестке Софии, дочерям Тамаре и Марии, внукам. В этом контексте я хотел бы подчеркнуть роль Его Святейшества патриарха Филарета. Ведь было всем известно, что Мстислав в 1992—1993 годах неоднозначно воспринял объединение УАПЦ, в которой он был предстоятелем как патриарх, и УПЦ во главе с тогдашним митрополитом и экзархом УПЦ Филаретом; и что Филарет был избран заместителем патриарха Мстислава. К объективности, порядочности и человеческим добродетелям владыки Филарета следует отнести то, что он спокойно перенес немало неприятностей, сохранив уважение к Мстиславу как первому патриарху объединенной УПЦ КП.

— В чем это проявилось?

— Во многом. Например, владыка Филарет, уже будучи патриархом, принял самое активное участие в торжественном праздновании в 1998 году столетия со дня рождения Мстислава Скрипника, открытии мемориальной доски на стене стилобата Андреевской церкви; инициировал празднование в 2002 году 60-летия епископской хиротонии Мстислава; не только поддержал написание монографического исследования «Патриарх Мстислав. Жизнь и архипастырская деятельность», но и оплатил церковными средствами печатание книги издательством «Искусство».

— У вас была возможность общаться с выдающимися религиозными деятелями. Отличался ли Святейший патриарх Мстислав от других собеседников?

— Да, есть с кем сравнить. Опыт подсказывает, что даже за одну-две беседы можно сложить общее впечатление о личности. Перебираю в своей памяти встречи с сильными мира церковного. Это наши украинские православные патриархи Владимир (Романюк) и Филарет (Денисенко). Большинство архиереев нашего украинского епископата. Папа Иоанн Павел ІІ — с ним беседовал раз пять. Кардиналы УГКЦ Мирослав (Иван Любачивский) и Любомир Гузар. Митрополит УПЦ в Канаде Василий Федак. Кардинал Римско-католической церкви Поль Пупар. Епископ УГКЦ Софрон Мудрый и многие другие. Все они — разные личности, каждый по-своему интересен и оригинален. Но Святейший патриарх Мстислав занимает среди них отдельное место. Очень колоритная фигура. Психологи говорят, что после 50—60 лет человеческие силы и способности приходят в упадок. Голос теряет звонкость. Количество и результативность контактов с другими людьми уменьшаются. Это — общие наблюдения. Но есть исключения. Мстислав — исключение. Я видел, слышал, общался с ним, когда ему пошел десятый десяток жизни. И что же? Огненный темперамент! Выдающиеся ораторские способности. Мастерство проповедника. Мгновенное реагирование на внешние раздражители: чью-то реплику, настроения слушателей и т.д. Такие данные свойственны молодым и полным сил. А здесь энергия струилась из очень старого и немощного тела. Что давало ему силу в таком возрасте? Думаю, что Божий Промысел, Святой Дух. Во всяком случае — Бог не ошибается. И Он не ошибся, что сильный духом и горячими эмоциями 92-летний старец, сын земли Полтавской, стал первым православным патриархом Украины.

— Почему, на ваш взгляд, Константинопольский патриархат сразу по упокоении Святейшего Мстислава признал УПЦ в США, в то время как почти полвека не делал этого, несмотря на неоднократные обращения руководства УПЦ в США и лично Мстислава и даже ряд поездок Мстислава в Стамбул для бесед с тамошними патриархами Афинагором, Димитрием и нынешним Варфоломеем?

— Греческая православная ментальность своеобразна. А она веками царит в Константинополе — с 1453 года уже в Стамбуле. Тамошний патриархат еще со времен Византии считается «первым по чести». Эти разделения церквей на категории «по чести» не евангельские, не православные, они — плод человеческой гордыни. Но есть — как есть. И как следствие — «первый по чести» выдает признание вторым, третьим, пятым, десятым по чести. Выдается ярлык, по-гречески — томос. На практике это означает: подчинитесь Константинопольскому патриарху, слейтесь с его миниатюрным и бесправным в Турции патриархатом — и получите томос, а значит — какое-то признание. Владыка Мстислав, как и каждый уважающий себя предстоятель церкви, просил признания для общего евхаристийного православного единения, а не для вливания в чужой патриархат со всеми последствиями; поэтому и получал в течение полувека отказы. Как только он упокоился, его епископы в Америке, предав идею независимости УПЦ в США, влились в Константинопольский патриархат, отошли от УПЦ в Украине и такими образом получили какое-то признание. Это произошло в 1995 году. А пятью годами раньше таким же лукавым способом влилась в Константинополь, минуя материнскую УПЦ в Украине, Украинская православная церковь в Канаде.

Кстати, такую же процедуру запланировал в 2008 году Константинопольский патриарх и для УПЦ КП: отречение от патриаршего устройства, понижение до состояния митрополии или архиепископства, вливание в их патриархат и, как следствие, возможное предоставление упомянутого томоса. Но здесь ничего не вышло, так как трижды наступать на те же грабли может разве что безрассудный человек и недальновидная нация.

— Святейший Мстислав мечтал о единой поместной Украинской православной церкви с патриаршим управлением и центром в святом Киеве. Он восемь раз за три года своего патриаршества приезжал в Украину, много путешествовал по областям, выступал — и везде призывал к такой единой церкви. Не успел осуществить свою мечту. Прошло 17 лет со дня его смерти. А воз и ныне там: единая поместная Украинская православная церковь, к созданию которой прилагает много усилий нынешний Святейший патриарх Филарет и вся 15-миллионная паства УПЦ КП, все еще существует в мечтах и проектах. Почему?

— Ответ на этот вопрос — не в храмах или резиденциях архиереев, а в правительственных кабинетах. Это — политики, и только они, создали ситуацию трех православных церквей в Украине (и уже было недавно намерение создать и четвертую), так как это было выгодно учитывая их избирательные технологии и партийные разборки. В Украине, говорят, есть 140 партий и, если бы была возможность, они создали бы 140 Православных церквей. Над проектированием хаоса в независимой Украине работают уважаемые институты как в самом государстве, так и за его пределами. Истинно трудится для создания из фрагментов единой Поместной православной церкви только УПЦ КП: ее предстоятель, Священный Синод, епископат, тысячи священников, миллионы мирян.

Все прочее — блеф: намерения «содействовать» единству православия, зажигание свечей в храмах на большие праздники представителями власти и т.д. и — не шевельнуть пальцем для реальной встречи предстоятелей церквей с целью созыва общего собора, который бы сотворил единство и поместность церкви. Это — безбожная, непатриотичная, лицемерная игра. И только Бог через Своих верных приведет к успеху!

— Почему же все-таки Поместный Собор 5—6 июня 1990 года избрал первым патриархом 92-летнего Мстислава Скрипника, если уже в воскрешенной УАПЦ было семь архиереев? И к тому же Мстислав жил в США и в то время никто не знал, приедет ли он в Украину и будет ли жить здесь? Не будем забывать, что еще существовал СССР и мало кто знал, что империя дышит на ладан и через год распадется.

— Нужен был человек особенный, легендарный, который бы положил краеугольный камень Киевского патриархата, а достроят другие. За прошедшие 20 лет я и все мы, кто может духовно видеть, убедились, что так оно и произошло. Из нескольких десятков верующих тогдашней УАПЦ мы имеем теперь 15 миллионов приверженцев УПЦ Киевского патриархата, около 40 архиереев, а тогда было, как вы правильно сказали, только семь; четыре тысячи приходов во всех областях Украины, а также за рубежом; монастыри высших и средних духовных учебных заведений. Более ста священников и епископов имеют степени кандидатов и докторов богословских наук. Так хороший ли краеугольный камень УПЦ КП положил патриарх Мстислав? Очень хороший. И в этом была Божья воля.

А если говорить о человеческом факторе, то немалую роль в выборе Мстислава патриархом — несмотря на его возраст — имела его легендарность: племянник Симона Петлюры, потомок двух потомственных полтавских казацких семей — Скрипников и Петлюр, из которых в прошлом вышло много духовенства и монахов. Поэтому все 547 делегатов Собора 5—6 июня 1990 г. единодушно проголосовали за Мстислава как патриарха Украины. Мы знали, что он объединил распорошенную УПЦ в США, присоединил к ней украинские епархии в странах Западной Европы, Латинской Америки, Австралии. Прекрасный организатор церковной жизни! Плюс выдающиеся личные качества, талант оратора, строитель значительного духовного центра православных украинцев в штате Нью-Джерси. Таковы составляющие того, почему мы избрали Мстислава Скрипника первым православным патриархом Украины. Его имя золотыми буквами будет — и это уже есть — записано в истории Украины и в истории Украинской церкви. Как и двух его преемников на патриаршем престоле.