О соблазнах ложной Европы
Почему парижская декларация ведущих философов чрезвычайно важна именно сейчас
7 октября 2017 года в интернете на девяти европейских языках была опубликована Парижская декларация под названием «Европа, в которую мы верим». Ее подписали 12 ведущих европейских интеллектуалов, среди которых такие выдающиеся мыслители, как Реми Браг (Rйmi Brague), Роджер Скратон (Roger Scruton), Роберт Шпеман (Robert Spaemann) и др. Без преувеличения этот документ можно назвать одним из главным интеллектуальным событием года. Но европейская пресса (я имею в виду ведущие газеты, а не второстепенные интернет-ресурсы) обошла публикацию Парижской декларации молчанием. Исключением была краткая и ироническая заметка Симона Штрауса во Frankfurter Allgemeine Zeitung от 14.10.2017 (в ней авторы Декларации фигурируют как «группа консервативно-мыслящих интеллектуалов»). Дружное молчание европейской прессы вполне красноречиво. Оно является еще одним свидетельством того, что в современной Европе идеи, идущие вразрез с общепринятым интеллектуальным «трендом», стараются игнорировать или маргинализировать. Какие же главные идеи Парижской декларации? Почему ее публикация столь важна именно в наше время?
Текст Декларации состоит из 36 небольших параграфов. Авторы (представители 9 европейских стран — Франции, Германии, Испании, Чехии, Венгрии, Польши, Голландии, Великобритании и Бельгии) говорят о Европе как о своей общей родине. Но сегодня Европа находится в очень опасном состоянии, так как пребывает в плену ложного понимания самой себя и своей истории. «Лидеры ложной Европы (the patrons of the false Europe) одержимы суеверием неизбежного прогресса. Они уверены, что история на их стороне, и эта вера преисполнила их гордыней и высокомерием. Поэтому они неспособны осознать ошибки того пост-национального и пост-культурного мира, который они сами конструируют. Более того, они ничего не знают о подлинных источниках человеческого достоинства, которое они на словах так высоко ценят. Они игнорируют и даже отклоняют христианские корни Европы (they ignore, even repudiate the Christian roots of Europe)» (§3). Представители ложной Европы подавляют всяческое инакомыслие, разумеется, во имя свободы и толерантности.
Авторы Декларации призывают встать на защиту истинной Европы (§3). Истинная Европа — это не империя, не вынужденное единство, а содружество национальных государств (§7). Истинная Европа сформирована христианством и классической традицией Греции и Рима (§§ 9-11). «Универсальная духовная власть Церкви (universal spiritual empire of the Church) сделала возможным культурное единство Европы и сделала это без политического принуждения» (§9). «Наши добродетели, вне всякого сомнения, представляют собою христианское наследие: справедливость, сочувствие, милосердие, прощение, благотворительность» (§10). Наследие Греции и Рима является вдохновляющей силой для создания произведений искусства и для поразительных прорывов в науке и технике.
И вот эта истинная Европа находится в серьезной опасности. «Мы теряем нашу родину (we are losing our home)» (§13). «Либертарианский гедонизм (libertine hedonism) зачастую становится источником скуки и чувства дезориентации (leads to boredom and a profound sense of purposelessness)». Европейское общество глубоко увязло в «индивидуализме, изоляции и бесцельности (aimlessness, Ziellosigkeit)». «Поколение-68 [имеется в виду поколение 68-го года рождения] разрушало, а не строило» (§15). В современной Европе навязывается технократическая формула «не существует никакой альтернативы» той политике, которая провидится чиновниками институций ЕС. Это пример мягкой, но все более реальной тирании (this is the soft but increasingly real tyranny) (§19).
Значительная часть Декларации посвящена критике существующей образовательной системы, и поведения большей части европейских интеллектуалов. «К сожалению, многие европейские интеллектуалы являются сторонниками господствующих идеологий ложной Европы». «Наши университеты сегодня — это активные агенты непрестанного разрушения культуры (our universities are now active agents of ongoing cultural destruction)» (§21).
Авторы Декларации не оставляют без внимания и проблемы миграции. Они указывают на тот факт, что в некоторых регионах Европы мусульмане пользуются неформальной автономией, что свойственно, скорее, для колонистов, а не для граждан (§23). В этом авторы Декларации усматривают опасности разрушения европейской идентичности.
С чего начинать работу над обновлением Европы? С теологического самопознания. Искаженный универсализм превратился в своеобразную эрзац-религию (ersatz religion). «Это сильный опиум, который парализует Европу как политическое целое» (§24). Новомодную эрзац-религию необходимо решительно отвергнуть вместе с культом «экспертократии» (власти экспертов), вытеснившим добродетели мудрости, тактичности и подлинной культуры. «Мы поддерживаем политические достижения эпохи модерна: фундаментальные права человека должны быть гарантированы. Но здоровая демократия нуждается в социальной и культурной иерархиях. Это побуждает стремиться к совершенству и оказывать уважение тем, кто служит общему благу (common good, das Gemeinwohl)» (§29). Необходимо возродить чувство духовного величия (a sense of spiritual greatness, Sinn fur geistige Große) и придать ему соответствующее значение, чтобы наша цивилизация сумела защитить себя, с одной стороны, от возрастающей власти материального богатства, а с другой, — от засилья вульгарных массовых развлечений» (§29). Мы нуждаемся в возрождении моральной культуры (§30).
В последних параграфах авторы снова возвращаются к проблемам современного университетского образования. Они говорят о необходимости реформирования учебных программ таким образом, чтобы они служили передаче общего культурного наследия. «Учителя и преподаватели во всех областях несут обязательства перед памятью (have a duty of memory, haben Pflicht zur Erinnerung)». Ведь они — живые мосты между поколениями. «Мы должны обновить высокую культуру Европы, стремясь восстановить общие стандарты возвышенного и прекрасного, отвергая деградацию искусств и препятствуя их превращения в разновидность политической пропаганды» (§32). В завершающем параграфе авторы Декларации призывают европейцев поддержать проект восстановления подлинной Европы и отвергнуть «утопические фантазии мультикультурного мира без границ (we ask the all Europeans to join us in rejecting the utopian fantasy of a multicultural world without borders)». «Давайте обновлять наш национальный суверенитет и отыскивать достоинство, которое проистекает из общей ответственности за будущее Европы» (§36).
Мне кажется, что Парижская декларация ведущих философов чрезвычайно важна именно сейчас. Во-первых, нужно было проявить интеллектуальное мужество, чтобы заявить о своей позиции, идущей вразрез с господствующими идеологиями. Во-вторых, то, что о своей позиции открыто заявили влиятельные европейские философы, возвращает философии то значение, которое она имела в недалеком прошлом. В том сложном и многообразном мире, в котором мы живем, в мире, в котором пропаганда и манипуляции достигают невиданных прежде масштабов, голос разума должен звучать наиболее отчетливо и твердо. Это прямая обязанность философов — быть служителями правды и смысла. Ведь философия — это практика понимания, прояснения, практика критики и взвешенного анализа. Повторяю, сегодня от представителей философии требуется мужество, ведь им приходится все чаще говорить не очень приятные вещи. Наконец, в-третьих, Парижская декларация вновь актуализирует важнейшие вопросы о природе и ценностях европейской традиции. Что такое Европа? Какой была подлинная история Европы? Какие идеи и ценности сформировали современную Европу? Каким должно быть будущее европейской цивилизации? Для нас, украинцев, эти вопросы имеют еще один важный аспект. Мы должны ответить на вопрос, какую Европу мы выбираем? Поэтому идеи, изложенные в Парижской декларации, имеют для нас особую ценность.