Олигарх «отец Вадим». Зачем Новинскому духовный сан в Московском патриархате?
Об этом профильное религиозное издание Cerkvarium со ссылкой на свои источники сообщило еще в апреле.
Однако из-за карантина проверить данную информацию было трудно, да и храмы были закрыты. К тому же и сам политик, а Новинский является парламентарием уже третью каденцию, не спешил афишировать свою духовную карьеру. Так что долгое время информация о священном сане олигарха воспринималась как слухи.
Однако в минувшее воскресенье тайное стало явным. Новинский участвовал в богослужении в праздник Святой Троицы в Киево-Печерской лавре. Соответствующее фото опубликовал близкий к Новинскому управделами УПЦ МП митрополит Антоний (Паканич).
Церковь и политика
Пожалуй, это уникальный случай для постсоветского олигархата, когда мультимиллионер становится частью церковной корпорации. Такое бывало в истории, но никак не в новейшей. При этом с принятием Новинским сана есть несколько проблем. Во-первых, он политик, а церковь пытается дистанцироваться, по крайней мере на словах, от политики и запрещает своим клирикам баллотироваться в органы власти.
Есть интересный прецедент. Священник-диссидент Глеб Якунин после развала Союза стал депутатом Госдумы, состоял в комиссии по изучению ГКЧП и имел доступ к секретным материалам КГБ. Он опубликовал данные о сотрудничестве иерархов с чекистами. За это был лишен сана и предан анафеме. Но формальной причиной церковных санкций было вовсе не разоблачение сексотов, а участие в политике и работа депутатом Госдумы. Он не подчинился требованию Синода РПЦ о неучастии клириков в выборах.
Позже в РПЦ несколько смягчили позицию и разрешили (журнал Священного Синода № 93) в исключительных случаях священникам баллотироваться на выборах, но только с целью защиты церкви от «раскольнических или иноконфессиональных сил». При этом запрет состоять в политических партиях остался.
Новорукоположенный отец Вадим не только состоит в партии «Оппозиционный блок», но и входит в высший политсовет партии. Он один из фронтменов политсилы, а большинство новостей на партийном сайте связаны с его именем. Новинский на протяжении всей эпопеи с получением украинской церковью Томоса (церковный канонический документ, который возвратил Киевскую митрополию в юрисдикцию Константинопольской церкви. – Примеч. ред.) про автокефалию клеймил власти в целом и Порошенко, в частности за политизацию церкви. Очень любопытно теперь будет смотреться народный депутат в рясе, осуждающий политиков за вмешательство в дела церкви.
Не Новинский для церкви, но церковь для Новинского
Стороннему наблюдателю покажется странным, что олигарх, политик решил связать свою жизнь с церковью. Судя по медийной активности Новинский не собирается уходить из публичного пространства и посвящать всю свою жизнь сугубо диаконскому служению. Зачем же тогда вот это все?
Не Новинский для церкви, но церковь для Новинского. Именно так можно перефразировать библейский афоризм о субботе. Мотивы олигарха предельно понятны. Он желает еще более влиять на жизнь УПЦ Московского патриархата. Уже сейчас он является ее генеральным спонсором. Его финансовые вливания сопоставимы с объемами предыдущего генерального спонсора – бизнесмена Виктора Нусенкиса. Тот жертвовал по 125 тысяч долларов в месяц.
Это открывает широкие возможности по воздействию церковников на паству через сеть сайтов, телеграмм-каналов, ютуб-каналов и вайбер-групп, а также на ключевых стейкхолдеров (лицо или организация, имеющая права, долю, требования или интересы в обсуждаемом деле. – Примеч. ред.) за рубежом за счет частых частных визитов.
Зачем это Новинскому? Во-первых, у него есть собственное видение истории и мировоззрение, в котором для независимой от России Украине нет места. Он всячески пытается вернуть Киев под влияние Москвы. В основном используются вопросы веры, языка, общей памяти и, конечно, желания мира на Донбассе. Последний подразумевает, но не артикулирует необходимость просто примирения и фиксации статуса-кво. О реинтеграции и деоккупации ни слова. Равно как и о Крыме.
Это его сверхцель. Достигнуть ее можно несколькими путями. Во-первых, обеспечить, чтобы церковь, как общественный институт с высокой репутацией, продвигала необходимые пророссийские нарративы. Этот пункт уже работает. Во-вторых, инструментализировать церковь на выборах и зайти во власть.
Церковь и финансово-промышленные группы
У Новинского по второй части есть конкуренты. Это отколовшаяся от Оппоблока (украинская политическая партия «Оппозиционный блок». — Примеч. ред.) «Оппозиционная платформа – За жизнь» во главе с Виктором Медведчуком. Эта партия тоже пророссийской направленности и тоже хочет использовать церковь Московского патриархата. И у них это выходит лучше.
Дело в том, что в ОПЗЖ входит финансово-промышленная группа Фирташа – Левочкина. Они владеют одним из самых рейтинговых телеканалов – «Интером». На нем несколько лет показывали еженедельную передачу с участием главы УПЦ МП митрополита Онуфрия. А в это время по церковным вайбер-группам священники просили прихожан постить у себя на страницах в соцсетях линки на передачу. Дословно – «для последующего таргетинга». Вот «Интер» и отследил свою целевую аудиторию. ОПЗЖ и Оппоблок – два брата близнеца с одинаковой повесткой и одинаковыми своей пророссийскостью политиками. Только у одной партии был топовый канал и таргетинг нужной аудитории, а у другой нет.
Так вот, Новинский был из той партии, которая на выборах пролетела. Сам, конечно, додумался баллотироваться как мажоритарщик и свой округ выиграл. Но и выводы нужные сделал. Чтобы не дать церкви работать на конкурентов, Новинский взялся еще больше ее контролировать. Теперь он сам стал частью церковной элиты. Его влияние усилится многократно, непропорционально его низшему сану. Дьякон – это начальный этап священства. Нечто наподобие прапорщика в армии. А теперь представьте себе прапорщика олигарха. Его влияние будет поболее чем у некоторых генералов.
В общем и целом принятие Новинским сана – это очередное событие в борьбе пророссийских финансово-промышленных групп в Украине за доступ и инструментализацию церкви Московского патриархата. УПЦ МП, несмотря на общее недовольство за коллаборационизм с россиянами в Крыму и на Донбассе, а также за повышенную конфликтность в Украине, остается достаточно дисциплинированной институцией. Там налажена четкая вертикальная коммуникация: митрополия – епархия – благочиние – храм – прихожане. Через эти каналы связи (в основном через вайбер) доносятся нужные месседжи, формируются нарративы, а также таргетируется аудитория. Именно за нее и борются представители олигархических кланов.