Отец Бруно ФЕРРЕРО: «Почувствовав себя нужными, мы начинаем жить»
Когда я впервые прочитала притчи итальянского отца-селезианина Бруно Ферреро, понятная, насколько творчество может быть многогранным в своем предназначении. А непосредственно пообщавшись с ним, увидела, насколько этот мир может быть разносторонним благодаря «наполнению» такими людьми. Отец Бруно — незаурядная личность. Он — любимец детворы. Иногда они называют его суперменом (особенно, когда отец надевает рясу яркого цвета), всегда окружают в надежде услышать новую интересную историю во время проповеди. А еще священник рекомендует больше улыбаться. Не будем открывать все тайны. Просто почитаем дальше.
— Отец Бруно, расскажите об истоках своего творчества?
— Почему начал писать? Сегодня люди хотят услышать что-то неординарное, ведь иногда слова Церкви — достаточно скушны. Через притчи Иисус общается с людьми. И эти маленькие катехизации — увлекают. Что же касается написания историй, то я бы не начал писать, если бы это не было для меня потребностью.
— Как, собственно, создаются ваши истории?
— Я начал писать истории сорок лет тому назад. Как-то в молодежном центре нужно было обратиться со словом к детям. Поэтому после молитвы начал рассказывать истории и сразу же увидел результат. Ведь эти рассказы сближали, показывали, что каждый человек является нужным. Знаете, это как история с женщиной, которая всегда перед сном включала телевизор. Когда ее спросили, почему вы это делаете, она ответила: «Потому что госпожа в телевизоре единственная, кто всегда желает мне спокойной ночи!». Сами же истории рождаются от нагромождения мыслей и импульса. Возьмем пример аукциона. Среди лотов — старая скрипка. Ее стартовая цена — 5 или 10 евро. Однако в зале поднимается человечек, берет в руки скрипку, стирает с нее пыль и начинает играть. Тогда же цена повышается до одной тыс. евро, двух тыс. евро и так далее. Я считаю себя этой старой скрипкой. Поэтому когда ко мне прикасается рука Мастера, то есть Бога, могу и заиграть! (Улыбается. — Ю.Л.).
— Во время обучения в семинарии вы совершенствовали свой стиль?
— Не было какой-то конкретной цели. Чем больше человек пишет, тем больше вытачивается его стиль. Я не считаю, что стиль должен быть идеальным и совершенным, но это правда!
— Знаю, что после учебы в семинарии вы начали заниматься журналистикой. По вашему мнению, какая сегодня самая важная задача журналистики, не принимая во внимание, религиозная она или светская?
— Важнейшая задача журналистики — это суметь сказать людям правду. В журналистике первостепенным должен быть факт, а уже потом мысль, в Италии очень часто все происходит наоборот — сначала собственное суждение, а затем — информация. Поэтому происходит манипуляция. Для меня хороший журналист ассоциируется с евангелистом. Например, часто говорят, что Евангелие от Марка является лучшим образцом для журналистики, ведь в нем изложены события без высказывания собственного мнения. Кроме того, журналист должен нести в себе творческое начало, ведь то, о чем он пишет, должно поразить воображение читателя, зрителя или слушателя. То есть через свой труд визуализировать событие.
— Однако очень часто в аудитории реципиентов находятся атеисты. Как рассказать о Боге тем, кто в Него не верит?
— Нужно не бояться открывать живого Бога, преподносить Его таким, каким Он есть — любящим и заботливым. И этого будет достаточно, современный человек нуждается в заботе и любви.
— Каждый день человечество развивается с невиданной скоростью. Меняется политическая власть в разных странах. Как человеку в этом мире не потерять свой внутренний стержень?
Есть люди, которые не знают, |
— На мой взгляд, каждый человек должен понять важность своего внутреннего стержня, ведь когда он его потеряет, будет «поедать» все, что ему попадется на пути, то есть избавится от защитного фильтра. Поэтому постоянно необходимо размышлять над этим, над своим внутренним наполнением, пытаясь его преумножать.
— Вернемся к вашему творческому процессу. Известный норвежский писатель, Юстейн Гордер, писал, что «каждый этап творчества начинается с чистого листа»? А как у вас?
— Все начинается с маленькой идеи, например с трещины в тротуаре; из которой вскоре вырастет цветок. Через творчество можно восхвалять то, что является несовершенным, ведь тротуар с трещиной может иметь много цветов.
— Были ли случаи в вашей жизни, когда они становились сюжетами притч?
— Да, на самом деле это часто происходит. Например, рассказ о новорожденной девочке, который рассказала моя племянница, работающая в больнице. Мама, забеременевшая во второй раз, хотела, чтобы ее сын после родов не ревновал родителей к своей сестренке. Поэтому женщина приучила малыша каждый вечер класть руки на свой живот, петь колыбельную и разговаривать со своей сестренкой. Так происходило до преждевременных родов. К сожалению, девочка родилась больной, ее поместили в специальный инкубатор, врачи не давали гарантий на то, что она выживет. После родов мальчик начал спрашивать родителей о своей сестре, но они сначала не хотели травмировать его, только впоследствии осмелились взять его в больницу. Когда мальчик увидел свою сестренку в инкубаторе, он положил руки по старой привычке и начал петь. И здесь случилось чудо. Состояние новорожденной вдруг начало улучшаться. Спустя некоторое время девочка уже хорошо себя чувствовала, и родители забрали ее домой, а врачи долго не могли объяснить феномен. Думаю, что ответ простой — мы начинаем жить, как только понимаем свою необходимость.
— И напоследок. Отец Бруно, поделитесь тайной, какая у вас самая большая мечта?
— Моя самая большая мечта — попасть на небо, ведь противоположная альтернатива не весьма приятна (Смеется. — Ю.Л.).