Папе Римскому не нужно просить разрешения посетить Украину у православных — российский историк
"Сerkva.od.ua", 4 июня 2010 года.
Такое заявление сделал российский церковный историк, специалист по каноническому церковному праву Павел Парфентьев. По словам ученого, Украина и так является канонической территорий греко-католической церкви, поэтому Папе Римскому Бенедикту XVI «испрашивать разрешения посетить Украину у митрополита Украинской Православной Церкви не имеет никакого смысла».
«Украинская Греко-Католическая Церковь является прямой правопреемницей древнерусской Киевской митрополии, и униатские митрополиты до 18 века включительно носили титул "митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси", — говорит Павел Парфентьев. — На определенный момент все православные иерархи Киевской митрополии были греко-католиками — два епископа, не принявших Унию умерли, не оставив преемников — и вновь созданная через 24 года после Брестской унии православная иерархия, фактически, стала параллельной по отношению к канонической иерархической структуре Западной Руси. Если следовать логике православных, то испрашивать разрешение на посещение Украины следовало бы, прежде всего, самому патриарху РПЦ Кириллу, причем обращаться с подобным прошением он должен был бы ни к кому иному, как к верховному архиепископу УКГЦ Любомиру Гузару», — считает российский историк.
«Но вообще, понятие "каноническая территория" в том значении, которое вкладывают в этот термин православные, отсутствует в древней канонической традиции и появилось совсем недавно — когда православная сторона стала использовать этот термин для обоснования своих притязаний, — отметил российский богослов. — В свое время, кардинал Вальтер Каспер справедливо подверг стоящий за этим термином подход богословской критике, указав на то, что он граничит с экклесиологической ересью».
«В действительности, каноническое деление на "территории" может существовать лишь внутри определенной Церкви, но никак не между Церквями, не пребывающими в полном общении — а значит, бессмысленно говорить о посягательстве на чужую каноническую территорию. Согласовывать свои пастырские путешествия должны друг с другом только епископы одной и той же Церкви, католические же церковные структуры не имеют ничего общего со структурой православных церквей, а потому просить разрешения друг у друга на посещение той или иной страны нет абсолютно никакой необходимости», — считает Павел Парфентьев.
«Скажем, православных на Западе, среди которых очень много и верующих, и священников местного происхождения, когда они окормляют верных, учреждают приходы, когда их иерархи наносят визиты друг другу, Католическая Церковь в нарушении канонических территорий никогда не упрекает», — подчеркнул Павел Парфентьев.
Справка
Украинская Греко-Католическая Церковь, называвшаяся до начала 20 века Русской Греко-Католической Церковью, а также просто Русской Церковью, берет начало со времени Крещения Руси святым равноапостольным князем Владимиром, когда в Киеве была основана Киевская митрополия Константинопольского патриархата. В 1596 году на соборе в Бресте русские епископы во главе с Киевским митрополитом приняли решение перейти в юрисдикцию патриарха Рима, став с того времени частью Католической Церкви. Через 24 года после заключения Унии православные в нарушение всех канонов поставили новых епископов и митрополита, создав тем самым неканоническую параллельную иерархию на территории Руси-Украины. Однако после присоединения Украины к Московской державе даже эта иерархия была заменена московскими епископами.
Таким образом, Украинская Греко-Католическая Церковь осталась на сегодняшний день единственной прямой преемницей древнерусской Киевской митрополии, — соответственно Украина и Беларусь являются законной исторической территорией греко-католиков.