Патриарх в Киеве объединил несогласных и непохожих

30.07.2012, 17:05
Вопрос об отделении украинской церкви на повестке дня не стоит, слово «автокефализатор» в Киеве — ругательство

Вопрос об отделении украинской церкви на повестке дня не стоит, слово «автокефализатор» в Киеве — ругательство

В Киеве патриарх Кирилл возглавил празднование Дня Крещения Руси. Начавшись молебном на Владимирской горке, торжества продолжились в Киево-Печерской лавре.

Патриарх приезжает на Украину не как зарубежный гость, а как предстоятель Церкви к собственной пастве. Он не вмешивается во внутренние дела Украинской церкви (это самоуправляемая церковь с правами широкой автономии, где все решения принимает собственный Синод), но здесь его на каждом богослужении поминают как первосвятителя.

На Владимирской горке днем 27 июля патриарха Кирилла ждали около тысячи прихожан, а под горкой на Европейской площади — 18 протестующих. На удочке раскачивалась выкрашенная серебряной краской калоша, на плакатах возвеличивалось имя украинского «патриарха» Филарета Денисенко (так называемый киевский патриархат не признан ни одной православной церковью мира). Двое колоритных мужчин с голыми торсами и длинными чубами изображали вольное казачество и выкрикивали оскорбления.

— Почему вас так мало? — спросили журналисты, куда более многочисленные, чем пикетчики.

— Денег мало платят, — то ли проговорились, то ли отшутились герои съемки.

Выше, на Владимирской горке, ощущение праздника соседствовало с напряженностью. Там и сям слышалось популярное местное ругательство «автокефализатор»: идею отделения Украинской церкви от РПЦ здесь воспринимают как опасность, ее сторонников — как врагов. В тайной поддержке автокефалии могут подозревать и мирян, и архиереев, обсуждая, кто ревностней защищает единство; в задающих вопросы сразу усматривают «засланных казачков». Юношу в подряснике бранили только за то, что он говорил по-украински: якобы так и Богородицу можно назвать не «Невеста неневестная», а «дiвка незасватанная». Между тем среди паствы УПЦ МП много украиноязычных, все официальные ресурсы и издания выходят на двух языках.

— Украинское общество неоднородно, как и любое другое, — сказал «Известиям» пресс-секретарь Украинской православной церкви Московского патриархата протоиерей Георгий Коваленко. — Заслуга митрополита Киевского Владимира как раз в том, что он объединяет очень разных людей, причем ведет их не за собой, а к Спасителю. Так сохраняется единство во Христе, несмотря на различные политические взгляды и языки. Что бы ни говорили разные группы верующих друг о друге, они едины в послушании митрополиту Владимиру, — уверен священник.

По словам отца Георгия Коваленко, информация об «автокефалистских настроениях» в среде украинского епископата и духовенства исходит от «псевдоправославных общественных движений, осужденных церковью как политическое православие».

Коваленко напомнил, что нынешний статус самоуправляемой церкви в УПЦ считают оптимальным, а набраться недоумений верующие могут разве что на политизированных сайтах: виртуальная жизнь сегодня влияет на реальность.

— Из года в год посещая Украину, я убеждаюсь, что абсолютное большинство православных верующих здесь — за сохранение единства Русской православной церкви, — сказал «Известиям» заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, протоиерей Николай Балашов. — Да, в Украинской православной церкви есть разные настроения. Не вижу ничего плохого в том, что люди принимают близко к сердцу будущее своей Церкви, а вопросы сохранения многовекового духовного единства для многих важнее, чем материальное благополучие.

По словам отца Николая Балашова, «на реальной повестке дня в Церкви вопрос об автокефалии УПЦ не ставится», а если бы и был поставлен, то поддержка этой идеи была бы недостаточной для ее осуществления. Для московского священника также очевидно, что автокефалию обсуждают в основном околоцерковные СМИ и некоторые украинские политики.

— Украинское духовенство выражает свои политические взгляды только в кабинке для голосования, а не в проповедях, — заверил отец Георгий Коваленко.

На литургию в Киево-Печерской лавре собрались гости из всех православных церквей, и прихожан было гораздо больше, чем накануне на Владимирской горке: выходной, к тому же утром не так жарко. Митрополит Владимир, поблагодарив патриарха Кирилла за визит и поздравления с юбилеем (20 лет назад он возглавил Киевскую митрополию), пригласил поскорее приезжать еще.

— Мы празднуем сегодня 20-летие Харьковского собора, который, преодолев великое искушение и соблазн, порожденный человеческой греховностью, сохранил Украинскую православную церковь в общении со Вселенским православием, — напомнил патриарх. На том же соборе был низложен Филарет Денисенко, затем провозгласивший себя киевским «патриархом».

Патриарх Кирилл на празднике успел сказать не только об истории, но и о Евангелии: объяснил, почему Христос называет свою паству овцами, реалистически напомнив, что овцы — животные неумные и управлять ими трудно, а стадное чувство заставляет их устремляться друг за другом, даже если путь ведет к гибели.

Господь, уверяет патриарх, не считает верующих глупее других людей, однако «любой человек несоизмерим силой ума своего с величием и могуществом Божиим и мы, все люди земли, — овцы пред Богом».

Не быть стадом и отличать голос своего пастуха от усиленных средствами массовой информации вражеских призывов или зова плоти — этому, по мнению патриарха, русские люди учатся уже более 1020 лет, с момента Крещения Руси.

Александра Сопова

"Известия", 29 июля 2012