Период испытаний
Украинские церкви переживают непростой период внутренней трансформации, все больше отдаляясь от того единства, которое характеризовало Всеукраинский совет церквей и религиозных организаций во время Майдана.
9—11 сентября состоялась встреча представителей украинских и российских религиозных организаций в Осло. Позитивным моментом было уже то, что она состоялась. О необходимости такой встречи впервые публично заговорили еще 30 сентября 2013 года, в связи с принятием обращения членов ВСЦиРО относительно евроинтеграции Украины как естественного процесса, предопределенного географическими, историческими, культурными и религиозными факторами. Сначала «для равновесия» планировали визит ВСЦиРО в Россию. Но ввиду всеобщего заострения обстановки пришлось выбирать нейтральную территорию, которую любезно предоставила Норвегия. Позитивным моментом на самой встрече был отказ российской делегации от огульного обвинения украинских церквей в поддержке «киевского режима» и «предательстве исторического единства». Из-за таких обвинений полгода назад была оборвана на полуслове встреча украинских и российских протестантов в Иерусалиме. Очевидно, российские церкви получили некоторый импульс к более ответственной позиции, когда в Украине начали погибать вместо «добровольцев» обычные солдаты срочной службы, которые «заблудились» на Донбассе сразу в количестве нескольких тысяч. Совместная декларация украинских и российских религиозных организаций, принятая в Осло, призывает к миру, а особенно — к прекращению всех форм войны, опасных для мирного населения. Очевидно, что большего количества точек соприкосновения просто не существуют, поскольку российские церкви не готовы признать историческую вину руководства своего государства, а украинские не имеют никаких причин отступать от патриотической позиции относительно своей родины. Общая надежда украинских церквей заключается в пророческом виденье того дня, когда весь российский народ сумеет покаяться так же, как это после поражения в 1945 году сделали немцы, поэтому отношения с церквями России не рвутся до конца, поскольку именно религия может быть важным фактором в возникновении такого будущего покаяния. Ведь только здоровые изменения в религиозности на фоне значительных трагических исторических событий подталкивают и к народному покаянию, поскольку только религия может побеждать у некоторых народов их законсервированный менталитет.
16 сентября были опубликованы документы общего Синода УГКЦ, который продолжался неделю в закрытом для публики режиме. Этот архиерейский собор начался со скандала, который бойко обсуждался общественностью, но не самими церквями. Римско-католический архиепископ, бывший секретарь папы Иоанна Павла II, Мечислав Мокшинский в крайне некорректной форме в начале собора затребовал возвращения больше десятка костелов, в которых сегодня служат греко-католики. Сама ситуация, из-за которой возник конфликт, имеет такой генезис. Католики в какой-то местности не могут восстановить костел и не претендуют на него. Когда же костел уже поднят из руин силами УГКЦ, возникает римско-католическая община, которая претендует на готовое помещение. Из этой схемы есть исключения, но обычно события разворачиваются именно по такому сценарию. Как поступить УГКЦ? Это большой вопрос, и отказ от храмов с одновременным требованием (официальным или нет — это уже вопрос) заменить руководство римо-католиков в Украине — это было бы удачное решение. Вообще оба руководителя проявили себя не лучшим образом во время Майдана, и Украина уже даже устала ждать более смелых и харизматичных римско-католических лидеров. Ведь время после визита Иоанна Павла II в Украину (2002) — это просто потерянное время. Католицизм мог бы приобрести качественно другое развитие, стать одним из лидеров в формировании общественной мысли, однако «пасет задних». Конечно, в такой ситуации ищутся виновные. Еще можно понять, если Патриарху московскому Кириллу трудно признать личную вину в том, что украинское православие теряется для РПЦ, и он ищет виновных в своих поражениях в рядах «униатов и раскольников». Но когда потерянное десятилетие для римо-католиков в Украине объясняется тем, что не хватало дюжины костелов, которые не переданы от УГКЦ к РКЦ, — этого уже никак понять нельзя.
Но главным достижением Синода УГКЦ следует считать программу реформ. УГКЦ решила качественно изменить собственную работу практически на всех участках деятельности Церкви. Внутренняя жизнь приходов и епархий, богословие, социальная деятельность, евангелизация — все это требует не формальных, а реальных изменений. Можно сказать, что начинается главный этап в истории правления Патриарха Святослава и, возможно, даже УГКЦ в целом. Ведь де-факто УГКЦ стремится сделать для всей Украины в XXI веке все то, что митрополит Андрей Шептицкий сделал для Галичины в межвоенный период. Конечно, новые исторические условия требуют более творческой и разнообразной тактики. УГКЦ переходит к активному использованию методов работы по влиянию на все общество, взятых из арсенала православных, католических и даже протестантских методов церковной активности. Если запланированное удастся, то УГКЦ будет самой прогрессивной и самой христианской церковью Украины, привлекательной для всех — от самого умного интеллектуала до простого крестьянина, от успешного политика к социально незащищенному гражданину, от сегодняшнего либерального православного к сегодняшнему консервативному протестанту. Единственное, что может помешать полной победе УГКЦ, — это торжество духа постконфессиональности, когда люди хотят верить и ходить в церковь, но не хотят замыкаться в четко обозначенных пределах вероисповедания, организации, образа жизни. Если УГКЦ действительно будет предлагать еще больший набор возможной идентичности для своих верующих, будет еще больше открыта при сохранении верности Евангелию, ее ожидает исторический успех в Украине.
Что касается текущей ситуации, то епископы УГКЦ приняли два обращения. В первом содержится призыв ко всем приложить максимум усилий для достижения мира в Украине. Второе обращение касается будущих выборов, и народу предлагается не искать материальных выгод, но быть готовыми к жертвенности ради собственного христианства и украинскости. Такие призывы не лишни. А на фоне патриотической пропаганды УПЦ КП и маловыразительной позиции УПЦ они являются голосом христианской рассудительности и гражданской ответственности.
16 сентября проходил Синод УПЦ МП, который расставил некоторые важные акценты как первый Синод при предстоятельстве митрополита Онуфрия как полноценного главы церкви. Во-первых, умеренным украинофилам отведено место в митрополичьем совет по культуре. Хотя сами официально признанные украинофилы во главе с Георгием Коваленко или игуменьей Серафимой Шевчик скорее похожи для общества на коллективную Анну Герман, но для самой УПЦ они действительно являются неким умеренным «прогрессивным» флангом. При новом предстоятеле таким людям определили культуру как место проявления их талантов, но будут отстранять от информационной и политической деятельности. Последние должны просто исчезнуть, поскольку УПЦ «политикой не занимается» как делом не только «грязным», но вообще «земным», а информационная политика вообще сводится к пиару без каких-либо содержательных идей. На фоне практической полной безыдейности месседжей УПЦ для общества, неумения объяснить даже те идеи, которые есть у руководства, не удивительно, что из УПЦ уходят люди и на очереди — священники. Именно так — сейчас нарастает волна переходов общин без священников, а на очереди — ряд приходов вместе с их клиром. Конечно, УПЦ КП ведет себя во время переходов грубо, и это отталкивает от решения покинуть УПЦ значительные массы священнического. Но последующая безыдейность информационной политики УПЦ и общие заморозки могут превратить переходы в лавину. В УПЦ уже давно были определенные проблемы с более простой вещью: донесением официальной позиции обществу, поскольку случались парадоксальные ситуации — позиция УПЦ заключалась в одном, а ее официальный спикер говорил другое. Особенно это впечатляло, когда сама позиция УПЦ была четкой, а позиция спикера — размытой... Но при всех кризисных явлениях наличия в информационной политике УПЦ ситуации «лебедя, щуки и рака», синодальный информационный отдел УПЦ был «живым». Что же будет теперь и сможет ли новоназначенный шеф по информации владыка Климент Вечеря противостоять суперпрофи архиепископу Евстратию из УПЦ КП — это вопрос? Тем более если сам владыка Евстратий ошибается, то его провалов никогда не видно из-за своевременного подхватывания информационного «меча правды» КП самим Патриархом Филаретом. В УПЦ с этим еще не сложилось, и хотя митрополит Антоний де-факто спас имидж УПЦ во время Майдана, но уже после 25 февраля наступила эпоха турбулентности, конца-края которой не видно.
Судя по уступкам Синода крайним консерваторам, период турбулентности продолжиться и яркое зрелище под названием системный кризис украинского православия будет продолжаться. И дай Бог, чтобы обошлось без религиозной гражданской войны. Среди уступок, незаметных для общества, но являющихся ясными сигналами для самой церкви, надо отметить такие. Председателем церковного суда назначен крайний консерватор из «почаевской партии» вл. Феодор. Возвращен к активному служению хороший монах, но ультраконсерватор вл. Агапит (Погребняк). У него есть авторитет в консервативным кругах УПЦ и его возвращение было неотвратимым. Но вызывает удивление восстановление в активной деятельности другого консерватора — вл. Антония (Боровика), который несколько лет назад был снят с Александрийской епархии во время «чистки» УПЦ от крайне скомпрометированных архиереев. Если вспомнить, что сразу после избрания митрополита Онуфрия предстоятелем УПЦ были награждены очередными почетными титулами консерваторы и русофилы, а также те, кто де-факто провалил работу в епархиях, то вырисовывается совсем грустная картина. УПЦ откатывается назад, и неизвестно где эти процессы остановятся, а ожидаемое обновление — хотя бы духовное — в УПЦ так и не начинается. Эти шаги будут расценены многими священниками, которые еще колеблются, — идти из УПЦ или оставаться, как определенный знак: надежд на лучшее нет, надо переходить сейчас. Таким же знаком будет и молчание Синода относительно внутренних проблем. Даже ритуальное уверение в проукраинской позиции, в открытости к переговорам УПЦ КП, призыв беречь единство УПЦ — это уже было бы хоть какой-то зацепкой для тех, кто сомневается. А так фактически всему украинскому и прогрессивному в УПЦ говорится: принимайте действительность такой, как она есть, а если вас что-то не устраивает, то без вас УПЦ только «очистится». Как говорил классик, это — хуже, чем ошибка. Посмотрим, к каким последствиям это приведет для украинской религиозной среды и каким будет религиозный ландшафт после землетрясений. Если же подтвердится распространенная российскими религиозными СМИ информация, что викарий Черновицкой епархии епископ Лонгин (Жар) призывал против мобилизации в армию, проклинал киевскую власть, обвинял в конфликте не Путина, а Запад, то УПЦ ожидает непростой период еще более полного кризиса в отношениях с государством и обществом, с вообще непредсказуемыми последствиями. Возможно, в процентном отношении УПЦ во всех «помаранчевых» областях останется столько, сколько сейчас в Галичине. Если епископы УПЦ не поймут, что главное — остаться в реалиях Украины.
Так или иначе, текущая ситуация дает хорошие шансы УПЦ КП относительно сознательных православных — если она сможет найти общий язык со священниками УПЦ на местах и не будет действовать грубо. Огромные возможности открываются и для влияния УГКЦ на украинское общество, если все запланированные реформы качественной модернизации церкви будут успешно осуществлены в исторически короткий период.