Первое десятилетие XXI века прошло под влиянием новой волны терроризма с религиозными лозунгами — мнение эксперта
Президент Украинской ассоциации религиозной свободы док. филос. наук Виктор Еленский отметил, что это десятилетие прошло под знаком терактов 11 сентября 2001. Поэтому его уже назвали «новой волной террора». И большинство терактов за этот период были совершены под религиозными знаменами. Многие воспринимают их как выступление мусульманского мира против всех остальных.
Президент Украинской ассоциации религиозной свободы док. филос. наук Виктор Еленский отметил, что это десятилетие прошло под знаком терактов 11 сентября 2001. Поэтому его уже назвали «новой волной террора». И большинство терактов за этот период были совершены под религиозными знаменами. Многие воспринимают их как выступление мусульманского мира против всех остальных.
Выступая 9 февраля на пресс-конференции, посвященной итогам первого десятилетия XXI века и 2010 года, в частности, о состоянии религиозной свободы в Украине и мире, Президент Украинской ассоциации религиозной свободы док. филос. наук Виктор Еленский отметил, что это десятилетие прошло под знаком терактов 11 сентября 2001. Поэтому его уже назвали «новой волной террора». И большинство терактов за этот период были совершены под религиозными знаменами. Многие воспринимают их как выступление мусульманского мира против всех остальных.
Эксперт подчеркнул, что не все террористические акты, которые имели место за это время, были осуществлены мусульманами. «Ясно, что мы не можем обвинять всех мусульман в этих террористических актах. Но факт остается фактом, что большинство из них было совершено во имя ислама, они были религиозно "оправданы"», — сказал В. Еленский.
«Эта тенденция очень сильно изменила мир. Изменила наше представление о безопасности, о хрупкости мира, и о религиозных свободах, которые, казалось, никто уже не может остановить», — замечает В. Еленский. На конец этого десятилетия в 2/3 стран мира власть так или иначе поддерживает свободу совести. Но к этой трети, где религиозная свобода ограничивается или вообще отсутствует, принадлежат самые густонаселенные страны мира, как, например, Китай, Индия, Пакистан, Индонезия. Таким образом, большинство населения мира проживает в странах, где эта свобода нарушается.
Второй тенденцией, по словам эксперта, которая произвела очень большое влияние на состояние религиозной свободы в мире в течение этого десятилетия, было то, что принято называть противостоянием исламского мира всем остальным. За это время в мире христианская и мусульманская общины развивались приблизительно одинаковыми темпами — появилось более 200 млн. новых христиан и мусульман. Но наибольший прирост христиан проходил в Азии, Африке, и они отличаются от того, что мы понимаем как европейское христианство — более экспрессивным. «И вот в Африке оно встретилось с такими же экспрессивным исламом, который так же борется за свое доминирование на континенте. Это привело к нарушению стабильности во многих странах Африки и столкновениям на религиозной почве», — замечает ученый.
Зато в Западной Европе также существенно возросло количество мусульман, построена не одна тысяча мечетей, что также вызвало недовольство местного населения или власти. «Европа стала это делать таким способом, который для многих из нас является очень сомнительным: не поддерживать развитие христианских общин, а запрещать развитие общин мусульманских», — подчеркнул В. Еленский. В некоторых странах запрещены элементы женской исламской одежды, в Швейцарии высказано несогласие со стройками минаретов, а в Великобритании не разрешили построить крупнейшую в Европе мечеть.
На постсоветском пространстве произошло сужение религиозной свободы, особенно в азиатских странах. В среде РПЦ была озвучена идея, что якобы, подражая европейскому опыту, необходимо на законодательном уровне признать определенные конфессии таковыми, что оказали определяющее влияние в развитие той или иной страны и оказать им специальные преференции. Но, по словам эксперта, такая апелляция к европейскому опыту не корректна. И хотя в Европе во многих странах определенные Церкви признаны историческими или даже государственными, однако государство не ущемляет другие официально существующие конфессии, а также старается предоставить им те же преференции, которые имеют исторические Церкви. «То, что предлагается сделать на постсоветском пространстве, явно выпадало из этой общей схемы. Поэтому те схемы, которые предлагались Украине с РПЦ, не являются общеевропейскими, а постсоветскими», — утверждает президент Украинской ассоциации религиозной свободы.