Политическое православие
Церковь митрополита Владимира была сложной структурой, в которой действовал принцип сдерживания и противовесов. Любая политика реализовывалась посредством "малых шагов", иначе при таком хрупком балансе не получалось никак. Митрополит Онуфрий куда более прост и прям. А его ближайшие помощники — в первую очередь митрополит Антоний — судя по всему, то ли не хотят, то ли не способны, то ли просто не нуждаются в какой-либо самостоятельной политике. Москва в качестве источника власти их вполне устраивает. Или вполне держит в руках.
УПЦ, потерявшая к концу предстоятельства митрополита Владимира охвостье "МП", нынче снова вынуждена вернуть его в свое название. Теперь уже — как ярлык. И сколько бы отдельные батюшки и даже владыки ни раздражались на это "МП" — мы, мол, украинская, а не московская церковь, — оно цепляется к "УПЦ" упорно, как вагон к паровозу. Вернее, наоборот — в роли локомотива выступает МП. Так что предложение переименовать УПЦ МП в "РПЦ в Украине", которое считают кто шуткой, кто провокацией, — всего лишь требование языковой логики.
С началом войны в Донбассе рассеялись сомнения в том, что УПЦ МП имеет свое место в геополитическом проекте Кремля. Хотя на самом-то деле геополитический проект Кремля — это эфирное создание, которое терпит крах и гибнет всякий раз при столкновении с реальностью. Но, увы, для реальности это тоже не проходит бесследно. Одной из жертв оказалась как раз УПЦ МП, чья "разделенность в себе", до поры до времени игравшая позитивную роль, в военное время и в (не)умелых руках оказалась фатальной. Усидеть на двух стульях, наверное, можно — но только до тех пор, пока они не начинают разъезжаться в разные стороны. Совет определиться, выбрать один из стульев бессмысленный — УПЦ МП сохраняет свою ценность для Москвы именно в таком раскоряченном состоянии. И даже если она, в конце концов, грянется оземь — в этом тоже будут свои преимущества. Для Белокаменной, разумеется, не для нас.
Митрополит Онуфрий оказался едва ли не лучшим выбором на место предстоятеля в условиях военного времени. Опять-таки для Москвы. Человек, преданный идеалам русского православия и патриарху Московскому. Дисциплинированный монах — а, значит, в случае необходимости готовый претерпеть страдания.
И его совершенно не пронимает тот факт, что "русское православие" уже совсем не то, оно эволюционировало в гражданскую религию русского народа и России, и места для Украины там вовсе не остается. Как и Христу. Пока действовал проект христианского универсализма или даже просто канонических территорий (православие никогда не было сильно в универсализме) — можно было "хранить верность". Но теперь, увы, ни о каком христианстве, православии и уже даже "русском православии" речь не идет. Теперь вера — "в царя и отечество", пасха — 9 мая, божество — "Святая Русь", реликвия — знамя победы, георгиевские ленточки — вместо нательных крестиков, а раз уж начали освящать храмы в честь "павших при исполнении" работников НКВД—МГБ—КГБ, видимо, и соответствующие канонизации не за горами. Какой уж тут универсализм?
Несмотря на это, "настоящий монах" митрополит Киевский, как и его ближайший помощник, еще один "настоящий монах" — управделами Киевской митрополии митрополит Антоний — ничтоже сумняшеся помогают Московской патриархии реализовывать свою часть гибридной войны. Согласно патриарху Кириллу, война в Украине — религиозная, сопровождается попиранием прав и страданиями "канонической церкви". Во всяком случае, именно с такими жалобами ездил в Страсбург митрополит Антоний — на "униатов и раскольников", которые, не исключено, всю эту кашу и заварили ради того, чтобы вытеснить каноническое православие с его канонической территории (пардон за тавтологию).
Надо сказать, дипломатическое ведомство Московской патриархии работает изо всех сил. То, что патриарх Кирилл недавно стал доктором гонорис кауза российской дипакадемии, — вполне заслуженная награда. В том, что касается Украины и нашей войны, он сделал и делает не меньше, чем ведомство Лаврова, скованное с одной стороны Кремлем, с другой — всеобщей брезгливостью. Управделами Киевской митрополии приняли и благосклонно выслушали в Страсбурге, комиссия Всемирного совета церквей посетила Украину и разразилась весьма комплиментарным для УПЦ МП коммюнике. Наконец, "сдержанная" позиция Ватикана и лично папы Франциска. Все эти видимые и еще множество менее заметных успехов МП и его ОВЦС могут записать на свой счет. Пока дипломаты и главы стран ЕС и США изо всех сил обрабатывают российское руководство, подрезают крылья санкциями, ценами на нефть и просто всеобщим "фе", Московский патриархат ничем и никем не ограничен и ведет борьбу по своим каналам. И он-то, в отличие от своего кремлевского патрона, остается кругом "рукопожатным". Как будто для кого-то в мире все еще секрет, какую роль при кремлевском дворе играет патриарх Московский и вся его рать.
Помимо "страданий канонических православных в Украине", Московская патриархия разразилась еще одни проектом — придать УПЦ МП статус "главного объединителя" Украины. На том основании, что ее приходы и верные есть на всей территории Украины. Эта идея всплыла, кстати, и в докладе Всемирного совета церквей. Но главное даже не то, что ее поддерживают религиозные организации в мире, а то, что эта идея не встречает отпора внутри страны. Скорее всего, по причине крайней смехотворности и даже, пожалуй, цинизма — вроде популярной сказки про лиса, который нанялся пасти гусей. По крайней мере, при нынешнем руководстве Киевской митрополии эта идея только на экспорт и годится. Слишком уж откровенную позицию в украино-российском конфликте заняло руководство Киевской митрополии.
Впрочем, УПЦ МП все же играет роль в объединении. Просто не о внутреннем объединении Украины речь. УПЦ МП — теперь как никогда — гарант единства Украины с "Русским миром". Или, бери выше, "Святой Русью". Доктрина Третьего Рима въелась под кожу (или легла приятным грузом на банковские счета) руководства УПЦ МП. Блюсти верность Риму даже вопреки воле наместника (Украина-то всего лишь провинция в составе "Святой Руси") — вот специфический героизм митрополита Онуфрия. Его аскетическая внешность, реноме "безупречного монаха" очень подходят образу "мученика за правду".
Кстати, самое время спросить тех, кто ратовал перед выборами митрополита Киевского за "партию монахов и молитвенников": вы удовлетворены результатами? Или все получилось как с протодиаконом Кураевым, который сначала изо всех сил пиарил "патриарха-менеджера", а потом пришедшие к власти "менеджеры" задвинули его в глубокую оппозицию? Ничего не поделаешь, как писал Марк Твен, "что может быть бесполезнее опыта?". Тем более чужого.
Мученичество, впрочем, постигнет вовсе не митрополита Киевского. И не управделами митрополии митрополита Антония. И даже не настоятеля "главного храма страны" архиепископа Иону, сменившего на этой "должности" митрополита Павла. Участники маленького эпизода с "невставанием" во время чествования героев в ВР, вылившегося в грандиозный скандал (журналистов, разумеется, немедленно обвинили в "раздувании" — но нам не привыкать), ничем не рисковали. Не знаю, что бы с ними было, если бы они встали и похлопали в ладоши вместе со всеми — в Москве, надо думать, бдят, и даже мелочи не пропустят. И в "раздувании" никто не обвинит — всем известно, что как раз из-за них, мелочей, и бывают самые большие неприятности.
Мученичество, если вдруг и случится, то станет уделом церкви "на местах". Приходские священники — вот кому стоит напрячься. Впрочем, они и так постоянно напряжены — то и дело приходится оправдываться, отмежевываться, строчить в митрополию просьбы, открытые письма — в прессу, отчаянные посты — в Фейсбуке. Батюшкам — даже тем, которые не особо любят Украину, — не может нравиться, что под ногами начинает тлеть трава. В первую очередь как раз тем, кто "не особо любит". Дело в том, что каков поп — таков приход, т.е. политические вкусы батюшки, как правило, разделяет его паства, и они могут десятилетиями жить спокойно в этих замкнутых маленьких "клубах по интересам". Но когда телевизор начинает регулярно транслировать провокационные действия священноначалия — тогда этот хрупкий баланс может полететь в тартарары.
Никто же не принимает во внимание, что УПЦ МП в институциональном смысле, на самом деле почти не существует. Киевская митрополия — сама по себе, епархии — сами по себе, приходы — еще самее. Не то, чтобы это случилось вчера. Относительная автономия епархий — один из принципов взаимоотношений в православной церкви. В том случае, когда она дополняется "единством — в главном". Что для церкви главное — понятно: Христос. То есть в идеале именно Он. Но что делать, если руководство церкви, в том числе Московский патриарх лично, постоянно подвергает это "главное" ревизии? Если "главным", с точки зрения руководства церкви, оказывается то "Святая Русь", то какое-то несуществующее "единство", то Победа называется "Пасхой", а СССР/Россия — "Спасителем мира"? Что теперь "главное", с которым надо сохранять единство в православной — в том числе украинской православной — церкви?
Это теперь вопрос вовсе не христианский и не церковный. Это вопрос политический. Борьба, которую митрополит Владимир в свое время вел с "политическим православием", сейчас выглядит почти донкихотской. Поскольку высшее руководство Церкви-Матери сделало политику религией и перепрофилировало церковь на служение гражданскому культу. В извинение митрополиту Онуфрию можно сказать только одно: политизация православия началась не в Киеве. Киев только принял это как новые правила игры. И вряд ли в силах нового руководства Киевской митрополии было отказаться.
Всем "православным френдам", наполняющим ленты отчаянными воплями "не отождествляйте митрополита Онуфрия со всей церковью", хочется ответить банальностью: каждый народ имеет такую власть, какую заслуживает. Судя по всему, церкви как общественного института это касается в полной мере. И почему бы вдруг в украинской церкви было как-то иначе, чем в украинском обществе в целом? Впрочем, в церкви все даже хуже — здесь драматический разрыв между руководством церкви, ее клиром и рядовыми верующими колоссальный и давно культивируемый. Поместные соборы в УПЦ МП не стали традицией — единственный в истории УПЦ МП Поместный собор был созван еще митрополитом Владимиром. А митрополит Онуфрий на такую дерзость ни за что не пойдет. Во-первых, УПЦ МП только на словах "поместная церковь". А во-вторых, патриарх Кирилл уже давно решил, что созыв Поместных соборов и прочая "церковная демократия" — порочная практика.
В результате, каждый сам по себе, и один Бог за всех. На него и остается надеяться. Да еще на остатки здравого смысла и терпения украинцев. Поскольку слова "религиозная война" уже прозвучали. Они, конечно, совсем не соответствуют действительности — но мало ли сказок становится былью, если это кому-нибудь нужно? Ладно, пускай не полномасштабная религиозная война — хотя бы ее картинка, из которой пропаганда и дипломатия сделают все, что им заблагорассудится. Пока что в их распоряжении нет ничего, кроме отдельных приходов-"перебежчиков". И как ни работали седалищами в ВР владыки — президент сделал вид, что "не заметил" их бестактности и продолжает приглашать представителей УПЦ МП на официальные мероприятия как ни в чем не бывало.
Украинцы до ужаса терпеливы и до отвращения толерантны. Поэтому "для картинки" приходится использовать разбомбленные церкви Донбасса. А это нужного впечатления не производит, поскольку "а ля гер, ком а ля гер", и разбомбленный роддом или школа все равно выглядят ужаснее.
Тот факт, что среди тех, кто посеял ветер и заставил нас пожинать бурю, значатся представители УПЦ МП — проповедники "Русского мира" — мы помним и не забудем еще очень долго. Для выплат по этим счетам когда-нибудь придет время. А пока что — после всего сказанного и сделанного (а также НЕ сказанного и НЕ сделанного) — УПЦ МП стоит подумать не о "роли объединителя страны", а о чем-нибудь попроще. О выживании, например.