Помазанники Божьи
Современный евангельский протестантизм стоит перед серьезным теологическим вызовом, который все более отдаляет его от учения Реформации и превращает в религиозное движение с элементами авторитаризма. Об этих проблемах и угрозах, которые они в себе несут, рассуждает популярный протестантский блогер и публицист Микола Малуха.
Богословские и политические аспекты учения о Помазанниках в евангельском протестантизме
Современный евангельский протестантизм стоит перед серьезным теологическим вызовом, который все более отдаляет его от учения Реформации и превращает в религиозное движение с элементами авторитаризма. Об этих проблемах и угрозах, которые они в себе несут, рассуждает популярный протестантский блогер и публицист Микола Малуха.
Сегодня не только практически во всех харизматических церквях, но и в пятидесятнических и даже баптистских можно услышать о греховности любой критики в адрес церковного руководства, особенно, старшего пастора. Отсутствие собственной богословской традиции (одновременно с полным отрицанием всего наследия христианских церквей), замкнутая ориентация на молитве, толкование Библии без надлежащей подготовки (единственным инструментом такой герменевтики является персональное откровение «от Духа Святого») стали ингредиентами для формирования специфического учения о «помазанниках Божьих» – служителях церкви, поставленных лично Богом и наделенных особыми взаимоотношениями со Всевышним. «Помазанники», таким образом, имеют монопольное право на толкование Писания (прихожане превращаются в пассивных потребителей чужих откровений), градацию вещей на греховные/благословенные, регламентацию различных сфер человеческой жизнедеятельности, выходящих за рамки церкви (политика, экономика, история и т.п.)
Корнем этого весьма специфического учения являются недостаточное знание библейской критики, протестантской теологии, и, зачастую, низкий общекультурный уровень основателей пятидесятнического и харизматического движения.
Ярким примером в этом контексте служит личность одного из ключевых служителей в истории пятидесятничества Смита Вигглсворта, водопроводчика-проповедника:
«Вигглсворт был святым, потому что он имел свои приоритеты в надлежащем порядке. Я однажды спросил его, читал ли он когда-нибудь газету. Он ответил: “Если не считать просмотра заголовков, то нет”. Я еще раз спросил его, почему нет. Разве он не верит написанному в газетах? Он ответил, что это не причина, но он просто не имел времени читать их. Кроме того, он сказал, что это излишняя трата времени на чтение газет, которые дают частичную правду, когда от Слова Божьего получаешь всю правду. “Божье Слово предпочтительней человеческих слов в любом случае”, – привык говорить он» [Хибберт, Альберт. Смит Вигглсворт: секрет его силы].
Современные вожди пятидесятническо-харизматического движения также не отличаются особой глубиной теологической подготовки. Часто отсутствует даже хорошее светское образование. Епископ южного региона Объединения независимых христианских харизматических церквей Украины (полного Евангелия) Виталий Шалухин неоднократно в своих проповедях подчеркивает презрение к знанию, а «все необходимое получает из Библии и от Духа Святого» (стилистика и пунктуация сохранены):
«Если человек – носитель откровение, он знает, что это ведение значит… Скажем, если есть ведение у пастора для церкви, оно будет очень осторожно. Оно не будет на арене сражения, давлением на церковь: “Запрягайте, люди, коней”. Ведение будет аккуратно, нежно преподноситься, чтобы впереди шел Бог. И слышать его будут те, кто духовно щепетильный. А не те, кто сам в себе сидит, обложился талмудами разной философии, гнилой веры допотопной…» [Информационно-обучающий бюллетень христианской церкви «Великое поручение». – №46 (15-21 ноября). – 2010. – С. 2.].
Учение об уникальной сущности «помазанников Божьих» в своих трудах и проповедях развивали все лидеры Движения Веры – Орал Робертс, Кеннет Хейгин, Кеннет Коупленд, Бенни Хинн, Ульф Экман и др. Но заслуга в окончательном формировании понятийно-терминологической системы принадлежит харизматическому пастору и писателю Терри Нэнсу, который выдвинул целую теорию взаимоотношений между «Божьим лидером» и его «оруженосцем». Эта система взаимоотношений нашла свое отражение в книге «Божьи оруженосцы», вышедшей в 1990 году (впоследствии родилась целая серия с учебными пособиями и практикумами).
Это весьма занятный труд, который раскрывает все аспекты, детали и мелочи «идеального» устройство «Божьей церкви». Особое внимание уделяется послушанию лидеру церкви, роль которого приравнивается к самому Иисусу Христу:
«[Оруженосец] должен ходить в согласии со своим лидером и подчинении ему. Чтобы быть оруженосцем, вы должны твердо уяснить в своем сердце, что в соответствии с Римлянам 13:1-2 любая власть назначается Богом. Вы должны настроиться на то, чтобы подчиняться своему пастору точно так же, как вы подчинились бы Самому Иисусу. Большинство христиан не понимает истинного значения подчинения власти. Библия учит, что любая власть установлена Самим Богом, поэтому отказываться подчиняться Богом данной власти означает отказываться подчиняться Богу» [Nance, Terry. God's armorbearer : serving God's leaders. Volumes 1&2, (Shippensburg, Penn.: Destiny Image Publishers, 2003), p. 17.].
“Иисус спасает пятидесятническую церковь” ©Thomas Hawk
На следующих страницах автор описывает конкретные функции «оруженосца»:
- быстро и мощно поражать врагов своего лидера;
- полностью подчиняться своему лидеру, доверять ему и повиноваться каждой его команде без колебаний;
- успешно выполнять каждый план своего лидера;
- наилучшим образом выполнять поручения своего лидера;
- заботится о том, что принадлежит его лидеру;
- стремиться к тому, чтобы сделать окружение своего лидера более приятным;
- всеми силами укреплять положение своего лидера, не допуская какой-либо личной зависти, ревности или эгоизма;
- всегда уважать и возвышать своего лидера;
- следить за тем, чтобы начальник получил заслуженные награды, которые лидер мог пропустить;
- прилежно и без устали работать на своего лидера, стремясь найти возможность повысить его благосостояние;
- жертвовать своей собственной жизнью и благосостоянием ради своего лидера; все время трудится на благо своего лидера;
- выражать полную нетерпимость к любым высказываниям против своего лидера;
- разделять мечты, цели и видения своего лидера;
- желать видеть своего лидера всегда впереди;
- немедленно прощать своему лидеру любую обиду, не оставляя в своем сердце злости и негодования;
- считать своего лидера более важным, чем себя и др.
[Nance, Terry. God's armorbearer…, pp. 28-31.]
Беря на вооружение 15-й стих 104-го Псалма, где говорится «не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла», отдельные лидеры христианских церквей пытаются заручиться правом на абсолютную правоту в своих суждениях и действиях. «Никогда не обижайтесь на служителей Евангелия, чтобы тем самым не обидеться на свою судьбу. Потому что человек, обиженный на свою судьбу, вряд ли сможет добиться чего-то в жизни. Когда вы обижаетесь, ропщете на помазанника, то, тем, самым вычеркиваете себя из Божьего плана», – пишет в своей книге старший пастор харизматической церкви «Посольство Божье» Сандей Аделаджа [Аделаджа, Сандей. Ты и твой пастор. – К.: Светлая звезда, 2001. – C. 36.].
По словам эксперта Центра апологетических исследований Дмитрия Розета происходит злоупотребление библейским понятием. Во-первых, фраза «Божьи помазанники» в Ветхом Завете употребляется в отношении израильских царей (1 Цар. 12:3, 5; Пс. 19:7). Следовательно, не применима к современным проповедникам. Аналогичная ситуация со словом «пророки». Во-вторых, в этом стихе речь идет о причинении физического зла – покушение на жизнь и здоровье. Это не имеет никакого отношения к критике в адрес чьих-либо взглядов. В-третьих, сама Библия призывает нас испытывать все и держаться хорошего (1 Фес. 5:21). В-четвертых, Писание каждого христианина называет «помазанным» (1 Ин. 2:20), а также «царем» (Откр. 1:6), а потому никакой учитель или проповедник не может претендовать на особое положение «помазанника» и ставить себя выше богословской критики.
Наблюдая за поведением и риторикой лидеров некоторых евангельских церквей, может сложиться впечатление, что порожденное незнанием и теологической безграмотностью, учение о «Божьем помазаннике» превращается в сознательное злоупотребление, ибо предлагает значительные возможности в манипулировании и управлении церковной общиной.
В 2008 году Национальный разведывательный совет (National Intelligence Council) – исследовательско-аналитическая структура Национальной разведки США подготовила доклад, в котором прогнозируется значительная степень участия религиозных организаций в оказании влияния на мир:
«…мы вступаем в новый век клерикального доминирования, при котором религиозные лидеры станут главными «серыми кардиналами» в решении международных споров и конфликтов.
Уже теперь богато вознаграждены властью и влиянием те религиозные предприниматели и телепроповедники, чья деятельность охватывает два полушария, Глобальный Юг и Глобальный Север, – эмир Халид у мусульман и Мэтью Ашимолово или Сандей Аделаджа у христиан.
В пределах христианской традиции возникновение новых моделей власти и лидерства на Глобальном Юге ведет к появлению самостоятельно действующих священников и религиозных предпринимателей, деятельность которых приносит высокий статус и большое богатство. До 2025 года некоторые евангелисты и мегацерковные проповедники, вероятно, будут пытаться стать лидерами наций, особенно в странах, материально опустошенных в результате глобального экономического спада» [Global Trends 2025: A Transformed World, (Washington, DC: US Government Printing Office, 2008), p. 105.].
Это находит непосредственное подтверждение в словах и манифестах отдельной группы евангельских служителей. В частности, в своей программной книге «Реформация» Сандей Аделаджа призывает к политическому доминированию своих последователей:
«Бог открыл мне глаза на то, что для выполнения Великого Поручения мы должны оказывать влияние не только на людей в церкви, но и на весь народ. Однако, чтобы свершить перемены на уровне всей страны и всей нации, мы должны были предпринять смелые шаги. Мы больше не могли заботиться только о росте нашей церкви. Бог призывал нас выступить с дерзновением и оказать влияние на все сферы жизни общества этой страны. Для этого нам необходимо было использовать самые кардинальные формы, в том числе и открытый протест» [Аделаджа, Сандей. Реформация. – К.: Светлая звезда, 2008. – С. 28.].
Как пишет другой апологет экспансии и вторжения во власть, старший пастор церкви «Новое поколение» Алексей Ледяев, христианское доминирование над нациями и государствами будет осуществляться под чутким руководством «Божьих помазанников»:
«… потому что Божьи пророки и священники – представители небесной власти. Политические вожди – представители земной власти. Небо всегда управляло землей, а священство – царями. Это Божий порядок, который Бог восстановит и утвердит в последнее время».
В итоге, самим протестантам (а именно, евангельскому крылу) необходимо дать ответ на те вызовы, которые таит в себе учение о «Божьих помазанниках».
Во-первых, оно содействует финансовым злоупотреблениям и стремлению избежать ответственности. Финансовые скандалы, отсутствие прозрачности по затратам привели к тому, что в ноябре 2007 года сенатор от штата Айова Чак Грессли инициировал расследование Комитетом по финансам Сената США шести миссий, в том числе служения Кеннета Коупленда, Джойс Майер, Бенни Хинна.
Во-вторых, происходит подмена традиционных целей христианской церкви персональными политическими и бизнес-интересами отдельных церковных лидеров и формируется протестантская версия «цезарепапизма».
В-третьих, по причине уникального права на толкование Священного Писания (которое превращается в аксиому) в протестантских церквях утверждается догмат «о примате пастора» (по аналогии с «приматом Папы»).
В-четвертых, высока опасность появления культа личности отдельных служителей. Например, среди харизматических лидеров участилась практика самопровозглашения себя апостолами (упоминавшиеся Сандей Аделаджа, Алексей Ледяев), пророками (Рик Джойнер, Бенни Хинн и др.).
В-пятых, нарушаются базовые принципы и идеи Реформации. А именно, демократическое устройство церкви – коллегиальность и выборность должностей. В последнее время эти достижения отцов Реформации рассматриваются как сатанинское проникновение в церковь: «В последние дни церкви истинными пасторами не будут наемники, за которых проголосовали, чтобы они стали пасторами, но будут посвященные пасторы, которые желают положить свою жизнь, чтобы защитить людей Бога и сохранить церковь» [Дары Духа Святого. По материалам книги Вэндэла Смита «Подготовка Тимофея», С. 14].
То, против чего так усердно боролись реформаторы церкви, появляется внутри самих протестантских деноминаций, нивелируя, таким образом, значение самой Реформации.
Микола МАЛУХА