Помощь от Бога
Украинская школа давно превратилась в место, где процветает не только бездуховность, но насилие и моральное разложение. Христиане уверены, что остановить этот процесс невозможно без существенных изменений в нынешней системе образования.
Большинство украинских школ перестали нести воспитательную функцию. Фактически школа даже перестала быть безопасным местом для ребенка. Об этом свидетельствуют результаты исследования «Насилие в школе», проведённого в конце прошлого года в четырёх регионах Украины ВОО «Женский консорциум Украины» и региональными общественными организациями (в рамках общего проекта с Институтом инновационных технологий Министерства образования).
В опросе приняли участие 1236 учеников и 332 учителя из 20 школ Киевской, Кировоградской, Винницкой и Черкасской областей, сообщает "Новый Регион". Как оказалось, взгляды на то, где случается насилие, у школьников и педагогов отличаются. Преподаватели считают, что дети чаще всего испытывают насилие на улице (89%), в семье (71%), и только на третье место они поставили школу (53%). Ученики же главными местами назвали школу и улицу.
В средствах массовой информации публикуют сообщения о самых жестоких случаях насилия в школах, однако в большинстве учебных заведений думают, что эта проблема их не касается. Но ответы опрошенных детей показывают совсем другую картину: треть из них (от 24 до 37%) испытывала насилие в школе, физическое или психологическое. Впрочем, подавляющее большинство педагогов (95%) все же подтверждает, что проблема насилия среди учеников действительно существует, а треть из них даже работает с пострадавшими детьми.
Вообще в последние годы информация о конфликтах в украинских школах скорее напоминает сводки L.A.P.D. (Los-Angeles Police Department) о разборках наркоторговцев в мексиканских кварталах.
Так, в сентябре 2008 года прокуратура Богунского района города Житомира возбудила уголовное дело по факту причинения десятикласснику местной школы Андрею Маслюку умышленного телесного повреждения, которое повлекло его смерть. Между учениками десятого класса возникла драка, во время которой Андрею были нанесены тяжелые телесные повреждения, в результате чего произошло массивное кровоизлияние под мягкие оболочки головного мозга и вещество головного мозга - закрытая черепно-мозговая травма.
В ноябре того же года в Козивском районе Тернопольской области после драки с сильными травмами госпитализировали двух пятиклассниц. Как сообщили в отделе общественных связей областного Управления МВД, драка между ними началась после того, как одна из девушек начала обзывать одноклассницу. Как сообщается, одна из учениц во время драки с помощью двух подростков затащила одноклассницу за здание школы. Они держали 11-летнюю девушку, не давая защититься, а одноклассница ее била. После этого окровавленную школьницу доставили в Козивскую районную больницу, где у нее констатировали черепно-мозговую травму, ушиб грудной клетки и раны лица.
В августе 2009 года Донецкой области суд вынес приговор в деле об избиении школьниками учителя музыки. Зачинщик конфликта Владимир Пономарев получил два года заключения по статье 296, часть 2 (хулиганские действия). Второй подросток приговорен к лишению свободы на два года, но с испытательным сроком на год.
Третий участник кровавой разборки суда избежал, потому что лично не принимал участия в избиении, а смотрел на это со стороны. Драма, развернулась прямо на уроке пения. По словам Юрия Роженко, мэра города Константиновка, где произошел инцидент, трое подростков вошли без разрешения в класс, уселись за первые парты и стали вести себя дерзко. А когда учитель попытался их угомонить и выпроводить, принялись его избивать. По некоторым данным, преподавателя били кастетами. Кто-то из нападавших держал дверь, чтобы никто не вошел и не вышел из кабинета. Поднялся крик, одной из школьниц стало плохо…
Налицо явный провал в воспитании подростков. Однако министр образования Дмитрий Табачник очень сдержанно комментирует такого рода конфликты. «В школах есть большой комплекс мероприятий по воспитательной работе. Возможно, они нуждаются в улучшении», – заявил он, отвечая на вопрос «Религия в Украине».
Честная оценка
Совсем иного мнения относительно ситуации в образовании придерживаются христиане. Так, руководитель бюро по связям с органами государственной власти Украинской греко-католической церкви отец Роман Небожук считает, что ситуация с воспитанием детей и подростков является критичной. «Прежде всего школа не предлагает какой-то целостной и завершенной системы ценностей на основании которой может формироваться личность», – говорит он. Кроме того, он отмечает, что родители самоустранились от своей воспитательной роли. Здесь проявляется целый «букет» социальных недугов современного украинского общества: занятость на работе и «заробитчанство», конфликты между родителями, насилие в семье, проблема «неполных семей» и, наконец, – деградация института семьи и родительских ценностей. Поэтому мы считаем, что настало время, когда нужно объединить усилия школы, религиозных и общественных организаций и самого государства с целью просветительской работы по формированию необходимых родительских ценностей, навыков и правовой грамотности. Ведь никто иной как родители, несут первостепенную ответственность за воспитание и поступки их детей: моральную, административную и, даже, уголовную, – отмечает он.
Пока дети не достигли совершеннолетия, за их нравственное развитие в той или иной мере несут ответственность и родители, и школа, и все общество, говорит член Всеукраинского Православного педагогического общества игумен Лонгин (Чернуха). Церковь, хоть и отделена от школы и государства, но не отделена от общества и является частью этого общества, считает он. А поскольку дети верующих ходят в государственные школы, их родители платят налоги, часть которых идет на образование, им не безразлично, какие идеалы и какое мировоззрение прививается детям в школе. «Исходя из всего вышесказанного, мы считаем, что государственная школа должна создать максимально комфортные, об идеальных мы не говорим, поскольку это невозможно, условия для того, чтобы дети могли в стенах школы приобщаться к духовной жизни, получать основы нравственных знаний, истории и культуры», – уверен игумен Лонгин.
Соглашаются с этим и представители наиболее многочисленных протестантских конфесий Украины. «Конечно, мы не можем говорить про правильность или достаточность духовного воспитания молодежи, и статистика подростковой преступности, наркомании, добрачной жизни свидетельствует об этом, – таково мнение руководителя отдела образования Всеукраинского союза объединений евангельских христиан-баптистов Ярослава Назаркевича. – Мы не можем говорить и про христианские ценности как основу для воспитания молодежи, поскольку большинство преподавателей и наставников нынешних учителей сами не были воспитаны на христианских моральных ценностях. Только те преподаватели могут воспитывать студентов на моральных основах, которые сами строят свое мировоззрение на них».
Роман Голянчук, член рабочей группы при Министерстве образования от Союза церквей христиан веры евангельской Украины, считает, что современная школа не уделяет достаточного внимания именно вопросам воспитания по трем причинам. Первая – социальная. Школа находится в украинском социуме, поэтому все общественные процессы отражаются на учениках и учителях. Кризис института семьи, морально-нравственный упадок, бездуховность – этот список можно продолжать и далее. Вторая причина – культурная. Основой постмодернистского мировоззрения является многовекторность.
«Наше общество, к сожалению, не имеет единой идеи, цельного мироощущения и миропонимания. Подрастающее поколение – это дети с растерзанным сознанием. Средства массовой информации навязывают культ богатства, наслаждения и интриг. Но молодежи никто не говорит о нравственных ценностях, без которых жизнь теряет свое значение», – отмечает Роман Голянчук. Наконец, третья причина – экономическая. Профессия учителя, хоть и считается почетной, однако продолжает оставаться одной из наиболее низкооплачиваемых.
Учительские коллективы состоят в основном из женщин, и это один из перекосов системы воспитания. «Более того, учители настолько загружены всевозможными отчетами, что для воспитания детей им просто не хватает времени», – подчеркивает он.
Преодолевая сопротивление
Как отмечают представители христианских церквей, пока количество предметов и часов их преподавания отнюдь не позволяет говорить о том, что школа дает существенное духовно-нравственное образование. Программа "Концептуальные основы изучения в общеобразовательных учебных заведениях предметов духовно-моральной направленности" принята коллегией Министерства образования и науки Украины еще в конце июня 2006 года. Но на ее основе были пока утверждены и используются лишь следующие программы: «Христианская этика в украинской культуре» для 1-4 класса (разработана КМПУ имени Гринченко и Педагогическим обществом УПЦ) и «Основы христианской этики» для 5-6 класса (разработаны Острожской Академией).
Дмитрий Табачник считает сегодняшнее положение дел «удачной моделью». Конечно, то, что мы имеем сейчас – это лучше, чем ничего. Но не надо забывать, что после 6 класса предметы христианской направленности до сих пор детям вообще не преподают. И в июле общественная коллегия при Минобразования лишь рекомендовала преподавать духовные предметы вплоть до последнего класса. Кроме того, те предметы, которые есть, на практике не вводятся, если родители большинства учеников не видят такой необходимости. Но часто дети остаются даже без этого небольшого количества дисциплин духовной направленности, которые предусмотрены законом. «Сегодня существует очевидная проблема: предметы духовно-морального воспитания преподаются в качестве факультативных курсов. С одной стороны это правильный подход, так как Конституция Украины провозглашает свободу совести и мировоззрения для каждого гражданина. На практике же это приводит к тому, что данные предметы более низкооплачиваемые, учебное время, скорее всего, распределят между основными предметами, для этих же курсов будут предоставлены нулевые или последние уроки», – напоминает Роман Голянчук.
Нынешняя ситуация сопряжена с рядом проблем. Например, господин Табачник настаивает, что преподавать христианские предметы должен человек, имеющий высшее педагогическое образование. Тезис правильный, но на деле он приводит к тому, что духовных лиц, даже получивших педагогическое образование, не пускают в школы. А светские педагоги, мягко говоря, не совсем верно понимают, зачем вообще нужно духовное образование. «Православные педагоги ставят перед собой цель не вбить в головы детей веру, а дать им ключ к восприятию жизни в контексте бытия Бога, существования духовного мира. В дальнейшем, повзрослев, дети должны будут сами определиться в своих жизненных идеалах. Ни в коем случае мы не должны использовать имя Бога для запугивания детей, – делится игумен Лонгин. – Кстати, такое искушение встречается среди малоцерковных или нецерковных педагогов. Они думают, что запугивание детей тем, что Бог их накажет за грехи, заставит детей блюсти дисциплину. Но это может в конечном итоге привести к бунту против Бога, потому что человек не способен все время жить в страхе. Тут важно найти золотую середину между всепрощающей Божией любовью и ответственностью, которую несет человек за нераскаянный грех».
Кроме привлечения к преподаванию верующих учителей, для улучшения ситуации в учебных заведениях государству необходимо решить вопрос достойного финансирования этой отрасли, говорит Роман Голянчук. Голодный, удрученный жизненными неурядицами учитель не может полностью отдаваться своему призванию. Требует также пересмотра учебная программа, введение большего количества курсов духовно-морального воспитания может улучшить ситуацию в учебных заведениях. Острым, по мнению Романа Голянчука, остается и вопрос учебной литературы.
Разработаны программы и учебники, которые получили соответствующие грифы МОН Украины, однако из-за отсутствия финансирования их невозможно тиражировать и внедрять в процесс обучения. Сейчас издательство учебников предметов духовно-морального воспитания осуществляется исключительно на деньги благотворительных организаций. В результате, провозглашается целью повышения духовно-нрвственного уровня молодежи, на практике же учебные заведения не способны должным образом участвовать в этом процессе.
Однобокая позиция
Еще одной существенной проблемой образования является однобокость в вопросах преподавания теории эволюции. Пока в школе говорят лишь о частном мнении Чарльза Дарвина касательно возникновения человека, пусть и с оговоркой, что это теория.
Менять эту ситуацию, похоже, никто не намерен. Так, Дмитрий Табачник полагает, что Министерство образования исходит из того, что по Конституции Украины религия отделена от государства. «Это норма Конституции Украины, и мы обязаны выполнять ее абсолютно четко. Но я уже обращал внимание специалистов, методистов и преподавателей, что в том числе и крупные ученые спорят по различным аспектам эволюции. В мире и в науке нет на этот вопрос абсолютно одинаковой точки зрения», – говорит он.
«Мы все-таки считаем, что дети должны знать о существующей, противоположной эволюционизму, но также научной, теории происхождения жизни», – убежден игумен Лонгин. По его мнению, эволюционистическая теория (в сегодняшнем ее виде) обслуживает атеистическое мировоззрение, так что это вопрос не только науки, но и идеологии. «Если у нас в государстве конституционно закреплена светскость образования, то это не означает, что образованию должно быть чуждо религиозное мировоззрение. Тут нужно определиться в терминах. Светскость не означает атеистичность. Например, в преамбуле к нашей Конституции говорится: "понимая ответственность перед Богом, собственной совестью, предыдущими, нынешними и будущими поколениями", значит, уже сама конституция носит неатеистический характер, но она и не является церковным документом… С понятием "светскость" нам нужно еще разобраться», – допускает член Всеукраинского Православного педагогического общества. Игумен Лонгин уверен, что в курсе преподавания естествоведческих дисциплин в школе должна быть возможность ознакомления детей с креационистической теорией.
Тем более что на сегодняшний день Церковь может предложить богатый, обоснованный верующими учеными материал, который она готова предоставить на рассмотрение и Министерству образования и науки. Во всяком случае, на эту тему уже следует начинать открытый диалог. «Я помню, как несколько лет назад был приглашен на конференцию по креационизму, организованную протестантами. Мероприятие должно было проходить в стенах университета им. Шевченко. Собралась достаточно солидная публика, но в последний момент никого не пустили в помещение, где планировалось проведение конференции. Думаю, таких вещей не должно быть, это не уровень цивилизованного общения», – вспоминает представитель УПЦ. – «Стоит добавить также, что важным принципом обучения является межпредметная связь. А как тогда будут выглядеть в глазах детей учителя и в целом школа, когда на одних уроках мы будем говорить о Боге, а на других безальтернативно заявлять, что человек произошел от обезьяны? Это уже похоже на раздвоение личности».
Отец Роман Небожук напоминает, что недавно родители ребенка, являющиеся прихожанами греко-католической церкви, обратились в суд, чтобы преодолеть односторонний материалистический подход в преподавании теории эволюции. Иск был отозван, но в Украине множество верующих и рано, или поздно кто-то сможет защитить интересы детей и обязать в равной мере представлять в школах как атеистический подход, так и истину о Боге.
Возможный выход из сложившейся ситуации господин Табачник видит в том, чтобы в стране открывалось больше религиозных учебных заведений. «Это не просто не возбраняется законом, а это приветствуется. Но возможность выдачи ими дипломов о высшем образование можно рассмотреть только после ознакомления с учебным планом этих заведений. Если там будет достаточно общеобразовательных предметов, то это будет диплом государственного образца. Если нет, то это диплом общественной организации», – предполагает министр науки и образования.
Роман Голянчук отмечает, что категоричность в этих вопросах может принести много вреда. «Как граждане государства, мы имеем право на предоставление через школу образовательных услуг государства. Руководствуясь приказом МОН Украины номер 436 от от 18 августа 2005 года, именно родителям предоставлено право выбора для детей предметов духовно-морального направления. Для этого они должны обратиться к дирекции школы с письменными заявлениями, минимальная наполняемость групп составляет для города восемь человек, для сельской местности – четыре человека».
Представитель ЕХВ отмечает, что вопрос с христианскими учебными заведениям более сложный. Сфера образования – это лицензионный вид деятельности, поэтому для предоставления полноценной услуги необходимо получение соответствующих разрешительных документов. «К сожалению, сегодня отсутствует нормативная законодательная база в Украине, позволяющая религиозным организациям оказывать образовательные услуги наравне со светскими учебными заведениями. Студент получает диплом христианского ВУЗа, однако он не признан государством и имеет ценность лишь в рамках конкретной конфессии», – считает представитель ХВЕ.
Ярослав Назаркевич, в свою очередь, считает, что нужны и светские, и религиозные школы. «Разница, конечно же, будет в том, что в государственных учебных заведениях недопустима индоктринация в русле конкретной конфессии, в то время как в деноминационных школах учителей и студентов будут знакомить с доктринами конфессий, к которым принадлежит школа», – говорит представитель ЕХБ.
Пришло время перемен
Представители всех христианских конфессий нынче единодушны в том, что духовное воспитание необходимо школе, как воздух человеку. «Интерес религиозных организаций к школьному образованию существует уже достаточно давно. Другое дело, что предложение со стороны верующих к сотрудничеству в области нравственного воспитания детей долгое время практически игнорировалось государством или воспринималось вяло, иногда с раздражением, недоверием и опаской, – говорит игумен Лонгин. – Как отписка, звучали ссылки, что в Украине религия отделена от государства. Иногда было объяснение, что в школе не должно быть разделения детей по религиозным взглядам. Но на эту проблему можно посмотреть и с другой стороны. Ведь со школьной скамьи можно учиться веротерпимости, умению уважать религиозную точку зрения другого, возможно, даже полемике. Ведь все это пригодится во взрослой жизни». А отец Роман Небожук добавляет, что Минобразованию и христианам необходимо задуматьсяться о соработничестве Церкви и школы.
«Мы за соработничество Церкви и школы. Настало время искать механизмы взаимодействий школы и общества, а также общества и Церкви. Если мы говорим про европейский опыт, то там родительский совет имеет значительное влияние на то, что преподают детям и как их воспитывают в школе, вплоть до назначения администрации школы. Поэтому уже мы подошли к черте перехода от школы как учреждения, выполняющего государственный заказ и ответственного перед ним, к новой модели – школы как важнейшего общественного института, где воедино сливаются интересы, права и ответственность родителей, церквей и общественных организаций, территориальной громады и государства. То есть мы говорим о постепенном переходе к модели общественно-государственного управления школой.
Цель у нас общая – наши дети, гармонически сочетающие в себе качества духовного и физического здоровья, высокого интеллекта и навыков к вступлению во взрослую жизнь, гражданской ответственности и патриотизма», – уверен он.
В заключение отец Роман напомнил слова святителя Иоанна Златоуста, написанные еще в IV веке, но актуальные для каждого современного родителя и воспитателя: «Родить детей есть дело природы; но образовать и воспитать их в добродетели – дело ума и воли. Итак, старайтесь не о том, чтобы сделать их богатыми, но о том, чтобы сделать их благочестивыми, владыками своих страстей, богатыми в добродетелях. Внимательно наблюдайте за их поступками, за их связями – и не ожидайте от Бога никакой милости, если не исполните сего долга».