• Главная
  • Православие между Москвой и Киевом: о месте Церкви в межгосударственных отношениях Украины и России...

Православие между Москвой и Киевом: о месте Церкви в межгосударственных отношениях Украины и России

11.10.2005, 14:43
Дмитрий БОНДАРЕНКО

Дмитрий БОНДАРЕНКО

Позиции Украины и России в церковных делах наилучшим образом иллюстрирует эпизод начала 2004 года, имевший место во время посещения тогдашним Президентом Украины Л. Кучмой и его российским коллегой В.Путиным Киево-Печерской лавры. Тогда Путин заявил, что связь украинской церкви с российской — это то малое, что осталось единым, и это единство следует сохранить для будущих поколений. Кучма же отметил, что является твердым сторонником единства православной церкви в Украине. И хотя оба Президента употребляли слово "единство", для одного оно уже существовало, а для другого было только взлелеянным в мечтах будущим.

Очевидно, что за этим отличием скрываются не просто различные, но и абсолютно противоположные стратегии организации украинской церковной жизни. В то время как украинская сторона рассчитывает на преодоление церковного раскола и объединение разделенных православных деноминаций в единую и независимую Церковь, Российская Федерация хочет сохранения УПЦ в составе Московского Патриархата.

Разделение украинских православных верующих на несколько враждующих между собой деноминаций не является для Москвы ни проблемой, ни собственной болью. Напротив, преодоление такого разделения (даже в рамках УПЦ) неминуемо усилило бы в объединенной Церкви проукраинские настроения, что рассматривается Россией как угроза ее церковному присутствию в Украине. В то же время все более прогрессирующая маргинализация непризнанных в православном мире УПЦ КП и УАПЦ полностью отвечала бы российским интересам.

Таким образом позиция Российской Федерации относительно Церкви в Украине является вполне определенной — всяческая поддержка и поощрение УПЦ и бдительное внимание за тем, чтобы в стремлении к созданию независимой Церкви украинское государство не перешло от деклараций к результативным действиям.

Еще при президентстве Кучмы во время межгосударственных переговоров Москва лоббировала решение в интересах УПЦ вопросов, актуальных для этой Церкви: о передаче УПЦ зданий Киево-Печерской лавры и о содействии решению проблем УПЦ на Западной Украине. Беспрецедентным случаем поддержки со стороны Российской Федерации одной из религиозных организаций за ее границами стало выделение государственного гранта на строительство церквей УПЦ в Западной Украине, где храмы этой Церкви были захвачены оппонентами из православных церквей или греко-католиками.

Неудивительно, что такая политика Москвы неизменно находила благодарность среди украинского епископата и руководства УПЦ. Так, во время прошлогодней встречи президента Путина с высшими архиереями РПЦ предстоятель УПЦ митрополит Владимир сказал следующее: "Мы, конечно, не мученики в Украине, но проблем у нас достаточно. И вся проблема — это настроение определенного числа людей в Украине, особенно в руководящих инстанциях, которых раздражает одна наша принадлежность к Московскому Патриархату и, естественно, к Москве".

Действительно, руководство РПЦ и Российской Федерации беспокоит не столько деятельность предстоятеля УПЦ КП Филарета и возглавляемой им деноминации, сколько возможность отхода УПЦ от Московского Патриархата.

В этом смысле показательными стали события вокруг нынешнего обращения к епископату УПЦ архиепископа Черкасского Софрония, в котором он призывал отстаивать независимость УПЦ от Московского Патриархата каноническим способом. Вскоре в Черкасской епархии начался сбор подписей верующих под обращением к Владыке с требованием отказаться от подобной активности. Однако текст, под которым подписывались черкасщане, впервые увидел свет вовсе не на Черкасщине, и даже не в Украине, а в одном из секретариатов отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

Почему же для Российской Федерации настолько важно присутствие Московского Патриархата на территории соседней Украины?

Самый откровенный ответ на этот вопрос формулирует сотрудник московского Института стран СНГ Кирилл Фролов, называющий себя экспертом по Украине и являющийся активистом российского Союза Православных Граждан. Его тезисы следующие: единство УПЦ с Московским Патриархатом — последняя связь, именно она не дает Украине окончательно превратиться в антироссийское государство; православные страны — единственное пространство, где Россия сохраняет столичные функции; необходимое политическое "миссионерское контрнаступление" православных направлено против "оранжевой чумы" и влияния Запада на территории т.н. "исторической России", которая, разумеется, простирается и на украинские земли.

Церковная тема занимает постоянное место среди трех "требований" "затулинского" Института стран СНГ к государству Украина: предоставить русскому языку статус государственного, осуществить федерализацию Украины, отказаться от намерений образования единой и независимой от Москвы Церкви и отделения УПЦ от Московского Патриархата. В целом же, наличие различных форм присутствия России в Украине, о чем так часто вспоминает Путин во время своих заграничных поездок, рассматривается как залог геополитического возвращения России в Украину.

Неслучайно именно церковные структуры Московского Патриархата во время последних президентских выборов активно использовались для поддержки пророссийского кандидата. Впрочем, и на будущих парламентских выборах нас могут ожидать подобные сюрпризы.
Скажем, объединение "Православный выбор", созданное организаторами "крестных ходов бабулек за Януковича", собирается "консультировать" общественность по поводу "православных" и "неправославных" избирательных объединений, одобрительно отзываясь только о традиционных пророссийских лоббистах. Однако все это покажется цветочками, когда агрессивный Союз Православных Граждан поведет в парламент своих представителей в блоке Н.Витренко, Г.Васильева и Д.Корчинского под истерическими антизападными и русофильскими лозунгами.

Остается только мечтать о том, что когда-нибудь наступит такое время, когда основанная Христом Церковь не позволит себя унижать и делать из себя вторичный инструмент геополитики, а в Киево-Печерской лавре посетителей не будет встречать монахиня в обклеенной иконами строительной каске, как это было во время недавних антигреко-католических протестов, и дружба России и Украины станет ненавязчивой.