Прикоснуться к живому христианству. Памяти Ричарда Вурмбранда (1909–2001)

26.03.2016, 22:51
Прикоснуться к живому христианству. Памяти Ричарда Вурмбранда (1909–2001) - фото 1

24 марта исполнилось 107 лет со дня рождения Ричарда Вурмбранда – мученика, политзаключенного, пастора, писателя, проповедника, общественного деятеля. Таким сухим набором слов можно представить этого человека, почти не представив его, не передав действительных масштабов этой великой личности.

«Я познал невыразимую радость и глубокое горе. Единственное, чего я никогда не испытал, это скуки. На дороге, проложенной для нас Иисусом, жизнь никогда не замирает»*
Ричард Вурмбранд

Richard Wurmbrand24 марта исполнилось 107 лет со дня рождения Ричарда Вурмбранда – мученика, политзаключенного, пастора, писателя, проповедника, общественного деятеля. Таким сухим набором слов можно представить этого человека, почти не представив его, не передав действительных масштабов этой великой личности.

Мое знакомство с Вурмбрандом началось через чтение его книги «Атеизм ли путь?». Прекрасная апологетическая книга, говорящая о Боге и вере, но не дающая никаких сведений о самом авторе. Знал я только, что автор – румынский еврей, лютеранский пастор, сидевший много лет за свою веру, пока не был выдворен на Запад под давлением мировой общественности. Так было до тех пор, пока ко мне в руки не попали две автобиографические книги пастора: «Мучения за Христа» («Я написал ее за три дня пером и слезами, я писал ее, пока моя жена плакала») и «Христос спускается с нами в тюремный ад». Эти книги повергли меня в состояние глубокого шока. Я со слезами сопереживал христианским мученикам, радовался их победам, стыдился своей ничтожной веры… Я прикоснулся к живому христианству.

Ричард Вурмбранд имел два срока, отсидев в общей сложности 14 лет. Но если бы просто отсидел. Румынская тюрьма в те годы для христиан была ужасней советской. Христиан там не просто содержали или заставляли работать на лесозаготовках, как в Союзе, а всячески и постоянно, жестоко мучая, пытались сломать. Кому-то перепадало меньше, кому-то больше. Вурмбранд получил за троих.

Когда спустя годы его вытащили на Запад, он, представ перед Сенатом Соединенных Штатов, оголился до пояса, чтобы продемонстрировать следы пыток на своем теле. Зал был потрясен.

Вурмбранду сломали четыре позвонка и другие кости, от ожогов и ножевых порезов у него на теле осталось 18 шрамов. Он перенес (и не раз) «музыкальную шкатулку», его замораживали в «холодной», часто били палками по подошвам ног (эта пытка считается одной из самых мучительных, и для пастора она не прошла бесследно – когда позже он ездил по миру с проповедями и свидетельством, то часто выступал, сидя в инвалидной коляске, так как не мог долго быть на ногах), и применяли множество других изощренных пыток. Постоянное недосыпание, недоедание, пытки, наркотики – и это изо дня в день. Пастор вспоминает, что от этих истязаний он приходил в состояние полного физического изнеможения, прострации. Иногда по вечерам даже не мог сосредоточиться и вспомнить молитву «Отче наш». Он просто говорил: «Иисус, я люблю Тебя». Врачи, обследовавшие Ричарда Вурмбранда в Норвегии (после его выкупа из Румынии), заявили, что он чудом остался жив…

Выйдя из тюрьмы, Вурмбранд вспомнил Иакова, который работал на тестя за свою жену Рахиль 14 лет. Библия повествует, что эти годы показались Иакову как один день, потому что он любил Рахиль. Пастор провел параллель с собой – он тоже провел за решеткой 14 лет за Христа, и они показались ему как один день, потому что он любил Его.

Кто-то может думать, что пребывание в тюрьмах мучеников за веру изобилует чудесами: как Бог спасал от пыток и боли, исцелял, являлся Сам и подкреплял мучимых за имя Его, наводил ужас на мучителей и делал много других чудес. Не знаю, что с кем и где происходило, но таких историй я не встретил в книгах румынского пастора, если не считать того, что он, будучи болен туберкулезом, провел в палате смертников (из которой никто живым не выходил) восемь месяцев, вышел из нее и прожил после того не один десяток лет. Чудеса я увидел совершенно в другом. В том, что мученики Христовы выдержали все именно в настоящих пытках и при этом не потеряли веру и любили своих палачей! Легко было бы верить и любить, когда Бог забирал бы боль от пыток. Но они даже не задавались вопросом «почему?». Этот вопрос больше мучает нас. Поэтому они – это они, а мы – это мы… Святые интуитивно знают ответы, до осознания, до формулировки самих вопросов…

На вопрос, почему Христос допустил все эти мучения, нет исчерпывающего, все объясняющего нам ответа. Могу здесь только привести слова героя романа «Песнь по Лейбовицу» американского писателя Уолтера М. Миллера (младшего): «Нет, нет! Боль его не доставляет Богу никакого удовольствия, дитя мое. Когда душа крепнет в вере, надежде и любви, несмотря на телесные страдания, – вот что радует Небеса. Боль – это ужасное испытание. Богу не нравятся испытания, которые терзают плоть, Он рад лишь, когда дух воспаряет над испытаниями и говорит: “Изыди, сатана!”. То же самое и с болью, которая часто – лишь искушение поддаться отчаянию, гневу и потере веры…»**. «Я думаю, что Иисус никогда бы не потребовал сделать такую вещь человеку, если бы Сам не был готов пойти на такое»***.

Я не сторонник «Кодекса запрещенных книг» (иногда запрет, наоборот, порождает любопытство, достигая таким образом противоположного эффекта), читать можно все, но жить нельзя по всем книгам подряд. Но можно составить «Кодекс обязательных к прочтению книг» для христианина, которые действительно учат жить. Наряду с «Подражанием Христу» Фомы Кемпийского, «Страданием» Клайва Льюиса и другими душеспасительными и полезными книгами, я бы ввел в «Кодекс» автобиографические книги Ричарда Вурмбранда. Они учат ценить свободу, дают возможность взглянуть на себя, нашу любовь к Христу и людям.

После приезда на Запад Ричард вместе с женой Сабиной (также прошедшей румынскую тюрьму) основал международную организацию «Голос мучеников», работающую во многих странах мира и занимающуюся помощью гонимым за Христа и их семьям. Сегодня эта организация мониторит ситуации в мире, особенно в горячих для христиан регионах, и оказывает посильную и материальную, и молитвенную помощь подвергающимся гонениям, а также привлекает внимание общественности к конкретным случаям.

Еще одна деталь, которая покажет действительные масштабы личности Ричарда Вурмбранда. В 2000 году румынское телевидение сделало телепроект «Великие румыны», целью которого было определение ста величайших представителей румынского народа всех времен. В октябре были обнародованы результаты общенационального голосования. Первое место занял Стефан III Великий (1457–1504) – господарь Молдавии, православный святой. Пятое место румыны отвели Ричарду Вурмбранду. Он опередил таких известных людей, как: Мирча Элиаде (писатель, мыслитель, историк, 7), Влад Цепеш (граф Дракула, 12), Юлиу Хоссу (греко-католический епископ, жертва коммунистических репрессий, 33), Ион Крянгэ (писатель-классик, 43), Джордж Паладе (биолог, лауреат Нобелевской премии, 48), Дмитрий Кантемир (князь, ученый, господарь Молдавии, 54), Эжен Ионеско (писатель, 73).

«Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам Слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7). Я думаю, эти слова апостола Павла в полной мере относятся и к Ричарду Вурмбранду.

* Р. Вурмбранд. Христос на еврейской улице. – Черкассы, «Стефанус». – 1996, С. 219.

** У. Миллер-мл. Песнь по Лейбовицу. – М., АСТ, С-Пб., Terra Fantastica. – 2001, С. 283.

*** Там же, С. 295.

Виктор МАНЖУЛ