• Главная
  • Мониторинг
  • Прочь от Москвы: кто из прихожан и священников УПЦ МП готов поддержать единую поместную церковь в Украине?...

Прочь от Москвы: кто из прихожан и священников УПЦ МП готов поддержать единую поместную церковь в Украине?

23.05.2018, 19:01
Прочь от Москвы: кто из прихожан и священников УПЦ МП готов поддержать единую поместную церковь в Украине? - фото 1

В ближайшее время в Стамбуле будет рассмотрен официальный запрос президента Петра Порошенко и Верховной Рады Украины о предоставлении Томоса — официального документа об автономии украинской православной церкви. До сих церкви в Украине или не признаны, или остаются под фактическим контролем РПЦ.

В ближайшее время в Стамбуле будет рассмотрен официальный запрос президента Петра Порошенко и Верховной Рады Украины о предоставлении Томоса — официального документа об автономии украинской православной церкви. До сих церкви в Украине или не признаны, или остаются под фактическим контролем РПЦ.

Так, официальные лица Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП), будучи частью Русской православной церкви, необходимости в Томосе не видят. По их словам, каноническая (официально признанная Вселенским православием) церковь уже существует. И чтобы преодолеть церковный раскол, который длится уже несколько десятилетий, непризнанные церкви — Киевского патриархата и Автокефальная — должны просто покаяться, считают в УПЦ (МП). 

Тем не менее, не все ее прихожане и священнослужители придерживаются такого мнения. Многие считают, что наконец настал момент, когда в Украине должна появиться автономная церковь. Как много среди них тех, кто готов перейти из своей церкви в единую поместную?

Прихожане

Согласно опросу украинского Центра Разумкова, с 2013 по 2018 годы количество прихожан в украинских церквях менялось. Например, на 10% увеличилось число тех, кто относит себя в Киевскому патриархату. Прихожан Московского стало меньше на 6%. число тех, кто называет себя «просто православными», а значит, не задумывался о принадлежности к определенной церкви, несколько снизилось — с 28,8% до 23,4%, но их все равно на порядок больше, чем остальных. 

Короткий опрос прихожан Киево-Печерской Лавры (она принадлежит УПЦ МП) показывает: даже они не всегда уверены в своих взглядах относительно единой поместной церкви. «Мы пришли к намоленному месту», — говорит одна из прихожанок. Кто-то четко и ясно высказывается против. Кто-то не знает даже, о чем идет речь. 

В Московском патриархате есть те, кто несмотря на официальную позицию, готов поддержать автокефальную церковь. Они стоят на проукраинских позициях, критикуют официальные структуры РПЦ за поддержку «русского мира» и за отказ признать агрессию против Украины на Донбассе и аннексию Крыма. 

«Невозможно и продолжает быть невозможным ходить в церковь вражеского государства. Особенно меня очень сильно мягко говоря выводит из себя упоминание патриарха Московского», — говорит прихожанка УПЦ МП Ольга Быканова. В церквях УПЦ МП священники обязаны молиться за патриарха Кирилла, главу РПЦ. 

Российская агрессия для многих стала главной причиной, по которой прихожане не хотели бы ходить в храмы УПЦ (МП). 

«Сам Донбасс, Крым, и то что мы пережили. Мы конечно не могли спокойно как миряне смотреть. И многие протестовали [против сепаратизма]. Мы в том числе, как верующие, начинали борьбу против сепаратистских священников, которые выступали в Facebook, на приходах, несли идеологию «русского мира», — говорит другая прихожанка Московского патриархата Наталья Павлусенко. 

Наталья Павлусенко, прихожанка УПЦ МП. Фото: Громадское

На вопрос, почему в таком случае прихожане остаются в Московском патриархате, все отвечают одинаково: из-за канонического статуса церкви, то есть официально признанного мировым православием. Для большинства этот фактор остается очень важным. 

Духовенство

Лишь немногие священнослужители УПЦ (МП) согласились открыто высказывать свою позицию относительно инициативы Порошенко о предоставлении украинской православной церкви Томоса. Многие говорили, что не могут давать комментарий без официального одобрения вышестоящего начальства. Неофициально говорили, что они боятся или не могу говорить по разным причинам. Другие говорили, что их позиция «не может» расходиться с официальной позицией церкви. 

Открыто говорить согласились протоиерей Богдан Огульчанский и митрополит Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр Драбинко.

Идею автокефалии они поддерживают. И считают, что Украине, как отдельному государству, необходима своя церковь. Александр Драбинко подчеркивает: Вселенская патриархия только поощряет национальные церкви.

«Это поощряется каноническим правом православной церкви. Это повлечет за собой преодоление той великой схизмы, которая сегодня существует, начиная с 92-го года когда православие было разделено», — считает Драбинко. 

По словам священнослужителей, предоставление Томоса может решить многие проблемы. Например, прихожане одной церкви не будут считать своих соседей «раскольниками», а священнослужители смогут совершать вместе таинства, чего сейчас не происходит.

Митрополит УПЦ МП Александр Драбинко. Фото: Громадское

«Почему нельзя признать таинства моего соседа. Вот у меня рядом стоит автокефальный храм. Я к нему не захожу, потому что согласно моему вероучению и моему каноническому праву и воспитанию я не имею права это делать потому что он не имеет общения с Константинополем», — говорит Драбинко.

По его словам, большинство священнослужителей в УПЦ (МП) со временем перейдут в поместную церковь, просто потому что это будет логичнее, чем постоянно ездить в Москву на поклон. 

«Предоставление автокефалии, дарование Томоса, вхождение православной церкви Украины равноправной сестрой в семью православных церквей мира как раз и явится тем фактором, который откроет двери для людей несогласных с политической ангажированностью Московского патриархата, перейти в свою украинскую церковь», — считает Драбинко. 

По словам Богдана Огульчанского, предоставление Томоса тяжело перенесут только те, кто считает православие исключительно «русским» проектом. А таких на территории Украины, по его словам, не более 10%. 

«Много десятилетий существует разновидение, что есть православие. И одно видение более глобальное, где православие — часть всемирного христианства. А другое видение — это православие святой Руси, которое подчеркивает некоторую автономность и особую исключительность русского православия. И вот для людей, которые как раз считают, что православие должно быть русским [...] Томос будет драмой, а для кого-то трагедией», — заявляет он.

Остальные прихожане или склоняются к переходу в поместную церковь, или не обращают внимание на «патриархат», а просто ходят в ту церковь, где им комфортно.

Огульчанский сомневается, что Украина получит Томос, ему также не хотелось бы, чтобы в основе единой поместной церкви был Киевский патриархат, поскольку он, по его словам, создан по примеру Московского.

«Это (УПЦ КП) синодальная церковь, где все решает верхушка епископов. И большая часть людей она не имеет отношения к этим решениям. [...] В Московском патриархате решают только епископы. Это нечто другое, чем соборность, о которой так много говорят в православии. И есть надежда, что в обновленной церкви будет какое-то другое мнение», — говорит Огульчанский. 

Прогнозы

Ждать или не ждать Томос? Мнения разделились. Прихожане надеются, что независимость будет.

Александр Драбинко считает, что дело зашло слишком далеко, чтобы Вселенский Патриарх Варфоломей в очередной раз отказал Украине в Томосе для поместной церкви.

Богдан Огульчанский в прогнозах осторожен. Он считает, что теоретически предоставление Томоса возможно, но заявлять о своем переходе не спешит.

«Я конечно за единую поместную церковь в Украине, которая равноправна со всеми Вселенскими, но [не могу] давать обещание, что я завтра перейду», — говорит он.

Протоиерей УПЦ МП Богдан Огульчанский. Фото: Громадское

Старший научный сотрудник университета Восточной Финляндии, социолог религии Николай Митрохин считает, что нынешний интерес к Томосу продиктован прежде всего кампанией по выборам президента. В её рамках сторонники УПЦ КП пытаются решить проблемы своей церкви. В реальности предоставление Томоса маловероятно, так как этой проблеме не первый год, а Константинополь признавать автокефалию украинской церкви не спешит. Проблема, по словам Митрохина, состоит в том, что для начала должна быть создана реальная украинская автокефальная церковь со своим главой. Потом ей в течении относительно продолжительного времени надо доказать устойчивость созданной конструкции, поскольку прецедент распада подобной структуры — УАПЦ — уже был в 1990-е годы. Тем не менее, Митрохин подтверждает, что Русская православная церковь будет бороться против любых вариантов автокефалии украинского православия.

С ним заочно спорит Александр Драбинко. По его словам процесс предоставления автокефалии официально не прописан, а раз так, то сценарий может быть любым. Вероятнее всего, принимать решение будет единолично Вселенский Патриарх Варфоломей. А объединяться прихожане и священнослужители будут вокруг Томоса, который предоставят верующим, а не вокруг церкви.

 Дмитрий Белобров

"Громадское", 18 мая 2018