• Главная
  • "Каждый христианин должен помнить — уже потому, что мы являемся образом и подобием Божьим, мы должны лелеять добродетель трезвости"...

"Каждый христианин должен помнить — уже потому, что мы являемся образом и подобием Божьим, мы должны лелеять добродетель трезвости"

26.07.2010, 12:53
"Каждый христианин должен помнить — уже потому, что мы являемся образом и подобием Божьим, мы должны лелеять добродетель трезвости" - фото 1
Интервью с о. д-ром Андреем Логином, председателем межепархиальных подкомиссии УГКЦ "За трезвость жизни"

Уже во второй раз после ХІХ ст. возрождается движение за трезвую жизнь в УГКЦ. Соответствующей деятельностью занимается межъепархиальная подкомиссия УГКЦ «За трезвость жизни». Работу по оздоровлению алкозависимых людей начали с Тернопольско-Зборовской епархии, где действует Консультативно-просветительский центр для помощи зависимым от алкоголя и членам их семей. Первые результаты работы очевидные  — десятки людей, которые до того безрезультатно обивали пороги больниц и приемных разнообразных «целителей», вернулись или постепенно возвращаются к полноценной жизни в Боге и с Богом. Уже в 12 приходах в Тернополе и близлежащих городах и селах начали «Золотые книги трезвости». Только в кафедральном соборе Непорочного зачатия Пресвятой Богородицы в Тернополе не употреблять алкоголь совсем или же в течение определенного времени присягнули уже свыше 200 человек. Однако на одной епархии в подкомиссии останавливаться не собираются…

Так вот, о том, почему украинцы злоупотребляют спиртным, об ошибочных представлениях об алкоголе в обществе и о том, как можно помочь этой болезни, рассказывает глава подкомиссии «За трезвость жизни» отец-доктор Андрей Логин.

andrij_lohin_w.jpg— Отче, что побуждает алкозависимых людей обращаться именно в Консультативно-просветительский центр?

— Это люди, осознавшие частично или в полной мере, что они попали в алкогольную ловушку, из которой своими силами выбраться не могут. Также многие люди уже перепробовали разные методы преодоления алкоголизма. Это и детоксикация в больнице, и кодирование, возможно, даже подшивание. И потерпев очередное поражение, они говорят: «У нас теперь есть только одна надежда — на Бога». Поскольку нашу подкомиссию, наше направление работы создала Церковь, то эти люди приходят в надежде, которые именно Бог поможет им окончательно решить эту проблему.

— Или можно помочь человеку, который не осознал, что он алкозависим?

— Даже последний в глазах людей пропойца, никому не нужный, безнадежный, все потерявший и владеющий лишь тем, что сам еще живет в мире, имеет шанс на выздоровление. Относительно помощи людям, которые не осознают своей зависимости, существуют методы искусственной интервенции. С помощью их человека можно поставить в такие обстоятельства, создать такую психологическую обстановку, что он увидит — алкоголь является причиной его бед, а не спасением. Но для искусственной интервенции нужно много времени и усилий прежде всего со стороны близкого окружения того человека — тех, кто имеет в его глазах определенный авторитет. Работая с окружением, мы можем показать путь того, как побуждать к выздоровлению. Но пойдет ли человек по этому пути, гарантировать нельзя. Последнее слово всегда остается за самим зависимым, и любые моменты принуждения не могут дать результата. Человек должен в своем сердце признать, что алкоголь является его проблемой, и сам захотеть изменить ситуацию.

— Кто принадлежит к группе риска, более всего подвержен опасности попасть в зависимость?

— Ответ однозначный. Группа риска — это, прежде всего, молодежь, ведь алкозависимые, кто бы они ни были, также часто для кого-то отцы или матери. Мировая организация здравоохранения дает информацию, что хотя зависимость от алкоголя не передается на генетическом уровне, психологическая атмосфера в таких семьях способствует формированию типа сознания, при котором дети, если и не становятся алкозависимыми сами, часто находят такого партнера. Или же у них есть значительное количество психологически-личностных проблем: комплексы, необоснованные чувства страха, тревоги, разные предубеждения относительно своей человеческой ценности и достоинства. Но, согласно статистике, более 50 % детей, которые вырастают в семье, где есть зависимый от алкоголя, сами все-таки опадают в зависимость.

Мы видим, что молодежь считает свой досуг практически невозможным без спиртного: начиная со дня рождения и заканчивая обычным проведением свободного времени. Даже с точки зрения физиологических особенностей организма, молодые люди чрезвычайно быстро могут стать зависимыми. Они сегодня более всего поражены этой проблемой.

— На основании опыта работы Центра, как можно охарактеризовать начало алкогольной зависимости у наших современников?

— У каждого человека и здесь своя неповторимая судьба, но фактом является то, что почти все люди, которые обращаются за помощью, начали свое употребление алкоголя в семье. То есть первый раз в жизни им дали употребить алкоголь их же родители. Конечно, в таких случаях не было какого-то намерения, чтобы ребенок упился. Все было символически или, как у нас говорят: «Потому что ты уже взрослый», «За здравие» или «На язычок попробовать»… Это делали, чтобы человек не чувствовал себя в какой-то мере худшим в среде тех, кто уже употребляет алкоголь. И это было начало того длинного пути, который привел к зависимости.

Что сделали родители? Ребенок к определенному возрасту воспринимает их как безоговорочный авторитет. Когда он что-то принимает от родителей, принимает это как что-то хорошее, ведь знает, что родители его любят и ничего плохого не желают. Ребенок в таких случаях формирует в сознании убеждение, что алкоголь — это что-то положительное. Он теряет ощущение опасности спиртного, разрушается своеобразный барьер. Родительский пример часто является началом конца, хотя путь к попаданию в зависимость у кого-то длится пять, а у кого-то — десять лет.

Я бы хотел обратить внимание, что зависимость сначала развивается не на физическом, а на психологическом уровне. Этот момент сегодня родители не учитывают, потому что когда даже ребенок не употребляет алкоголь в больших дозах, он все равно начинает исподволь становиться алкоголиком. Он начинает воспринимать алкоголь как средство, помогающее налаживать контакты с лицами противоположного пола, проводить «весело» досуг. Из-за такого подхода человек теряет естественную способность на трезвую голову общаться, преодолевать трудности, стресс, недоразумения, достигать определенных целей.

— Осознает ли эту опасность наше общество?

— Я бы сказал, что оно сейчас поглощено своеобразной алкогольной ментальностью, не может представить себе жизнь без потребления алкоголя. Существуют только исключения из такого правила. Мне приходится время от времени общаться с людьми, которые помнят довоенные времена. Тогда украинцы праздновали свадьбу так, что на большое количество людей — практически на все село, была одна бутылка спиртного и только самые почетные гости могли попробовать его из небольших стаканов-наперстков. Люди веселились и радовались на трезвую голову.

Но когда мы посмотрим на историю Украины, по крайней мере на последние 200 лет, то увидим, что у нас большая проблема с алкоголем. В истории, в политической плоскости алкоголь был одним из средств контроля над нашим народом. Еще царица Екатерина, если не ошибаюсь, сказала, что пьяным народом легче управлять. И в истории Правобережной, и Левобережной Украины алкоголь был средством реализации разных политических целей и проектов.

— Как относится к проблеме алкогольной зависимости государство Украина?

— Позиция государства относительно алкоголя способствует тому, чтобы люди его употребляли. Имею в виду то, что сегодня нет действенных механизмов, которыми бы государство могло противодействовать определенным трендам или субкультуре, которая уже появилась у молодежи. В нашем государстве очень сильное алкогольное лобби. Практически каждая политическая сила, которая представлена в Верховной Раде, имеет свой алкогольный бизнес. И промедление с принятием действенных законов относительно борьбы с пьянством, сохранения здоровья молодежи является свидетельством того, что поднятие этого вопроса не было в интересах людей, которые должны представлять интересы народа. Вот такое расхождение.

— Что государство может сделать для борьбы с пьянством?

— Прежде всего, нужно начать глубокие реформы в образовательной области, касающиеся учебного процесса в школе. Нужно заботиться о формировании у ребенка осознания ценности здоровья, у подрастающего поколения должно произойти изменение сознания. В учебный процесс следует включить ознакомление с последствиями попадания в зависимость и не только от алкоголя, а и от наркотиков и игровых автоматов. Дети должны понять, что попадание в зависимость — страшная болезнь. А сегодня они этой информации не получают. Важно, как государство дает информацию. Она должна не только содействовать социальной рекламе. В эфир надо запускать программы, которые бы подробно объясняли, что с собой несет потребление алкоголя. В таком случае следует рассматривать и историю нашего народа, и спорные вопросы, и проблемы подростковой зависимости. То есть об этом надо говорить, доносить конкретную информацию, которой сегодня у обычного украинца просто нет. Говорят же, что злоупотребление алкоголем — просто плохая привычка или слабая сила воли. На самом деле же это дословно болезнь, как и целый ряд других недугов.

Государство должно ввести серьезные наказания за торговлю спиртным. Хотя уже есть новые правила, контролирующие эти вопросы, но регулирование существует часто только де-юре. А де-факто можно увидеть подростков, которые идут с бутылкой пива, прячутся с ней. Это значит, что есть люди, которые не боятся продать алкоголь несовершеннолетним.

— Как тогда можно охарактеризовать работу современной медицины в борьбе с алкозависимостью?

— Ее нужно реформировать, учитывая лечение. Наркология, как таковая — наследие коммунистического подхода к решению проблем пьянства. В мире имеем опыт реабилитационных центров, где применяют новейшие методы психотерапии. В конце концов, есть много учреждений, занимающихся реабилитацией в сотрудничестве с государством и Церковью. Такая духовно-психологическая реабилитация — шаг, который нужно применить для лечения попавших в зависимость. Потому что наркология концентрирует внимание все-таки на физическом аспекте зависимости и после детоксикации не продолжает лечения психологического, духовного мира человека.

Можно взглянуть, например, и на опыт Америки. Там в больших фирмах есть психологи, отслеживающие поведение и мотивацию сотрудников. Если видят, что человек начинает терять интерес к работе, опаздывает, проявляет безответственность, его сразу вызывают на разговор к такому психологу. Когда замечают, что у работника уже есть проблемы с алкоголем, его не выгоняют с работы, чтобы так решить вопрос. Ему дают шанс восстановиться через прохождение реабилитации. Сегодня у нас такого механизма нет. Это же можно сказать и о человеке, пойманном во время управления авто в нетрезвом состоянии. Его штрафуют, забирают права, но вопрос зависимости не решают. Очевидно же, что когда человек отваживается сесть за руль в состоянии опьянения, можно априори сказать, что он уже попал в зависимость. Это не является типичным поведение здорового человека, и о таких людях нужно заботиться, решать первопричины попадания в зависимость.

— Чем тогда отличается работа Церкви в этом направлении?

— С 2006 года, сколько существует наша подкомиссия, мы работали над созданием метода реабилитации, который бы подходил к делу, прежде всего с его духовной стороны. Наш центр в Тернопольско-Зборовской епархии — пилотный проект, но мы работаем над тем, чтобы таких центров было как можно больше, по крайней мере, в каждой епархии по одному. У центра есть разные направления деятельности, первым из которых является помощь зависимым от алкоголя. Вторая категория — со-зависимые. Есть у нас метод духовной терапии для людей, которые являются близкими к зависимому человеку и ощущают на себе последствия этой зависимости. Им мы в первую очередь помогаем вернуть ощущение собственного достоинства и духовный мир, равновесие. Третья категория — подростки. С осени этого года начинаем работу с несовершеннолетними, которые сами имеют зависимость или живут в семьях, где есть зависимый человек. Мы увидели, что есть большой запрос на помощь таким детям. Соответствующая сфера остается неохваченной проектами социального характера. Отдельное направление нашей деятельности — просвещение. Мы идем в школы, другие учебные заведения, знакомимся с подростками. Мы не читаем лекции, а проводим интерактивные тренинги, через общение с детьми показываем последствия употребления алкоголя и призвание человека в Божьем замысле. Показываем, что выбор — употреблять или не употреблять — остается за ними, и от этого выбора зависит, кем они будут завтра. Мы подчеркиваем, что свобода человека без веры в Бога перерастает в саморазрушение.

Мы идем также в сельсоветы, встречаемся с их сотрудниками, всеми госслужащими, депутатами, членами исполкомов, участковым инспектором, завклубом, завбиблиотеки… Доносим практическую информацию относительно вопросов зависимости, мотивируем их — даем понять, что проблема алкоголизма не просто проблема их соседа или какого-то подростка с девиантным поведением. Это проблема всего села. Мы показываем, что они, как представители власти, наделенные в определенной мере авторитетом, могут изменить сам подход к потреблению алкоголя в пределах их села.

— И как реагируют руководители таких сел?

— По-разному. Есть у нас опыт как четко выраженной враждебности, равнодушия, так и искренне проявленной увлеченности осознанием того, что надо действовать, менять. Часто случается, что у тех же наших слушателей если не у самих алкогольный бизнес, то они его прикрывают. У них есть определенный интерес в этом деле, и именно от них наблюдаем негативную реакцию.

— А что о проблеме алкоголя должны знать все христиане?

— Я бы хотел, чтобы люди, читая эти строки, осознали свое место как христиане в борьбе против пьянства. Мы все призваны к тому, чтобы подражать Христу, делиться с людьми, которых встречаем, нашим духовным сокровищем. Это касается, помимо всего прочего, и добродетели трезвости. Чтобы мы, как христиане, помнили, что благодарить алкоголем неправильно, что праздновать духовные события с алкоголем христианам отнюдь не к лицу.

— В конце концов, является ли грехом употребления алкоголя и предложение его другим?

— Благодарить алкоголем людей, не являющихся зависимыми, — моральная вина. Очевидный грех это тогда, когда мы, например, даем алкоголь зависимому человеку вместо платы за выполненную работу. Грех также в том, что родители подают своим детям плохой пример относительно алкоголя, то есть наливают им спиртное, сами приходят домой пьяными, и дети это видят, не реагируют на то, что ребенок приходит с запахом алкоголя с дискотеки… Потому я бы хотел, чтобы каждый христианин помнил — уже потому, что мы являемся образом и подобием Божиим, мы должны лелеять добродетель трезвости. У каждого человека есть ум и свободная воля как духовные дары. Когда же он упивается — теряет эти дары — и дьявол им легко манипулирует. Через такого человека он соблазняет также других людей. В конечном результате человек может стать зависимым, рабом химического вещества и уже неспособна быть слугой Божиим, чадом Божиим.

Беседовал Владимир МОРОЗ,

Июль 2010 года

Справка

Межъепархиальную подкомиссию «За трезвость жизни» в составе Комиссии по делам душпастырства здравоохранения УГКЦ образовали в октябре 2006 года согласно решению 32 сессии Синода епископов Киево-Галицкой Митрополии УГКЦ. Подкомиссия за трезвость жизни имеет целью противостоять распространению алкогольной зависимости в украинском обществе и тем самым помогать людям жить соответственно их собственному достоинству, дарованному Создателем. Адрес интернет-страницы подкомиссии http://www.sober-way-of-life.org.ua/.

Консультативно-просветительский центр для помощи зависимым от алкоголя и членам их семей действует в Тернополе по адресу: ул. Замонастырская, 1, 2-й этаж в помещении Тернопольского благотворительного фонда “Каритас”. Контактный телефон 098-552-95-13.