"Нам нужно больше молиться, чем смотреть на людские мысли и слова, и искать то, что нас соединяет"
У нас в гостях: владыка Марьян БУЧЕК, епископ-коадьютор Харьковско-Запорожской деецезии Римо-Католической Церкви в Украине
Вопросы и ответы размещены в обратном порядке — последние вверху
15. Вопросы от редакции
1. Преосвященнейший владыка, как бы вы описали состояние Львовской архидеецезии, какие в ней есть наибольшие достижения за последние 16 лет и какие остаются проблемы?
— 16 лет назад Львовская архидеецезия, которая находится в 4 областях — Львовская, Тернопольская, Черновицкая и Ивано-Франковская — имела 13 костела и 11 священников. Теперь — 270 костелов и часовен, а работает 145 священников и 110 монахинь. Построено более 20 новых костелов, действует Высшая духовная семинария. Можно сказать, что материальное состояние архидеецезии хорошее. Теперь нужно учить людей — особенно среднее поколение.
2. Знакомились ли Вы со своей новой деецезией, какие дела там ожидают Вас?
— Новую деецезию я практически не знаю. Хочу быть, как сказал святой Августин, «со всеми – христианином, а для всех – пастырем». Моя деецезия после Второй мировой войны не имела ни единого костела, а теперь есть почти 50 костелов и часовен. Много людей, которые проживают на этой территории, — это люди, которые не ходят ни в какую Церковь, им нужно показать дорогу к Богу, чтобы они спаслись здесь, на земле. Нужно молиться Святому Духу о необходимых дарах.
3. Владыка, как мы знаем, УПЦ (МП) не благословляет совместные молитвы с другими христианами. Как должны поступать верные-католики, могут ли они принимать участие в совместных молитвах с православными или протестантами?
— Все мы — христиане и имеем одну молитву, которой нас научил наш Спаситель Иисус Христос. Нам нужно больше молиться, чем смотреть на людские мысли и слова, и искать то, что нас соединяет. Католик может молиться в храмах православных или протестантских, прославлять Бога. Он также должен познать их обряды и молитвы. Господь принимает все наши молитвы, которые согласуются с Божьей волей.
Дорогой владика, искренне благодарны за участие в нашей веб-конференции. Надеемся, что у нас с вами будет продолжаться плодотворное сотрудничество на Вашем новом служении.
14. Олег, греко-католик из Киева
— Владика, в своих ответах вы несколько раз говорили об одной Католической Церкви, но в двух обрядах. Если я не ошибаюсь, Второй Ватиканский Собор говорит о поместных Церквях: Римо-Католической Церкви латинского обряда и многочисленные Восточно-Католические (униатские) Церкви разных восточных обрядов. Так можно ли говорить, что в Украине есть две поместные Католические Церкви – УГКЦ и РКЦ, которые входят в одну Вселенскую (которую также можно назвать Католической) Церковь во главе с Папой Римским?
— В мире существует одна Вселенская Католическая Церковь, которую возглавляет Папа Римский, и эта Церковь имеет разные обряды. Нужно сказать, что во Львове перед войной Католическая Церковь была в трех обрядах: византийский, латинский и армянский. Все они сотрудничали для добра города и общества. Также и сегодня в Украине существует Католическая Церковь двух обрядов, которые имеют свой закон и живут согласно нему. Туристы, которые приезжают в Украину, спрашивают, что это обозначает: Другая ли это Церковь? Поскольку они видят разные Литургии. Мы говорим: разница есть только в языке и обряде данной Церкви. Украина демонстрирует богатство Католической Церкви двух обрядов. Поэтому, я считаю, что следует работать на Украине для блага государства, общества и всех верующих людей.
13. Павел
— — Ваше Преосвященство! Не составит ли Вам трудностей в Вашей работе разновидность языков, которые используются на Востоке Украины. И каково ваше главное задание представлено Вами относительно Востока.
Спасибо. Павел.
— Все знают, что я приехал в Украину из Польши 16 лет назад. Тут выучил украинский язык. Русский язык я изучал в Польше. Теперь мне придется немного говорить на польском в Восточной Украине. Я знаю, что в кафедральном соборе в Харькове каждое воскресенье три Литургии на разных языках: меньше всего людей присутствует на польской, больше – на украинской, а более всего – на русской. Я думаю, что при помощи даров Святого Духа я буду говорить на том языке, на котором будут говорить люди.
12. о. Сергей
— Ваше Преосвященство. На сегодняшний день есть большая необходимость в литургийных книгах на украинском языке для римо-католиков украинцев. Все, что существует на сегодняшний день, является некачественными переводами практически всего с польского языка. Создается впечатление, что молясь по этим книгам, произносишь польские слова, написанные украинскими буквами. Мой вопрос: когда начнется работа над изданием литургийных книг на правильном украинском языке?
— В настоящее время у нас есть изданный на украинском языке Месал, который есть у всех священников РКЦ в Украине. Также изданы Таинства супружества, крещения и обряда похорон. Комиссия по делам Литургии РКЦ работает над изданием другой литературы. Перевод идет очень медленно, потому что в украинском языке нет некоторых богословских терминов. Над переводом работают священники и профессоры украинской филологии.
Второй вопрос: есть ли на сегодняшний день в римо-католической Церкви квалифицированные специалисты для осуществления издания литургийных книг на украинском языке и будут ли учитываться замечания священников, которые должны этими книгами пользоваться? С уважением, о. Сергей.
— Как я уже говорил, Комиссия по делам Литургии работает над изданием всех необходимых священникам и мирянам книг.
11. Елена, Нова Каховка
— Владика, позвольте спросить, как Вы оцениваете общее развитие РКЦ в Восточных регионах Украины? Также, на Ваш взгляд, целесообразно ли в проблемных регионах, где местная власть не всегда готова содействовать представителям Католической Церкви, назначать новых священников, которые, скажем, только недавно приехали из Польши и не знают хорошо украинского законодательства, чтобы защитить права, в том числе имущественные, своей общины? Благодарю!
— Знаем, что после Октябрьской революции католическая и Православная Церкви были уничтожены. После Второй мировой войны на Восточную Украину приехало много католиков двух обрядов с Галичины – они хотят иметь своего епископа и священника. Миряне пишут письма нунцию или Папе Римскому и просят о священниках и епископах. Поэтому Папа Римский создает новые епархии Католической Церкви двух обрядов в Восточной Украине. Каждый человек, который хочет быть католиком в демократическом государстве, которым является Украина, имеет право на свободное вероисповедание. Все знаем, что после Второй мировой войны не было духовной семинарии для Католических Церквей в Украине. Поэтому епископы просили помощи из-за границы. РКЦ в Украине имеет три высшие духовные семинарии, где учатся будущие священники. Обучение длится 7 лет. Поэтому нам нужно еще немного времени, чтобы все священники были из Украины. Кардинал Яворский во Львове рукоположил 60 епархиальных священников и 11 монахов. Все они будут работать в Украине.
10. Владимир. Кривой Рог
— Владика, скажите пожалуйста каково Ваше отношение к переходу в Католическую Церковь православных мирян и священников. Я православный священник, но в душе я ощущаю себя католиком и не представляю себя всю жизнь православным священнослужителем. Какие шаги я должен предпринять чтобы стать католиком?
— Закон Церкви "Кодекс Церковного Права" четко пишет, что православный, который хочет перейти в католическую Церковь, переходит сразу в Католическую Церковь восточного обряда, то есть Греко-Католическую. После этого есть возможность попросить своего католического владыку и Конгрегацию Восточных Церквей, чтобы они дали разрешение на переход в латинский обряд. Во Львове у меня очень хорошие отношения со всеми 3 православными епископами, и я принимал участие вместе с ними в разных церковных службах по случаю государственных или церковных событий. Считаю, что когда буду в Кривом Роге, то найдем время для детальной беседы на эту тему.
9. Дмитрий
— Слава Иисусу Христу! Владыка Марьян, расскажите пожалуйста о ситуации в Украине относительно римо-католиков и греко-католиков. Насколько распространено в народе, что если римо-католик, то это наверное поляк, а если греко-католик — то это украинец. И вообще каково отношение на Украине если речь идет о католицизме, ведь греко-католики тоже католики, и эта ситуация нетипична?
— До Второй мировой войны в Галичине поляк был римо-католиком, а украинец – гректо-католиком. После Второй мировой войны многие поляки выехали за пределы Галичины, Греко-католиков лишили их Церкви. Люди, которые ходили в Православную Церковь, стали православными — и теперь у нас есть православные русские и украинцы. Греко-католики также украинцы, русские и даже поляки. В наших римо-католических костелах есть представители разных национальностей. Например, из 13 епископов есть епископы польского, украинского, русского, латвийского, венгерского и словацкого происхождения. Разных национальностей также священники и монахи РКЦ. В Католической Церкви 21 Церковь восточных обрядов. Наибольшей из них является УГКЦ. В Украине католик может идти на Литургию в костел или в церковь и может выбирать обряд.
И последний мой вопрос — Вы с 28.02.1992 были Секретарем Конференции Римско-Католических Епископов Украины, а почему до этого времени еще никогда не было общей конференции всех католических, имею ввиду как римских, так и греко-католиков? Ведь все католики и проблемы, которые имеем, тоже общие. Кстати, как всем известно, что Вы назначены уже епископом-коадьютором Харьковско-Запорожской деецезии Римо-Католической Церкви, а еще к этому времени никак не можете распрощаться со Львовом. Спасибо. С уважением, Дмитрий.
— В Украине существует конференция римо-католических епископов, которую возглавляет с 1992 года львовский митрополит Кардинал Марьян Яворский, а я являюсь секретарем этой Конференции. Существует также Синод Греко-католических епископов УГКЦ, который возглавляет Предстоятель УГКЦ Любомир (Гузар). Раз в год у нас проходит совместная встреча всех католических епископов Украины. В Украине также существует «Каритас» УГКЦ и «Каритас-СПЕС» РКЦ. Они также сотрудничают.
4 ноября в 12.00 в Кафедральном Соборе Успения Пресвятой девы Марии в Харькове я буду править первую официальную Литургию в присутствии апостольского нунция. С того времени я буду постоянно находиться в Харьковско-Запорожской епархии. Во Львов буду приезжать, потому что Секретариат Конференции РКЦ находится во Львове.
8. Goch Marian
—Что епископ думает о возвращении церковной собственности в свои деецезии? Что уже сделал, будучи Епископом во Львовской архидеецезии и в целом во всей Украине? Как вы видите возвращение костелов в Днепропетровске, Севастополе, Киеве и других местах? Благодарю.
— Во Львове я всегда говорил представителям власти, чтобы власть согласно законам Украины возвращала церковное имущество. Во многих случаях это удавалось. Знаем, что есть несколько костелов, в частности те, про которые господин спрашивает, где есть проблема относительно их возвращения Церкви. Думаю, что представители центральной и местной власти поймут просьбу нашей Церкви и постепенно вернут нам эти храмы. Все знаем, что церковное здание, которое строили наши предки, должно использоваться для молитвы. И каждая демократическая власть должна знать, что синагога, церковь, костел, дом молитвы, мечеть, которые были посвящены Господу, должны быть открытыми для верующих людей. Думаю, что постепенно это будет реализовываться в Украине.
7. Белякова Надежда, МГУ, Исторический факультет, [email protected]
— Прошу прощения за вопросы на русском языке — читаю на украинском свободно, а писать не могу.
1. На основании каких нормативных актов действует Римо-Католическая церковь в Украине? Как можно найти действующий устав РКЦ, если он является основополагающим?
— Официально на территории Украины РКЦ существует с 1375 года, когда Папа Григорий ХІ основал метрополию в Галиче. 16 января 1999 года Иоанн Павел ІІ подтвердил существование РКЦ в Украине и нарек Митрополита для Львова и епископов для Житомира и Каменец-Подольского. В 2007 году в Украине существует 7 епархий РКЦ и 13 епископов. Всех нарекал Святой Престол с подписью соответственного периоду Папы Римского. В 1991 году РКЦ получила от представителей государственной власти подтверждение статута Церкви в Украине. РКЦ в Украине существует согласно закону церковному, а также государственному.
2. Как складываются отношения католиков латинского обряда с греко-католиками в период независимости Украины? Можно ли выделить определенные этапы развития этих отношений?
— Перед Второй мировой войной на западной Украине существовала католическая Церковь 2-х обрядов – византийского и латинского. Нужно знать, что после Октябрьской революции советский режим ликвидировал епархию в Каменец-Подольском. В 1946 году этот режим ликвидировал Луцкую и львовскую епархии, а также Греко-католическую митрополию в Галичине. Во Львове остались два костела, куда ходили также и Греко-католики, которые не хотели идти в Православную Церковь. В 1991 году, когда Святой Престол возобновил деятельность Католической Церкви двух обрядов в Украине, иерархия и священники двух обрядов начали сотрудничество. Ежегодно епископы двух обрядов проводят совместную конференцию, принимают участие в разных праздниках второй Церкви. Нужно подчеркнуть, что особенно на Западной Украине есть много смешанных семей – греко-римо-католических.
3. Как бы Вы охарактеризовали национальный и социальный состав паствы РКЦ?
— РКЦ в Украине – это Церковь людей разных национальностей, среди которых также епископы, священники, монахи. Правим богослужения на разных языках, особенно – на украинском, русском, польском, венгерском и словацком. Социальный состав РКЦ в Украине такой же, как и в других Церквях. Церковь ищет финансовой поддержки на строительство храмов и монастырей зарубежом, поскольку наши миряне – это немного людей, а также это не очень обеспеченные люди.
6. Тарас, Львов
— Ваше Экселенция, скажите пожалуйста, существует ли сейчас в римо-католической Церкви в Украине проблема с лефевристами, подобно как она существует в УГКЦ? Если есть, то что Церковь делает для ее решения?
— Слава Богу, в РКЦ в Украине нет проблем с лефевристами, но знаем, что люди имеют сентимент к прошлому в Литургии церкви. Наши священники и владыки много говорят на эту тему. Когда в начале 90-х годов ХХ века в Кафедральном соборе во Львове ставили алтарь и начали править Литургию, некоторые набожные пани сказали, что мы разрушаем Церковь. Тогда в кафедральном соборе на лавочках появились буклеты, что это запрещено церковью. Это исходило, как оказалось, от лефевристов.
Следующий вопрос. Какое место в РКЦ в Украине занимает харизматическое движение? Насколько мне известно, не все верные римо-католики его воспринимают, некоторые считают его сектой в лоне Католической Церкви.
— В РКЦ в Украине действуют харизматические движения. Это очень хорошо для Церкви, но необходимо, чтобы с этими людьми всегда был мудрый священник. Я помню, как старшие священники говорили, что во Львове перед Второй мировой войной существовало «Братство доброй смерти». Когда священник пришел на заседание братства, то услышал: «Христос говорил!». А другой господин сказал вслед: «А я бы еще добавил!». Этот пример говорит о том, что в этих движениях церковных должны быть хорошие священники и монахи, чтобы корректировать разные мнения членов этого движения. Если этого не будет, то члены движении быстро могут превратиться в секту.
5. Игорь из Львова
— Расскажите, пожалуйста, о работе над украинским переводом Бревиария, когда можно будет увидеть официальную версию Литургии освящения времени. Спасибо.
— Есть проблема с переводом Бревиария, то есть ежедневной молитвы священников. Комиссия по литургийным делам РКЦ, которую возглавляет Луцкий епископ Маркиян Трофимьяк, уже несколько лет работает над переводом. Священное Писание на украинском языке имеем от УГКЦ. Есть проблема с так называемыми творениями отцов церкви, которые необходимо перевести на украинский язык. Над переводом работают отцы-капуцины.
4. Роман Захарий, православный, [email protected]
— Уважаемый владыка,
1. Есть ли намерение в Католической Церкви возобновить использование иконостасов и икон? Насколько мне известно, католики также имели иконостасы и иконы в костелах раньше.
— Нынче мы слышали, что Папа Римский Бенедикт ХVІ возвращается к Литургии, которая была накануне Второго Ватиканского Собора. В РКЦ время от времени звучит мысль о возвращении к прошлым векам, чтобы ввести новые иконостасы, необходимо только решение Папы или Синода епископов. Владыка в конкретной епархии не может вводить определенные изменения в Литургию.
2. Известны ли Вам современные случаи посмертного нетления тел святых греко-католиков кроме Св. Иосафата Кунцевича, Бл. Михайлины Гордашевской и Бл. Величковского?
— Все помним, как в юбилейный год – 2000 – Иоанн Павел II объявил блаженным папу Иоанна ХХІІІ. Мы все имели возможность увидеть благодаря СМИ, что его останки оказались нетленными. Такие примеры неоднократно встречаются в Церквях.
В 2004 году Папа Иоанн Павел ІІ провозгласил во Львове блаженными римо-католического архиепископа Бильчевского и священника Гораздовского, а Папа Бенедикт ХVІ провозгласил их святыми. Когда мы открыли гробницу, где они покоились, то обнаружили, что тела оказались нетленными. Тогда для реликвий взяли кости святых. Это не препятствует нам почитать их как святых. Также можно сказать, что есть святые и блаженные люди, которые погибли в концлагерях — Майданек, Аушвиц, Дахау, где не осталось останков людей. РКЦ почитает этих святых.
3. Откровение Фатимы (через Веронику в 1978 г.), а также контраверсионного стигматика Клемене Домингеса говорят об инфильтрации Ватикана масонами со времен Павла VI, который начал тоже использовать согнутый (почему?) крест на хоругви, а сам сказал, что дым сатаны проник в церковь... Что делает Католическая Церковь для искоренения этого зла? Кто и почему устранил присягу всех кат. священников против модернизма, введенную святым папой Пием X?
— Необходимо знать, что в католической Церкви время от времени появляются люди – епископы, священники, монахи, монахини, а также миряне, которые не соглашаются с общим учением Церкви. Мы знаем, что в Испании существует так называемый Папа, который не признает избрание глав Церки после ІІ Ватиканского собора. Также есть определенные священники или миряне, которые говорят, что учение Папы или епископа меня не обязывает, тогда в Церкви появляются недоразумения, а время от времени – даже расколы. Слава Богу, таких примеров не много. Католическая Церковь учит мирян, чтобы они слушали учение Папы и Священного Писания, а не таких слабых людей. Модернизм разрушал Церковь изнутри, поэтому Папа Пий X написал энциклику на эту тему.
3. Игорь Скленар
— Преосвященный владыка, какие Вы видите сейчас основные задачи духовной работы на Востоке ради возрождения человека как моральной личности, нивелирования «гомо советикуса» (возможно в контексте РКЦ)? Что делает в этом плане римо-католическое духовенство? Спасибо.
— — Все знаем, что при Советской власти выросло поколение людей, которые не имеют христианского корня в жизни. Они были воспитаны без христианской морали. Я думаю, что так не бывает, но после встреч с разными представителями власти в Украине, особенно – с представителями МВД, я услышал от них нужду, чтобы Церковь возобновила мораль человека. Часто бывает так, что молодого человека, который вошел в конфликт с законом, изолируют от общества. Именно там нужно, чтобы представители Церкви – священники, монахи, а также миряне – пришли, чтобы восстановить христианскую душу этого человека. После того представители государства могут согласно закону возвращать этого человека в общество.
2. Светлана Ярошенко
— Владика Марьян, как Вы оцениваете состояние украинских католических СМИ и какие перспективы их развития определяете?
— Католические СМИ сегодня недостаточно развиты. Мы знаем, что УГКЦ имеет свои информационные ячейки. РКЦ имеет тоже несколько ячеек, через которые подает информацию о жизни РКЦ. По моему мнению, необходимо студентам духовных семинарий давать необходимые знания, как использовать для будущей евангелизации также СМИ.
1. Иван Верстюк (богослов УПЦ, публицист, г. Киев), [email protected]
— Владика, очень радостно, что Вы стали гостем веб-конференции РИСУ – открытость к общению является, на мой взгляд, одной из наибольших христианских добродетелей, особенно для людей, которые носят священнический сан. У меня к Вам вопрос богословского характера. Какой вы видите миссию Церкви в ХХІ веке? Чего Господь ожидает от Своих верных сегодня? Какими должны быть христиане, чтобы эффективно свидетельствовать об истинности Христовой Церкви в современную эпоху?
— Церковь должна быть в обществе, потому что к Церкви принадлежат все люди – верующие и неверующие. ХХІ век – это век техники, развития СМИ. Я считаю, что люди должны знать о жизни духовной не только слушая Слово Божие в храме, а также через СМИ. В СМИ можно коротко передать очень важные ответы на важные вопросы, которые волнуют современного человека. Нужно, чтобы люди Церкви не боялись идти с ответами через СМИ. Все знаем, что верующие люди, особенно те, которые не имеют никакого контакта с Церковью, должны свидетельствовать о своей вере в обществе. Также, все знаем, что в конце ХХ века в мире появилась большая секуляризация. Все знаем, что атеизм есть в жизни многих людей, а также в христианской Европе быстро развивается ислам. Они имеют право на представление своих взглядов, поэтому христиане, которые живут в Европе, должны также твердо свидетельствовать о своей вере. Здесь нам открывается хороший экуменизм – мы должны искать то, что нас объединяет, а не разъединяет.