• Главная
  • "СМИ нужно научиться замечать "маленькие" Церкви, потому что именно их позиция иногда решает судьбу "больших" церковных проектов"...

"СМИ нужно научиться замечать "маленькие" Церкви, потому что именно их позиция иногда решает судьбу "больших" церковных проектов"

28.11.2007, 16:30
"СМИ нужно научиться замечать "маленькие" Церкви, потому что именно их позиция иногда решает судьбу "больших" церковных проектов" - фото 1
В гостях: владыка ИОАНН (Модзалевский), архиепископ Уманский, викарий Киевский Украинской Автокефальной Православной Церкви, глава богословско-канонической Комиссии УАПЦ

Иоанн (Модзалевский)В гостях: владыка ИОАНН (Модзалевский), архиепископ Уманский, викарий Киевский Украинской Автокефальной Православной Церкви, глава богословско-канонической Комиссии УАПЦ

Вопросы и ответы размещаются в обратном порядке – последние наверху


Основная тема веб-конференции: УАПЦ сегодня, взгляд изнутри


17. Вопросы от редакции

1. Высокопреосвященный владыка, расскажите детально решение собора УАПЦ, который на днях состоялся. Можно ли сказать, что принятые решения имеют какое-то важно значение?

2. Какова судьба владыки Феодосия (Пецины), позволили ли ему войти в состав епископата УАПЦ?

— В Архиерейском Соборе УАПЦ, который состоялся 27 ноября с.г. в помещении Патриархии УАПЦ приняли участие шесть архиереев нашей Церкви — Блаженнейший Митрополит Мефодий и преосвященные Митрополит Андрей, Митрополит Роман, Архиепископ Иоанн, Архиепископ Макарий и Епископ Илларион. Обсуждали внутреннюю ситуацию в Церкви, Собор заслушал и принял к сведению доклад правящих епископов УАПЦ о состоянии в епархиях.

На Соборе заслушали просьбу владыки Феодосия, прежнего правящего епископа Дрогобычско-Самбирской епархии УПЦ КП, о принятии его с клиром в состав УАПЦ. По этому поводу Собором было принято решение просить владыку Феодосия предоставить Архиерейскому Собору всю необходимую документацию, в частности, уставы и заверенные протоколы приходских собраний церковных общин, которые находятся в его подчинении.

Кроме того, Собор принял два обращения – к Собору УПЦ, который должен состояться в декабре этого года и к конференции канонических православных епископов США с целью содействия нормированию канонического статуса УАПЦ. Это свидетельствует о том, что УАПЦ продолжает диалог с УПЦ и ищет дополнительные возможности для выхода из канонического кризиса.

3. Фактически, в УАПЦ нет полноценного монашества. В свое время один из украинских православных иерархов выразил мнение, что Церковь без монашества не имеет благословения. Планирует ли УАПЦ что-то делать в этой сфере?

— Недостаточность монашеских призваний – действительно одна из главных проблем церковной жизни УАПЦ и западноукраинского Православия в целом. Как монаху мне больно смотреть на эту ситуацию. По моему мнению, здесь необходимы молитва и хороший пример. Сила Божья совершается в немощах, но мы надеемся, что Божья милость не оставит нас, и вскоре полноценный институт монашества в УАПЦ будет сформирован.

4. Можно ли ожидать обновления официального сайта УАПЦ? В частности, справок о составе и структуре епископата Церкви, структуре епархий, существующих комиссиях, и много другого. Как пример стоит брать официальный портал УПЦ — http://www.orthodox.org.ua/

— Действительно, сайты УАПЦ далеки от совершенства. А на Ваш вопрос мог бы лучше ответить председатель пресс-службы УАПЦ о. Евгений Заплетнюк.

5. Как Вы оцениваете освещение жизни УАПЦ в украинских СМИ? Каковы ваши замечания и пожелания? Есть ли вина самой УАПЦ в том, что о ней мало говорят и что часто она фигурирует как объект интересов УПЦ и УПЦ КП?

— СМИ нужно научиться замечать «маленькие» Церкви, потому что именно их позиция иногда решает судьбу «больших» церковных проектов.

6. Относительно взаимопонимания с владыкой Игорем (Исиченко) — считаете ли Вы, что настоящие причины конфликта исчерпаны и теперь можно говорить о понимании? Достаточно ли для этого в настоящий момент доброй воли обеих сторон?

Искренне благодарим Вас за участие в нашей веб-конференции. Надеемся, что Вы будете чаще присутствовать в украинской религиозной жизни, в частности, в украинских СМИ.

— Причины для продолжения конфликта всегда можно найти. Но мы должны искать не причины для конфликтов, а способы их преодоления.

Благодарю РИСУ за предоставленную возможность общения с Вашими читателями и желаю Вам журналистского воодушевления и творческих достижений.


16. Анатолий Бабинский

— Скажите пожалуйста, какие обязанности представителя УАПЦ в Москве? Перед кем Вы ее представляете?

— Смотрите ответ на вопрос 10,2

— Поскольку я не услышал четкий ответ, могли ли бы Вы назвать успехи, достижения или плоды деятельности представительства? Поскольку о такой Вашей деятельности абсолютно ничего неизвестно.

— Простите, что я не смог удовлетворить Ваше любопытство. Надеюсь, что определена информация о деятельности Представительства можно найти в этом материале: http://www.orthodox-dialogue.org.ua/ru/coments/8.html


15. Александр

— Владыка Иоанн, как известно, Вы постоянно проживаете в Москве, а в Украине бываете исключительно для участия в архиерейских соборах. Также, известно, что Вы проситесь в УПЦ-МП в качестве епископа со всеми необходимыми рукоположениями. В случае вашего принятия в УПЦ-МП, Вы планируете переезжать в Украину на постоянное место обитания по месту служения в качестве иерарха?

— Поскольку Вы проинформированы о моих личных планах лучше меня самого, я воздерживаюсь от комментария, чтобы не показать свою некомпетентность в данном вопросе. :) Безусловно, архиерей должен проживать по месту несения своего церковного служения.


14. Анатолий Бабинский, магистр богословия

— Слава Иисусу Христу! 1. Я постоянно читаю Ваши статьи, которые касаются положения Православия в Украине и места УАПЦ в нем, удивляюсь трезвости и безукоризненной «каноничности», однако, остается впечатление чистой теоретизации. Назовите, пожалуйста, реальные шаги, на которые готова пойти УАПЦ для достижения единства. И на какие готова пойти паства УАПЦ.

2. Диалог между УАПЦ и УПЦ (МП). Обычно информация очень размыта. Состоялась, поговорили, вы довольны (неизвестно чем). В. Анисимов еще раз повторил — «диалог диалогом, но они все ровно раскольники». Расскажите пожалуйста, какие вопросы (конкретно) затрагиваются на встречах, заключаются ли какие-то договоренности? Потому что складывается впечатления, что этот диалог только ради процесса, диалога. И ничего больше.

3. Вы проживаете в Москве, какая Ваша миссия там? Кроме того, что там Ваш дом. Почему Вы не работаете в Украине? Поскольку в такой ситуации Ваши взгляды выглядят как позиция архиерея, который только формально (в силу определенных обстоятельств) принадлежит к УАПЦ и в действительности оторван от реальных дел.

4. Несколько лет назад Вы приняли активное участие в «возрождении» Русской Истинно Православной Церкви, сегодня Вы искренний сторонник Московского Патриархата. Расскажите пожалуйста о такой резкой «перемене ума».

5. Над чем работает в настоящий момент Богословская комиссия УАПЦ, которую Вы возглавляете?

1. Как магистру богословия Вам должно быть известно, что православное богословие – это не «правильная теория», а средоточие церковного бытия. Поэтому богословское осмысление актуальной церковной ситуации в Украине – это не «теоретизация», а конкретный вклад в общецерковное дело, которое может повлиять на реальные позитивные изменения в жизни Церкви.

2. Этот вопрос необходимо задать Главам комиссий по диалогу – Высокопреосвященнейшему Митрополиту Андрею и Высокорпеосвященнейшему Архиепископу Митрофану.

3. Никто из нас не может принадлежать к Церкви «формально». Это Вам должен быть известно как магистру богословия. О моей деятельности в Москве – см. ответ на вопрос 10 и 16.

4. Моя деятельность, которая связана из РИПЦ, была не актом самодеятельности, а осуществлением благословения, которое было предоставлено мне Патриархом Димитрием. Более детально об этом идет речь в моем интервью, на сайте «Православный диалог»:http://www.orthodox-dialogue.org.ua/ru/coments/8.html

5. Богословско-каноническая комиссия в данный момент занимается пересмотром богослужебных текстов, которыми пользуется УАПЦ, на предмет точности богословского перевода.


13. Татьяна Шпайхер

— Слава Иисусу Христу! 1. Последние несколько лет в УАПЦ происходят переговоры относительно объединения сначала с УПЦ КП, а теперь с УПЦ. Владика, не означает ли это, что Церковь (УАПЦ) не в состоянии самостоятельно выйти из кризиса, в котором она оказалась, и теперь объединение с другой Церковью является способом продлить ее существование?

2. Каковы первоочередные задания УАПЦ на ближайшие несколько лет?

3. Реальным ли является объединение с Харьковско-Полтавской Архиепархией, возглавляемой владыкой Игорем Исиченко? Благодарю.

1. Раскол – глубоко ненормальное явление в жизни Церкви. Поэтому УАПЦ с надлежащим вниманием рассматривает предложения относительно объединения, которые происходят от той или другой православной юрисдикции. Одновременно, в заявлениях нашего Архиерейского Собора выражено наше собственное виденье объединительного процесса. Однако пятнадцатилетний опыт новейшего возрождения УАПЦ свидетельствует, что УАПЦ способна к самостоятельному существованию.

2. Первоочередным заданием УАПЦ (если имеется в виду канонический аспект церковной жизни) является совершенствование канонического строя в УАПЦ, разработка моделей объединения украинского Православия и нормирования канонического статуса УАПЦ.

3. Возобновление единства УАПЦ с Харьковско-Полтавской архиепископией, по моему мнению, возможное при условии хорошей воли владыки Игоря. С нашей стороны такая воля есть.


12. свящ. Петр Зуев

— Архиепископ Иоанн, расскажите, пожалуйста, о себе, свой церковный опыт, эволюцию своих взглядов (если такая имела место). Чем сегодня занимается возглавляемая Вами богословско-каноническая комиссия УАПЦ?

— Мне 37 лет, я имею высшее богословское образование, магистр богословия. 11 лет в епископском сане. Сфера научной заинтересованности – литургика, церковное пение, екклесиология. Богословско-каноническая Комиссия УАПЦ – это научно богословская институция, которая обеспечивает Предстоятеля и Архиерейский Собор УАПЦ церковно-правовыми и аналитическими материалами. Одно из последних заданий, которое было поставлено перед нашей Комиссией Предстоятелем, – разработка типичного устава монастыря УАПЦ.


11. свящ. Андрей Дудченко (orthodoxy.org.ua)

1. Владика, известны ли Вам настроения епископата, клириков и верующих УАПЦ относительно диалога из УПЦ? Как бы Вы оценили соотношение сторонников и противников диалога?

2. Какая Ваша позиция относительно т.н. «литургийного возрождения»? Если это движение понемногу набирает силы в Московском Патриархате, то о существовании подобного течения в УАПЦ мне неизвестно.

1. Насколько мне известно, большинство клириков УАПЦ положительно настроены к диалогу из УПЦ. Однако необходимо отметить, что согласно мнению церковного большинства в нашей Церкви, структурное объединение между УАПЦ и УПЦ возможно лишь на базе Поместного статуса объединенной Церкви. Идея «присоединения» к Московскому Патриархату среди клириков и верных УАПЦ является непопулярной.

2. Как специалист по литургике, я положительно отношусь к литургическому возрождению в духе идей о. Александра Шмемана. В то же время, я воздерживаюсь от тех форм «литургического возрождения», которые в настоящий момент принято считать «новейшим обновленчеством».


10. Андрей Смирнов

1. Владыка, что побудило Вас в 1995 году перейти из РПЦ в УАПЦ?

2. Что входит в функциональные обязанности представителя УАПЦ в Москве?

1. Я пришел в УАПЦ под впечатлением от личности покойного Патриарха Димитрия, который был уникальным человеком и иерархом.

2. Представительство УАПЦ в Москве было создано для того, чтобы адекватно информировать Архиерейский Собор УАПЦ о религиозной ситуации в России, а также давать опровержение неистинной информации об УАПЦ в российских СМИ и духовно окормлять верных УАПЦ, которые находятся на территории России. В Уставе Представительства отмечено, что на территории России не могут открываться любые другие структурные подразделения УАПЦ. Это свидетельствует о том, что мы не делаем попытки вторжения на каноническую территорию Московского Патриархата, а лишь представляем в России интересы нашей Церкви. Обратите внимание, мы не являемся подворьем УАПЦ, что открыто при какой-то религиозной организации, а именно представительством, другими словами, «дипломатической миссией».

 


 

9. Олесь Пустоцвит, o_pustocvit@ukr.net

— Преосвященный владыка, никак не могу понять логику иерархической структуры УАПЦ. Есть несколько епископов, которые неизвестно какой епархией руководят, сколько имеют под собой приходов. И есть пахари, которые выполняют множество обязанностей, но чина не имеют. Скажем, архиепископ Львовский Макарий кроме самой многочисленной Львовской епархии формально осуществляет опеку приходов УАПЦ на Волыни и в Таврии. И почему-то никому их не передадут, а вот у него хотели отобрать «хлебную» Львовскую епархию. Почему Вы, скажем, не займетесь южноукраинскими приходамиУАПЦ или их не передадут в управление владыке Богдану. Его статус как епископа еще более непонятен. Не время ли вам в УАПЦ навести порядок со своими архиереями, чтоб не превратиться в посмешище? Потому что в настоящий момент УАПЦ слишком низко опустилась в сравнении с 2000 годом.

Следующее, как Вы лично относитесь к владыке Игорю Исиченко? Не считаете ли, что он был прав, когда разорвал отношения с владыкой Мефодием?

1. Структурное распределение в УАПЦ находится в компетенции Предстоятеля и Архиерейского Собора, потому я не осмеливаюсь самостоятельно выносить те или другие суждения по этому поводу. Насколько мне известно, Архиерейский Собор никогда не рассматривал вопрос о смещении владыки Макария со Львовской кафедры. Епископ Богдан не является членом Архиерейского Собора УАПЦ, а находится в личном послушании Предстоятелю.

2. Лично я отношусь к владыке Игорю с симпатией. Это образованный и мыслящий человек, которому, к сожалению, недостает монашеского смирения. Нам может что-то не нравиться в той церковной структуре, в которой мы находимся. Церковь – это больница, и в ней может пахнуть как лекарствами, так и болезнью. Но наши обеты Господу обязывают нас подчинять свою волю воле соборного большинства, в котором, как мы верим, действует Дух Божий.


8. от. Константин

— Не считаете ли Вы что новая и малочисленная УАПЦ, которая зарегистрирована в 1995 г., спроектирована на Лубянке для дестабилизации церковной жизни в Украине? Ответ Ваш понятен – НЕТ, НЕ СЧИТАЮ. Но давайте посмотрим на ситуацию из разных сторон. Иерархи УАПЦ всегда ревностно отстаивают идею поместности, государственности, украинскости и др., но какая роль отведена УАПЦ в этом процессе? Какие перспективы? Ни УАПЦ, ни УПЦ КП, не признаны, а УПЦ МП в мире признают как экзархат российской церкви. Следовательно, если допустить создание в Украине единственной поместной церкви, то на базе: а) УПЦ МП – путем провозглашения автокефалии и получение Томоса из Москвы (что маловероятно); б) УПЦ КП – путем получения Томоса от Вселенского патриарха (что более вероятно). И малому ребенку понятно, что на основе малочисленной УАПЦ единственную поместную церковь создать невозможно: из-за малого количества приходов (меньше 1000) и компактности их преимущественно на Галичине. Чем же Вы занимаетесь? Перечислите пожалуйста действия иерархии Вашей церкви для создания в Украине Единой Поместной Православной Церкви, кроме того, что вы поливаете грязью Киевский Патриархат.

P.S. О переговорах с УПЦ МП можете ничего не говорить, потому что эти переговоры идут еще с1995 г. и никаких результатов до сих пор нет и ничем другим как очковтирательством их назвать нельзя. Прошу.

— По Вашему вопросу понятно, что Вы симпатизируете или являетесь членом УПЦ Киевского Патриархата. УАПЦ никогда не утверждала, что единственная Поместная Церковь может быть создана на ее основе. В то же время мы постоянно отмечаем, что каноническая Поместная Церковь может быть создана лишь на основе объединения Украинского Православия. Действительно, большая часть приходов УАПЦ сосредоточены в Западном регионе Украины. Однако, я не вижу в этом препятствия для создания единой Поместной Церкви. Напротив, компактность расположения наших приходов может сыграть позитивную роль в объединительном процессе. Наша Церковь никого не «обливает грязью», а выступает с конструктивной канонической критикой тех лиц в УПЦ КП, которые препятствуют объединению православных в Украине.


7. от. Яков

— Благословите, владыка! 1. Почему Ваш Предстоятель осенью на выборах 2004 публично поддерживал В.Ф.Януковича параллельно с УПЦ МП (из-за чего вл.Макарий (Мелетич) отказался поминать его на Литургии))? Я считаю, что это не отвечает политическим взглядам вашей паствы, которая преимущественно находится на Галичине. Или это все-таки след Москвы?

2. Почему Вы викарный епископ? УАПЦ представлена по большей части только на территории Западной Украины – неужели нет для вас кафедры? Донецк или Чернигов, например. Зачем вам столько викариев: Богдан, Михаил, Иван, Захария, Николай (Кабак)? Неужели ваш предстоятель так обременен. У Сабодана нет столько, хотя там приходов на один нолик больше.

1. Вы оперируете непроверенной информацией. Владыка Макарий временно прекращал поминание Предстоятеля УАПЦ не из-за тех или иных политические симпатий Блаженнейшего, а из-за внутренней ситуации во Львовской епархии, в частности, под давлением Братства св. Апостола Андрея Первозванного. Насколько мне известно, личного конфликта между владыками не было. Просто некоторые верные и клирики Львовской епархии считали, что поминание в богослужении Святейшего Патриарха Варфоломея приблизит Львовскую епархию УАПЦ к каноническому признанию. Впрочем, оказалось, что Константинополь стремится вести диалог с УАПЦ на общецерковном уровне.

2. Мой викарный статус объясняется не отсутствием соответствующего церковного опыта, а моей занятостью как Главы богословско-канонической комиссии УАПЦ и постоянного представителя УАПЦ в Москве. Надеюсь, что в этом качестве я также имею возможность послужить Церкви, к которой принадлежу. В УАПЦ лишь два викария Киевской Епархии – я и епископ Михаил. Другие, перечисленные Вами лица, к епископату УАПЦ не принадлежат.


6. «каноничный» украинец

— Что делал митр. Мефодий (Кудряков) в Москве в канун переговоров между УАПЦ и УПЦ КП? По моему мнению, он там получал инструкции относительно будущего “диалога”. Ведь там спецы в православном ФСБ хорошо разбираются в подобных вопросах, как завалить переговоры. Я не думаю, что Вы будете утверждать, будто он ездил на экскурсию туда, или в Софрино за свечами. Пожалуйста, опровергните меня.

— Как Постоянный представитель УАПЦ в Москве могу проинформировать Вас, что не ввиду моих приглашений, наш предстоятель не был в Москве последние 4 года. Что же касается цели пребывания в Москве Блаженнейшего, то это – контроль за деятельностью представительства и участие в богослужении в храме Представительства.


5. Ростислав, редактор фино-венгерского сайта Ugraina.org. Интересуюсь фино-венгерской конфликтологией, историей фино-венгерских Православных Церквей. mans@ln.ua

1. Ваши взгляды на румынскую интригу в украинском церковном вопросе? Какое ваше отношение к Поместному статусу Молдавской Православной Церкви (например, с центром в Яссах).

2. Не наступает ли в церковной истории Украины «румынский 17 век», когда Киевскую митрополию модернизировали и возродили румынские владыки (например св. Петру Мовиле)?

3. Не становится ли Бухарест «модератором» канонической реабилитации восточно-европейских Православных Церквей (Украинской, Белорусской, возможно Венгерской, где есть конфликт между Москвой и Константинополем)?

4. Сможет ли стать Лукашенко белорусским царем Константином? (Слышали о его поисках автокефального епископа для БПЦ в Румынии).

5. Ваша оценка нового викарного епископства в УПЦ МП?

— Я церковный иерарх, а не политтехнолог. Кроме того, Ваши вопросы требуют большего объема информации, чем я владею на данный момент.


4. Игорь Скленар

— Слава Иисусу Христу, разные споры ли на уровне епископата Вашей Церкви, по вашему мнению, не ставит перед ним вопрос о каких-то формах сближения, а впоследствии формы объединения с другими Церквами восточной традиции в Украине? Благодарю.

— Насколько я понял Ваш вопрос, то имеется в виду сближение с УГКЦ. Канонические и екклесиологические дискуссии между православными иерархами разных юрисдикций происходят в рамках традиционной православной каноники и екклесиологии. По крайней мере, все три православных юрисдикции, которые существуют в Украине, опираются на одни и те же канонические и догматичные источники. Речь идет лишь об их интерпретации. Что же касается УГКЦ, то она в своей жизни руководствуется не только давней богословской традицией, общей для Востока и Запада, но и сугубо католической догматикой и каноникой. Я не являюсь противником диалога между УАПЦ и УГКЦ, но считаю, что богословский диалог между нашими Церквами должен опираться на восточную богословскую традицию.


3. Юрий Федив, г. Львов

—1. Ваше Высокопреосвященство, Вы являетесь Архиепископом Уманским и викарием Киевским. Сколько приходов находятся на Вашем попечении и где находится кафедральный собор, ведь приходы этого деканата находятся на духовном попечении Архиепископа Игоря Исиченко?

2. Ваше Высокопреосвященство, Вы являетесь главой учебной комиссии. Сколько мероприятий по нормированию учебного процесса Вы провели, или хотя бы посетили духовные учебные заведения? Есть ли перспектива открытия учебного центра при Патриархии, которая, кстати, всегда почему-то закрыта?

3. Ваше Высокопреосвященство, при проведении переговоров с УПЦ учли ли Вы мнение верных УАПЦ относительно своих действий? Верите ли Вы действительно, что люди, которые отстояли независимую от Москвы и Рима Церковь в 1989 г. вернутся в духовное иго? Вы своими действиями только дискредитируете украинскую Церковь. Научитесь сначала мыслить по-украински, а затем уже делаться строителем. Такие как Вы только позорите то, что построил о. Ярема и Патриарх Мстислав, Вы уничтожили автокефалию на Подолье и Надднепрянщине, Черкасщине и Днепропетровщине. Скажите, за что Вам дают все новые титулы? Чем руководствуетесь, когда принимаете в УАПЦ всех отлученных епископов Патриархами Филаретом и Димитрием?

1. Статус викария не предусматривает наличие кафедрального собора и приходов в непосредственной канонической подчиненности. Уточню свою титуляцию – Архиепископ Уманский, викарий Киевской епархии, постоянный представитель УАПЦ в Москве, Глава богословско-канонической комиссии УАПЦ. Постоянным местом моего служения является храм св. Иоанна Крестителя при Представительстве УАПЦ в Москве.

2. Вы неверно проинформированы, я не являюсь Главой Учебного комитета УАПЦ.

3. Главой Комиссии по переговорам с УПЦ является Высокопреосвященнейший Андрей, Митрополит Галицкий. Что же касается меня, то я, как Глава Богословско-Канонической комиссии, уполномочен Архиерейским Собором лишь осуществлять богословско-правовую сторону переговорного процесса. Относительно Ваших обвинений по моему адресу. Я никогда не был правящим архиереем тех областей, которые Вы вспоминаете, в частности, Подолья, Надднепрянщины, Черкасщины и Днепропетровщины. Соответственно «уничтожать» автокефалию в перечисленных Вами регионах я даже теоретически не имел возможность.


2. Михаил Православный

— Почему Автокефальная Церковь не печатает духовные книжки?

— Это – прежде всего вопрос финансовой необеспеченности. УАПЦ – небольшая и бедная Церковь, однако на епархиальном уровне книгоиздания ведется достаточно активно.


1. Иван Верстюк (богослов, публицист, г. Киев), verstyuk_i@ukr.net

— Слава Иисусу Христу! Владика, у меня к Вам несколько вопросов – в первую очередь как к главе Богословской комиссии УАПЦ, которая осуществляет диалог с УПЦ относительно перспектив сочетания с ней.

1. Как бы Вы определили духовную миссию УАПЦ в современных украинских реалиях? Чем ее миссия отличается от миссии УПЦ КП или УПЦ?

2. Существует ли внутри УАПЦ единственная позиция относительно того, как должен быть направлен ее диалог с УПЦ?

3. Согласилась ли бы УАПЦ стать частью УПЦ, если бы и официально заявила о том, что настроена на получение автокефалии и провозглашения канонического Киевского Патриархата?

4. Реально ли, с вашей точки зрения, было бы иерархам УАПЦ и УПЦ в пределах работы в комиссии по богословскому диалогу отправить общую Божественную Литургию?

5. Готова ли УАПЦ к быстрым действиям в направлении объединения с УПЦ, склонны ли Вы скорее думать, что диалог между ними является делом длительного времени? Благодарю!

Пусть милосердный Господь всегда пребывает с Вами и верующими Вашей Церкви, посылая спасительные и благодатные дары Пресвятого Духа!

Мне кажется, что стоит говорить не об отдельных миссиях УПЦ или УАПЦ, а о миссии Православной Церкви в Украине. Миссия Церкви – это спасение человека, обожествление, единство. Над этим, собственно, и должна работать каждая православная юрисдикция.

2. Общая позиция епископата отображена в соборной документации, в частности в Заявлении Архиерейского Собора УАПЦ от 15 августа в 2006 г. и в Обращении нашего Собора к Собору УПЦ, которое было принято нами вчера.

3. Преодоление раскола – это святое дело, и епископат УАПЦ сделает все возможно для того, чтобы Православная Церковь в Украине наконец достигла единства. Понятно, что если в Украине будет окончательно образована каноническая Поместная Церковь, то УАПЦ будет принимать участие в этом процессе.

4. Я не думаю, что священноначалие УПЦ готовое к такому шагу. Ведь общее причастие – это и является проявлением церковного единства, к которому мы стремимся.

5. Диалог – это всегда дело длительного времени, но необходимо помнить, что все – в руках Божьих, а дела Господние – дела дивные.