• Главная
  • "Такова специфика Закарпатья, что где-то казалось бы невозможно – у нас возможно"...

"Такова специфика Закарпатья, что где-то казалось бы невозможно – у нас возможно"

06.09.2004, 18:40
"Такова специфика Закарпатья, что где-то казалось бы невозможно – у нас возможно" - фото 1
Интервью с владыкой Миланом ШАШИКОМ, Апостольским Администратором Мукачевской греко-католической епархии.

shashyk.jpgИнтервью с владыкой Миланом ШАШИКОМ, Апостольским Администратором Мукачевской греко-католической епархии.

— Далеко не все читатели РИСУ знают, что представляет собой Мукачевская греко-католическая епархия. Каков юридический статус возглавляемой Вами епархии?

— Наша епархия берет начало от Ужгородской унии, которая была заключена 24-го апреля 1646 г. Вначале она не имела, так сказать, юридического церковного признанная, но входила в состав римо-католической диецезии в Эгери. Юридическое признание пришло во времена правления императрицы Марии Терезии и подтверждено буллой Папы Климента XІ 19 сентября 1771 г. Тогда начинается новое развитие епархии под правлением епископа сначала Иоанна Брадача, а потом Андрея Бачинского, который в период с 1772 — 1809 гг. был правящим епископом Мукачевской греко-католической епархии. Во время его правления епархия получила большой подарок – дом бывшего костела иезуитов и их школу в Ужгороде под катедру и резиденцию епископов. Тогда владыки и перенесли свою резиденцию с Мукачева, где длительное время проживали в василианском монастыре.

С того времени Ужгород стал центром епархии и остается им до сих пор. Тогда город находился также в географическом центре епархии, которая распространялась на всю восточную Словакию, где сейчас Пряшивская епархия, Кошицкий экзархат, часть Венгрии, часть Румынии, современную Гайдудорозскую епархию и одну из румынских в Трансильвании. Тогда это была большая епархия. Сейчас расстояние от Ужгорода до крайних приходов составляет 250 км.

Сама епархия, когда была признана Папой, была суфраганной епархией Эстэргомского примаса, поскольку находилась на территории Венгрии. Во времена Чехословакии епархия получила статус «suі іurіs». Тогда была мысль о создании Мукачевской митрополии с суфраганной епархией в Пряшеве, и, возможно, образовании еще одной или нескольких епархий. Но, война, а затем захват Закарпатья Венгрией не дали осуществить такие юридические изменения. Во время разделения Закарпатья между Карпатской Украиной и Венгрией был Апостольский администратор в Хусте. Были две отдельных части одной епархии. Послевоенные события не разрешили провести какие-либо изменения или юридически создать епархию.

За время своего существования епархия прошла большой расцвет. Семинарию, которая сначала функционировала в Мукачеве, перенесли в Ужгородский замок, который более 160 лет, вплоть до прибытия советской армии, был центром духовности. Также в Ужгороде действовало много других разных благотворительных учреждений.

После легализации нашей Церкви было много внутренних проблем, поэтому Святой Престол решил пока что оставить статус «suі іurіs» для Мукачевской греко-католической епархии — это означает, что она непосредственно подчиняется Святому Престолу, а не Главе УГКЦ.

— Вот уже два года Вы возглавляете Мукачевскую епархию. Какие изменения произошли за этот период? Что Вы планируете сделать в ближайшее время и что в перспективе?

— Официально я принял управление Мукачевской епархией 25-го января 2003 г . За это время удалось завершить строительство нашей Духовной академии-семинарии имени Блаженного Теодора Ромжи. Считаю это очень важным событием. Семинария была освящена именно в годовщину перенесения мощей блаженного священномученика Теодора Ромжи. В этот день, то есть 28 июня, по благословению Святого Престола мы имеем епархиальный праздник.

В этом году на нем присутствовал Апостольский Нунций монс. Иван Юркович, а торжество возглавил кардинал Юзеф Томко из Рима. Всех приятно удивило то, что он отслужил замечательную Литургию византийского обряда и произнес красивую проповедь на украинском языке, которую можно прочитать в нашем «Благовестнике».

У нас обучаются сто семинаристов. Есть еще нулевой курс. Кое-кто из наших семинаристов учится заграницей. Общее число семинаристов составляет – 130. Есть много призваний и надежда на пополнение рядов священников, поскольку их не хватает. Много священников приходится «одалживать» в Ивано-Франковской, Коломыйской епархий на несколько лет. Это большая проблема. Не все пока решено, но мы на верном пути.

27-28 июня 2003 года состоялось перенесения мощей блаженного священномученика Теодора Ромжи, которые были после выявления отправлены в Будапешт на антропологическое исследование и там остались после беатификации в костеле иезуитов. Благодаря моим стараниям мощи возвратились в собор. Перед тем они находились в крипте. Перенесения этих мощей дало большой духовный толчок всей нашей епархии. Я считаю это центральной точкой нашей деятельности, от которой началось новое духовное возрождение епархии.

В церемонии перенесения мощей приняли участие почти 2 тысячи человек, в том числе священники и семинаристы. Это был большой знак чего-то духовного и величественного. Важно то, что присутствовали также исповедники веры, среди них владыка Иван Маргитич, которого в свое время высветил Теодор Ромжа.

На следующий день, 28-го июня, состоялось перенесение мощей из новой семинарии в помещение старой семинарии в замке, где была отправлена Архиерейская Служба Божья над фундаментами того храма, в котором была подписана Ужгородская Уния. Престол с мощами стоял над старым престолом. Присутствовали епископы Украинской Греко-Католической Церкви, много заграничных гостей. Это было огромное духовное событие. Отец Михаил Маслей сквозь слезы рассказал о том, как стал свидетелем того, когда грузовик кагебистов наехал на подводу, вследствие чего погиб блаженный Теодор Ромжа. Также присутствовал отец Бартоломей Дудаш, василианин с Венгрии, который был исповедником блаженного Теодора Ромжи. Его родной брат, епископ Микулаш Дудаш, высветил блаженного Теодора в епископы.

Я говорил о духовных плодах роста, но также происходит и развитие структуры епархии. В свое время было пожелание Апостольского нунция, чтобы в соответствии с канонами Церкви, епархия имела надлежащие структуры. С этой целью мы проводили встречи с священниками по районам, создали новые деканаты. Сейчас у нас 16 деканатов, 14 районных и два городских, в Ужгороде и Мукачеве. Это дало возможность проводить ежемесячные встречи священников. Изменилась также жизнь монашеских орденов. В прошлом году открыто новый монашеский орден сестер василианок в Великоберезнянском районе, в этом году начали работать отцы Воплоченного Слова в Тячевском районе, а также сестры Мироносицы – в поселке Великий Бычков, в родном селе нашего блаженного священномученика Теодора.

Нам возвратили бывшую церковную школу, в которой проживала семья Ромжей. Дом был в очень плохом состоянии, но собственными силами община Великого Бычкова отремонтировала дом. В нем есть маленький музей, церковная школа для катехизации и помещение для сестер.

Хотелось бы большей активности отцов Василиан, Редемптористов. Люди очень любят приходить в монастыри, свидетельством того есть паломничества.

Создан пресвитерский совет, коллегия епархиальных советников, экономический совет.

— Какие проблемы сейчас более всего беспокоят Вашу епархию?

— Самая большая проблема — это недостаток помещений для молитвы. Наша епархия очень пострадала после ликвидации ГКЦ. Во-первых, 90 лет назад на территории нашей епархии не было ни одного православного прихода. В большинстве это были греко-католики, меньше — римо-католики, венгерские реформаты, евреи. Во времена Чехословакии сложились определенные обстоятельства, которые привели к тому, что некоторые приходы разделились и были созданы православные общины. Это был очень трудный период 20-ых гг. Наши греко-католические общины очень страдали. Потом более или менее все стало на свои места. Православные, отделившиеся от наших общин, построили себе храмы с помощью чехословацкого правительства.

С прибытием Красной армии началось большое преследование Греко-Католической Церкви. В 1949 году был отобран кафедральный собор, епископская резиденция. Постепенно все храмы были закрыты или отданы православным. После легализации нашей Церкви было совершено одно большое преступление — в 1991 году храмы, которые не возвратили нашим верующим, передали в собственность православных общин. Решением тогдашнего председателя облгосадминистрации, наши церкви одним актом были переданы в собственность православных общин, несмотря на то, что это было действительно большой несправедливостью. Имущество, которое должно было быть возвращено прежним хозяевам, передано тем, кому оно никогда не принадлежало.

Греко-католики добиваются возврата их храмов через суды, но нет тех, кто бы выполнил решение суда. Нам возвратили лишь 25% наших церквей, то есть 101 с 400 храмов. Перед ликвидацией их было 440, из них 40 разрушено. С 101-ого возвращенного храма половину составляют церкви, которые были закрыты и находились в очень плохом состоянии. Большинство церквей осталось в руках православных. Были решения об поочередном пользовании в более 70 храмах, но лишь в 19 случаях это осуществляется. Большое количество общин, которых сейчас насчитывается 350, остались без храмов. Так, в селе Бенедикивци уже 14 лет люди молятся на улице, несмотря на решение арбитражного суда о том, что церковь принадлежит католикам. На территории сельсовета Ракошино есть семь церквей, пять из которых до 1949 года принадлежали греко-католикам. К сожалению, ни в одной из этих церквей греко-католики не могут молиться.

За последние годы удалось построить свыше 50 храмов, 70 находятся в состоянии строительства, но все же остается большое количество общин, у которых нет храмов.

Наши верующие согласные молиться с православными поочередно, но православные на это не дают согласия. Проблема храмов очень важна, люди несут на себе бремя строительства 70-ти храмов. Есть еще много мест, где надо строить, но нет на это средств.

— Вы говорите о не совсем приятных отношениях с православными общинами. Какие у Вас сложились отношения с другими конфессиями?

— Прежде всего хотел бы сказать, что у нас очень хорошие отношения с Римо-Католической Церковью. Ощущается, что мы одна Церковь, несмотря на разные обряды. Сегодня и Римо-Католическая, и Греко-Католическая Церкви многонациональны. В нашей епархии Литургии отправляются на четырех языках: церковнославянском, украинском, венгерском и румынском. Это – одна сторона ситуации, вторая – это наши храмы, где служат римо-католики, а еще больше римо-католических храмов, где служат греко-католики. Богослужения отправляются поочередно. Есть римо-католические храмы, которыми полностью пользуются греко-католики. Есть случай, где построили новый храм, который используют три конфессии –римо-католики, греко-католики и реформаты. Есть несколько храмов, построенных совместно римо-католиками и греко-католиками, где они молятся поочередно. Интересными являются иконостасы, которые раздвигаются, и это не мешает ни тем, ни другим. Такова специфика Закарпатья, что где-то казалось бы невозможно – у нас возможно».

Что касается отношений с протестантами, то это зависит от места. Могу сказать со своего опыта, что во многих местах на освящении храма или архиерейской Службе Божьи может присутствовать, например, кальвинистский проповедник. Был случай, когда протестанты дали нашим верующим определенную сумму на ремонт дома для молитвы. Это показывает, что люди между собой могут договориться. Например в деревне Довге Поле Ужгородского района, православная община подарила 2000 грн. на наш храм. Ясно, что это не компенсация за старую церковь, которая была греко-католической, но по крайней мере это был добрый жест, который снимает напряжение. Я убежден, что когда стоят рядом два храма, то и люди будут жить мирно и будут молиться за единство Церкви. Это не нормально, что Церковь разделена. Хорошо, что наши люди это понимают и молятся за ее единство.

Есть маленькие села, где действительно нет потребности строить еще один храм, можно было бы использовать храм поочередно. Но, к сожалению, священники призывают людей не соглашаться. Когда с ними разговариваешь, то они отвечают , что епископ запретил допускать униатов молиться. Или говорят: «Люди не разрешают», а мы знаем, что это дело рук самих священников.

Кто-то стоит за этим, кто-то не хочет, чтобы был мир и согласие. Я убежден, что если бы была общая работа в этом направлении, то наши люди на Закарпатье договорились бы. Здесь стоит какая-то другая сила, которая не хочет, чтобы был мир и согласие, чтобы люди жили нормально между собой.

— Какие у Вас сложились отношения с местной властью и политическими силами?

— С политическими силами не очень общался потому, что не хочу вступать в политику. С представителями власти встречаюсь потому, что нужно встречаться, чтобы отстаивать и защищать интересы наших верующих. Должен сказать, что на словах всегда хорошо.

Жаль, но иногда решения остаются на словах, хотя немало уже сделано. Например, удалось получить временные помещения для молитвы или участки под строительство. Есть места, где существуют проблемы, где стараемся найти развязку. Есть некоторые люди, которые не признают принцип свободы совести, которым не нравится, что наше государство демократическое, что закон гарантирует равенство всем. Мы должны помочь им понять, что в соответствии с законами Украины, нет государственной Церкви. Я это говорю и членам правительства: «Я не ищу первенства, но прошу, чтобы нас не принимали за граждан второго или третьего сорта. Старайтесь относиться ко всем справедливо и по законам государства».

Был и такой случай, когда в районном отделе по делам религии мне сообщили, что пришла жалоба на директора школы в том, что она (директор) сменила конфессию, перешла от Православной к Греко-Католической Церкви. Требовали снять ее с должности. Необходимо помочь людям понять, что этот человек имеет право возвратиться к вере своих предков. Это ее свободный выбор и нельзя за это карать.

— Каковы на данное время отношения с УГКЦ?

— Очень хорошо то, что я, проработав 6 лет в Нунциатуре в Украине, имел возможность ближе познакомиться с владыками Украинской Греко-Католической Церкви, общаться с ними. У нас были замечательные отношения. Ничего не изменилось после того, как я стал епископом Мукачевской греко-католической епархии. Изменился лишь способ сотрудничества.

Со своей стороны стараюсь, чтобы мы действительно искали развязки проблем, искали пути как подойти к людям, как сегодня нести Евангелие, что сделать для нашего народа, для нашего государства, чтобы дать поддержку духовному развитию, без которого не может быть и материального развития. Это общая задача всей Церкви, и я не ощущаю себя частью какой-то другой Церкви. Прежде всего ми христиане и католики. Это значит, что принадлежим к единой Церкви, невидимой Главой которой есть Иисус Христос, видимой – Папа Римский как преемник апостола Петра. Юрисдикции – это дела, которые решаются. Прежде всего нужно сотрудничество. Сегодня Европа работает в направлении объединения, поэтому действительно нужно всегда искать то, что можем сделать совместно для добра Вселенской Церкви и местной Церкви, в которой живем.

— В последнее время оживились дискуссии вокруг вопроса о предоставлении статуса патриархата УГКЦ. Для примера можем привести интервью о. Роберта Тафта, а также поездку кардинала Вальтера Каспера в Москву. Какое Ваше отношение к идее патриархата УГКЦ?

— Я лично думаю, что для Восточных Церквей есть нормальным, что поместную Церковь возглавляет Патриарх, но думаю, что многие люди не понимают роли Патриарха и поэтому возникает очень много недоразумений. Есть журналисты, которые этим пользуются и объясняют неправильно. Например, в львовском еженедельнике «Аргумент» была статья под названием: «Будет ли УГКЦ православной?» Само название и подход к освещению темы встревожили читателя.

Люди просто не понимают сути патриархата. Например, здесь, на Закарпатье, многие люди со страхом подходят к этому вопросу, воспринимают неправильное объяснение тех журналистов. К этому присоединяется и сам журнал «Патриархат», который очень часто агрессивно пишет, атакует там, где не нужно. Потом люди просто дезориентированы, не могут дать объективной оценки того, что происходит.

В нашей епархии я встречался с многими людьми, которые высказывают свой страх: «Действительно ли галичане хотят быть православными, хотят ли отделиться от Рима?» Моя задача часто состоит в том, чтобы объяснять. Говорю: «Я знаю лично Его Блаженство Любомира, знал и кардинала Любачивского, ни у кого из них нет намерения отделяться от Святого Престола, никто из них не хочет делать раздора в Церкви».

Люди говорят, что идут из них делать православных. Проблема в том, что многие люди боятся самого слова «православный».Сегодня для людей, которые пострадали от наших братьев православных, которые стали орудием ликвидации нашей Церкви, это слово не звучит индифферентно. Поэтому нужно объяснять людям, что слово «православный» можно понимать так, как его понимали в начале, что не может быть православный без того, чтобы не быть католиком. А не так, как его кое-кто понимает сегодня. Это большой вопрос и я думаю, что люди не понимают сам подход. И есть те, которые используют это. Думаю, что появление лефевристов в Галичине также показывает, что многие люди не понимают о чем идет речь.

— Насколько остро стоит сейчас проблема "украинцы-русины" в Вашей епархии?

— Лично я сегодня не ощущаю такой проблемы. Вопрос национальности, равно как и вопрос веры, есть внутренним делом человека. Нужно подходить к нему с пониманием. Епископ за канонами Церкви послан быть пастырем всем людям, которые находятся на его территории. Это четко говорится в кодексе для Восточных Церквей. Поэтому я хочу здесь работать, пока Господь Бог дает мне силу. Прошу Его прежде всего о мудрости, чтобы находить подход с любовью ко всем людям и чтобы быть пастырем всем людям, независимо от того ощущают они себя украинцами, русинами, венграми или румынами. Здесь каждый избирает себе то, что ему подходит.

Я думаю, что обязанность Церкви – служить всем людям. Мы находимся в периоде определенных изменений, но Церковь должна быть на высоте, она не может кому-то предоставить преимущество и против кого-то воевать. Я думаю, что наши священники стараются работать по совести для всех людей.

— Говорят что Вы, хотя и за происхождением римо-католик, есть наиболее православным среди греко-католиков Мукачевской греко-католической епархии. Что Вы ответите на это?

(улыбка) Еще никто мне этого не говорил. Если речь идет о такой православной вере, которая объединена с Вселенским Архиереем, то действительно хочу иметь все приметы того, за что мы молимся в наших молитвах – быть католиком и быть ортодоксальным в значении верности всему тому, чего Католическая Церковь учит. Стараюсь придерживаться наших традиций и наших всех директив. Кое-кто был удивлен, что я начал служить Архиерейскую Службу Божью. Кое-кто думал, что я выдумал новый обряд. Я просто взял архиеретикон, который был отпечатан в Риме на церковнославянском языке для нашей Церкви, и служу по нему. Ничего нового не внес.

Стараюсь, чтобы то, что может быть в нашей Церкви, было. Например, о Службе Наперед освященных даров почти никто не знал, и я попросил наших священников в период поста по средам и пятницам править эту службу Божью. Бывало кое-кто говорил, что я внедрил то, чего у нас не было. Тогда я должен был объяснять, что они помнят то, что было в подполье, но эта Служба была и есть, например, в Венгрии, Пряшивщине, Кошицком экзархате. И мы не можем сейчас быть другими.

Иногда кто-то пугается. Так, например, цвет риз во время Большого поста красный, а некоторым это не подходит, поскольку напоминает красный цвет коммунистического флага. Но красный цвет – это цвет мучеников. Когда мы людям объясняем, они начинают понимать. Думаю, что нам нужно сохранить то, что имеем и восстановить то, что есть хорошее. Поэтому в епархии стараемся достойно праздновать, например, праздник Евхаристии, Сердца Иисуса. У нас никто не говорит, что это не наша традиция, поскольку тот, кто знает восточную теологию, понимает, что это наша традиция.

Церковь – живой организм. Сейчас, например, Папа объявил год Евхаристии, которая начнется во Вселенской Церкви в октябре с Международного Евхаристического конгресса, который состоится в Мексике. Этот год должен коснуться и нашей Церкви. Это углубит духовную жизнь.

Разговаривал Василий КОПЫН
Ужгород, август 2004 г.


Биография из сайта УГКЦ: Преосвященный Владыка Милан Шашик родился 17 сентября 1952 года в Лехоте, Словакия. После окончания начальной и средней школы, в 1971-1976 годах был слушателем курсов философии и теологии в Высшей семинарии в Братиславе. 31 июля 1971 года поступил в Мисийную Конгрегацию Отцов Лазаристов. 27 сентября 1973 года принял вечные обеты. 6 июня 1976 года стал священником. По решению Святого Престола, о. Милан Шашик служил в двух обрядах: греко-католическом и латинском. С 1990 по 1992 гг. учился в Папском Институте Духовности “Teresianum” в Риме, где получил степень магистра. С 5 октября 1992 года по 7 июля 1998 года работал в Апостольской Нунциатуре в Украине. Был директором Новициата в Конгрегации Отцов Лазаристов в Словакии. В августе 2000 года возвратился в Украину. 12 ноября 2002 года Иван Павел II назначил о. Милана Апостольским Администратором ad nutum Sanctae Sedis (к отзыву) Мукачевской епархии Греко-Католической Церкви. Кроме родного, словацкого языка, владеет украинским, итальянским, чешским, русским и польским.