Реформирование – путь к евроинтеграции
Слово реформа достаточно энигматично. Оно предполагает, что что-то не работает и это надо изменить. В нашем государстве сегодня много говорится о реформе, но мы сами видим, что нужно добрая воля тех, кто хочет реформировать, но и добрая воля тех, которые примут эту реформу. Разные бывают реформы: политические, экономические, аграрные, образовательные. Сегодня модно реформировать.
Слово реформа достаточно энигматично. Оно предполагает, что что-то не работает и это надо изменить. В нашем государстве сегодня много говорится о реформе, но мы сами видим, что нужно добрая воля тех, кто хочет реформировать, но и добрая воля тех, которые примут эту реформу. Разные бывают реформы: политические, экономические, аграрные, образовательные. Сегодня модно реформировать.
Наибольшей реформой в истории человечества последних 2-х тысячелетий считают реформу, которую начал Мартин Лютер в 16 веке. Дошло до того, что западное христианство поделилось на католический и протестантский мир. Когда Католическая Церковь осознала, что так дальнейшее быть не может начала она и свою так называемую контрреформацию, и весь этот период 16-17 века считают порою не реформы, но реформации - эпохой реформ. Это была тяжелая историческая операция. В 1998 году Западная Европа праздновала 350-летие Вестфальського мира, который наступил после 30-летней войны, когда в Западной Европе христиане католики и протестанты убивали друг друга, чтобы их сторона взяла верх. Окончилось это тем - как всегда в политическом мире - компромиссом принятия принципы - cuius regio, eius religio - чья сторона, того и религия - но раны разделения Западной Европы, а мы еще прибавим и разделение между Востоком и Западом - не преодолены и по сегодняшний день.
Несколько дней назад Папа Венедикт ХVI был в Германии, и в Эрфурте встретился с наивысшими представителями Немецкой Евангелистской Церкви. Все прошло учтиво, куртуазно, может даже и искренне, но ответов на основные вопросы не найдено - так глубоко укоренена уже бездна разделения.
Теперь перейдем к более новым временам, к истории Украины. Двадцать лет тому назад Украина получила свою независимость. Помимо всяких проблем, мы живем все-таки в свободном и хотя бы в какой-то мере демократическом государстве. Церковь не преследуется. Существует религиозная свобода. Украина как европейское государство избрала европейское измерение. Политически мы преимущественно заявляем, что хотим в Европу и в Европейский Союз, но, в то же время, отмечаем, что друг друга не знаем, что не хотим уступить, или как в нашем народе говорят: если не будет так как я скажу, то пусть все пропадет.
Как христианин, а прежде всего как священник, который в эту минуту обращается к христианам, которые, я верю, хотят быть верными последователями Христа, вместо слова реформирования я вернулся бы к Евангелию, к науке Христовой, к Христову миру и к единству во Христе.
Как бы мы не смотрели на историю Европы, одного мы отрицать не можем, что трудно себе представить Европу без христианства - культуры, искусства, литературы, и тому подобное. Сегодня модно говорить о иудео-христианских традициях Европы, и мы это принимаем, потому что христианство выросло или скорее дополнило древне-иудейскую традицию, и на этой традиции появилась и европейская цивилизация, которая впоследствии распространилась по всему земному шару. Сегодня экуменисты согласны в принципе в одном, что в основном всякие расколы, схизмы и разделения были следствием не догматических рассуждений, но появлялись по причинам греховности, жажды власти, нехватки толерантности, гордости и желания господствовать друг над другом. Церковь - это тело Христово, которое состоит из людей, которые разделили себя на разные вероисповедания и этим стали совиновными в большей или меньшей степени в грехе разделения. Если мы действительно настоящие христиане и европейцы, а я сказал бы больше - если мы хотим действительно жить евангельской жизнью и быть верными последователями Христа, мы должны пламенно желать и искать путей к единству.
Посмотрим кратко на историю Европейского Союза, который сегодня считают своеобразным клубом победителей и экономического процветания. Как этот Союз родился? В первую очередь с печалью надо сказать, что он родился лишь в Западной Европе, потому что везде, где господствовал сталинский режим в Советском Союзе и так называемых сателлитных государствах - народы этого блока были лишены возможности, и более того, не могли даже думать стать членами этого Союза.
Европейский Союз появился после страшной травмы и катаклизмы человечества - ІІ Мировой Войны, во время которой свыше 50 млн. людей погибло, потому что человечество поддалось греху и отбросило свои христианские традиции. В непосредственно послевоенном времени в Западной Европе нашлись три великих государственных мужа: француз Робер Шуман, немец Конрад Аденауэр и итальянец Альчиде де Гаспери - глубоко убежденные христиане, которые твердо заявили, что Европа не смеет опять вести с кем-либо войну. Эти три мужа были глубоко убежденными христианами и сегодня надо утверждать, что в Европе уже 60 лет, кроме войны на Балканах в 90-х годах, войны не было. Может мало кто из вас знает, что те 12 звезд на флаге Европейского Союза взяты из образа Богоматери в западном искусстве. Такими глубоко верующими христианами были Шуман, Аденауэр и де Гаспери. Они строили новую Европу на принципах ее иудео-христианской традиции, сосуществования, прощения, примирения и взаимопонимания. Большим шагом в осуществлении христианских принципов был акт примирения, осуществленный генералом де Голем и Канцлером Германии Конрадом Аденауэром, когда эти два великих европейских народа, которые на протяжении многих веков воевали, соперничали и соревновались, пришли к примирению, к сотрудничеству до той степени, что по нынешний день эти два государства являются теми, кто диктует главные направляющие политики Европейского Союза.
К сожалению, на протяжении лет, после смерти этих великих христиан и политиков в Европейском Союзе притуплялось понятие понимания своих иудео-христианских корней. Перевесила экономическая сторона, благосостояние, и дошло до того состояния, что в последнее десятилетие надо было бороться, чтобы получить в борьбе помещение под часовню для тех депутатов, которые желали пойти на Литургию в воскресенье и праздники.
С 1989 до 1991 года длился следующий переломный период - упала Берлинская стена - исчез железный занавес. Восточная Европа стала свободной, и тогда мы, восточные европейцы, а также и умные западные европейцы поняли, как они мало знают действительно о всей Европе от Атлантики до Урала. Европа не является лишь западным романско-германским миром, она охватывает славян, не только римскую латинскую традицию, но и восточную традицию. Эти две традиции: римская и византийская есть в процессе интеграции.
В этом большом образе Украина находится на перекрестке Востока и Запада Европы. Здесь всегда будут пересекаться западное и восточное мировоззрение, византийская и римская традиция. Украина вышла из тоталитарной системы и много пострадала именно потому, что была травмирована. Мы это почувствовали, прежде всего, здесь, на землях Западной Украины. Сколько недоразумений, конфликтов и борьбы за здания, дома церкви и т. п. Нам надо интегрироваться в Европу. Мы должны усвоить себе христианские ценности. Здесь, как священник, я не скажу вам ничего нового, я лишь вспомню древние начала, если мы хотим интегрироваться в Европу, если мы хотим реформировать Европу, мы должны обновиться во Христе, мы должны стараться возобновить старый лозунг, сказанный еще папой Пием ХІ: В Христовом Царстве пусть господствует Христов мир. Мы должны возобновить все во Христе – Omnia restaurare in Christo. А если говорить языком Папы Ивана ХХІІІ и Второго Ватиканского Собора, Церковь не должна бояться обновления - aggiornamento.
Если мы хотим настоящей европейской интеграции Украины, если мы хотим действительно реформировать Европу, то мы должны внести почтенный взнос христианского восточного духовного измерения. Мы должны обмениваться дарами, передавать свой опыт и знание, учиться у западных народов искать пути к единству, чтобы Европа, тот общий европейский дом от Атлантики до Урала был настоящим христианским, разнообразным, но одним континентом, скрепленным ценностями Христова Евангелия.